Понятие права собственности на компоненты природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в систематизировании и выделении особенностей правового регулирования права собственности на природные объекты.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие права собственности на природные объекты и указать виды собственности;
– указать правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами;
– охарактеризовать виды права собственности на природные объекты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ………………………………………………….6
1.1 Общие положения о праве собственности на природные объекты…………………………………………………………………6
1.2 Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и природными объектами………………………………………………………….......12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ............................................................................16
2.1 Право государственной собственности на природные объекты……16
2.2 Право частной собственности на землю……………………………..21
ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить признаки, характеризующие право государственной собственности на землю и отличающие его от права частной собственности на землю:

  • во-первых, в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте (как земля);
  • во-вторых, в собственности государства находится большее количество земель, чем в частной собственности. Частная собственность на землю ограничена как размерами земельных участков, так и кругом участников;
  • в-третьих, государство приобретает имущество как по основаниям, являющимся общими для всех субъектов права, так и по присущим только ему;
  • в-четвертых, государство само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Закрепив права собственника в законах, государство затем подчиняет свою деятельность им же установленному праву.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника.

Право пользования животным миром  – это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира [8, с. 244].

Пользование – одно из основных правомочий собственника, а также юридического лица, являющегося субъектом права оперативного управления или права хозяйственного ведения. Пользователями животного мира могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации [9, с. 254].

Пользование объектами животного  мира осуществляется по следующим видам: охота; добыча охотничьих животных в целях их использования в экономической деятельности, осуществляемой пользователем охотничьих угодий (далее - промысловая охота); любительское рыболовство; промысловое рыболовство; добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование объектами животного  мира осуществляется в порядке общего и специального пользования объектами  животного мира.

Современным законодательством устраняется обезличивание в с использовании земли и других природных объектов, имевшее место по прежнему земельному законодательству.

Во-первых, было введено платное  землепользование в форме земельного налога или арендной платы, дифференцированных в зависимости от качества и местоположения земельного участка, что является существенным экономико-правовым рычагом для повышения эффективности землепользования.

Во-вторых, установление частной собственности  на землю, введение в земельные отношения системы арендных отношений позволяют приблизить производителя сельскохозяйственной продукции к механизму отношений собственности.

В-третьих, каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на земельный  участок, условия и порядок предоставления которого определяется законодательством, и отказ гражданам в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке.

В-четвертых, каждый пользователь земли  несет ответственность за результаты хозяйствования на предоставленном ему земельном участке и лишается своего титула права собственности, землепользования или аренды, если используемый им участок ухудшается.

В-пятых, предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию рационального использования и охраны земель, предоставление земли на льготных условиях, предоставление льготных кредитов и т.д. [2, с. 127].

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности  на природные ресурсы.

При этом недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. В Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства. В этой связи не исключаем такое толкование (официальное) указанной нормы Конституции, согласно которому собственником данных земель наряду с государством может быть и гражданин, негосударственное юридическое лицо.

В соответствии с основным целевым  назначением и независимо от форм собственности все земли в  Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного  назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и  сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Собственность на землю, как уже  отмечалось, выступает в государственной  и частной формах. Только земли  сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. К землям сельскохозяйственного  назначения относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, предназначенные для этих целей.

В частной собственности граждан  могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного  подсобного хозяйства: строительства  и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

Недра – часть земной коры, расположенная  ниже почвенного слоя, а при его  отсутствии – ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков.

В соответствии со статьей 28 Кодекса  Республики Беларусь о недрах пользование недрами осуществляется по следующим видам: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; использование подземных пространств в целях, предусмотренных статьей 27 Кодекса Республики Беларусь о недрах; использование геотермальных ресурсов недр.

Недра предоставляются в пользование  на срок: для геологического изучения недр – до пяти лет; для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр - до двадцати лет; для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией; при передаче участков недр в концессию - до девяноста девяти лет.

Период времени, необходимый для  проведения рекультивации земель, а  также для приведения нарушенных при пользовании недрами иных компонентов природной среды  и природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, включается в срок пользования недрами.

Недра предоставляются в пользование  на срок: для геологического изучения недр - до пяти лет; для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных  ресурсов недр - до двадцати лет; для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией; при передаче участков недр в концессию - до девяноста девяти лет [11].

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Воды – вся вода, находящаяся  в водных объектах, которыми является сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (ст. 1 Водного кодекса) [4].

Субъектами водных отношений могут  выступать органы государственного управления, объединения, подчиненные  Правительству Республики Беларусь, и водопользователи.

Водопользователями могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных  границах, указанные в статье 3 настоящего Кодекса.

Правовой режим объектов водных отношений определяется настоящим  Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Леса (государственные и колхозные) образуют единый государственный лесной фонд. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Лесопользователями могут быть предприятия, организации и учреждения, а также граждане. Лесным кодексом установлены следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов; побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов; орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и др.); пользование лесом в научно-исследовательских целях; пользование лесом в культурно-оздоровительных целях; пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства [15].

 

2.2 Право частной собственности  на землю

 

Право  частной собственности  на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности. Частная собственность в общем  плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается  из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических и юридических). Право частной собственности охватывает собой систему норм, устанавливающих частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности.

Основания ее возникновения, изменения  и прекращения, объем и порядок  осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а  также и система гарантий,  и защита прав земельных собственников  закреплено законодательством.

Право частной собственности на землю как субъективное право  охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника. В   содержание   субъективного   права   собственности   входит   мера дозволенного   поведения  собственника.  В   качестве   такого,  дозволенного поведения  собственника,  ст.  213  Гражданского кодекса Республики Беларусь  рассматривает  правомочия   владения, пользования и распоряжения.  При этом необходимо учитывать,  что  норма  этой статьи  устанавливает  только  специальные   пределы   осуществления   права собственности.  На  осуществление  права   частной   собственности   граждан распространяются и  общие  пределы  осуществления  субъективных  гражданских прав, установленные согласно ст. 2 и 9 Гражданского кодекса. Республики Беларусь  [5].

В частной собственности граждан  Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные  для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации  недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства;  дачного строительства. Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан  Республики Беларусь, негосударственных  юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций. Земельные  участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь и п. 1 ст. 213 ГК предусмотрено, что «собственность может быть государственной и частной».

При этом государство гарантирует  равную защиту и равные условия для  развития всех форм собственности. Государственная и частная форма собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Однако, деление форм собственности, в основу которого положен единственный критерий – субъект права собственности – не исключает других классификаций права собственности на различные виды и подвиды.

Кодексом «О земле» (ст. 13) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования [24, с. 187].

Информация о работе Понятие права собственности на компоненты природной среды