Охрана земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 09:40, творческая работа

Краткое описание

Охрана земель – это социально-правовой институт, каторый можно охарактеризовать как важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.
Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей (ст. 12 ЗК). Правовая охрана земель это в

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Правовые  основы охраны земель

Основная  часть

Правовая  охрана земель.

Охрана  земель – это социально-правовой институт, каторый можно охарактеризовать как важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.

     Правовая  охрана земель — это охрана их правовыми  средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению  к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан  путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей (ст. 12 ЗК). Правовая охрана земель это в первую очередь соблюдение правил рационального их использования. Порядок использования земель установленный в земельном законодательстве предполагает их сохранение, восстановление и улучшение. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса. Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 12 ЗК РФ). Здесь проявляется социальный аспект необходимости и закономерности сбережения и охраны земельных богатств нашей Родины.

     В результате использования земель в  качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного  операционного базиса встает необходимость  их охраны от нерационального, неправильного использования. В постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" говорится, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это наше богатство используется крайне неэффективно. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого влияния на землю в ряде регионов страны превышен, есть реальная угроза истощения и загрязнения земель. Нешуточную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв (эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 12% земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

  В то же время охрана земель является составной частью деятельности человека, всего общества по поддержанию благоприятной окружающей природной среды, сохранению и воспроизводству полезных свойств и качеств земель и каждого земельного участка в отдельности путем использования рациональных способов хозяйственной деятельности и производства, не нарушающих естественных законов самовосстановления плодородия почв. В этом естественно-природном аспекте целями охраны земель закон признает:

  1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других вредных воздействий хозяйственной деятельности;
  2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся вредным воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).

     Под деградацией земель сельскохозяйственного  назначения ст.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном  регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" понимает ухудшение свойств этих земель в результате природного и антропогенного воздействий. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации программы предусматривается разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель, и их восстановления и положение о порядке перехода малопродуктивных угодий в другие виды угодий.

     Согласно  ст.1 Федерального закона "О государственном  регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных  элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. А в инструкции утвержденной приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г. N 160. Это поясняется как ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

 В Инструкции сказано, что захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, битое стекло, строительный мусор, древесные остатки и др.).

  Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. Причиной применения мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не возникает.

  Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем и способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Наиболее вредными воздействиями на земельные участки закон признает радиоактивное и химическое загрязнение. Порядок использования таких земель определяет Правительство РФ оно учитывает нормативы предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещено производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

  Правовой аспект охраны земель в Российской Федерации находит свое проявление в установлении законами, другими правовыми актами способов и нормативов рационального использования земель, в принятии правообладателями земельных участков природоохранительных обязанностей, в установлении разных форм земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, правильном землепользовании и привлечении к ответственности нарушителей земельного правопорядка.

  В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, в которые входит перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Для правильной оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. При проверке соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

  Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов специального культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяет Правительство РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиоактивного и химического воздействия. Единые правила определения нормативов предельно допустимых уровней радиоактивного и химического воздействия предписаны ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности населения установлено ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения». Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

  Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. Эти нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами. Российской Федерации в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической службы.

  В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, создаются специальные экологические программы на основе ФЗ от 10 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории». Для предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (п. 6 ст. 13 ЗК РФ).

  Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, исполняется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов. Федерации. При этом следует учитывать предписания ФЗ от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

     Предписания нормативных правовых актов о  рациональном использовании земель реализуются правообладателями  земельных участков. Закон (ст. 13 ЗК РФ) обязывает их проводить мероприятия  по:

    -сохранению почв и их плодородия;

-защите земель от воздушной и ветровой эрозии, селей, подтопления, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, а так же биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

-защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактерия - паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

-ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

    -сохранению достигнутого уровня мелиорации;

    -рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    -сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

     При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ  и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается  и используется для улучшения малопродуктивных земель.

     В целях повышения заинтересованности правообладателей земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от вредных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах (п.8 ст. 13 ЗК РФ).

     Использование земель оказывает в ряде случаев  неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом.

     Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и иной деятельности. 

Информация о работе Охрана земель