Понятие права собственности на компоненты природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в систематизировании и выделении особенностей правового регулирования права собственности на природные объекты.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие права собственности на природные объекты и указать виды собственности;
– указать правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами;
– охарактеризовать виды права собственности на природные объекты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ………………………………………………….6
1.1 Общие положения о праве собственности на природные объекты…………………………………………………………………6
1.2 Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и природными объектами………………………………………………………….......12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ............................................................................16
2.1 Право государственной собственности на природные объекты……16
2.2 Право частной собственности на землю……………………………..21
ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)
  • отличия, вытекающие из специфических характеристик природных ресурсов как объектов собственности;
  • отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Отличия по объекту собственности  обусловлены, во-первых, особым характером природных объектов как предметов материального мира, во-вторых, особой значимостью этих объектов для человеческого общества. Поэтому в отношении природных объектов установлены следующие особые положения статуса:

а) земли и природные объекты отграничены в своем учете от 
учета иных средств производства или имущественных объектов: при 
родные объекты учитываются по натуральным показателям, например, земля в баллах по кадастровой оценке; система учета отличается от бухгалтерского, посредством которого учитываются имущественные объекты как по натуральной, так и по денежной оценке;

б) использование земли и природных объектов планируется в 
обособленном порядке. Планы использования земли, лесов, недр и других природных объектов до 1974 г. осуществлялись обособленно, а после 1974 г. представлялись для утверждения одновременно с проектами планов развития народного хозяйства. В отношении использования земель и других природных объектов, как правило, предусматриваются различные программы;

в) распределение и перераспределение  природных объектов обязательно осуществляются в натуре, путем отвода, т.е. обозначения границ объекта на местности с последующей выдачей документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды выделенными объектами.

Такой подход обусловлен объективными особенностями природных объектов: их значительной территориальной пространственностью, неподвижностью, потребностью участия специалистов в землеустроительных, лесоустроительных и других видах действий по предоставлению природных объектов в пользование.

Отличия по содержанию права собственности  вытекают из целей и задач, стоящих  перед обществом. Их можно подразделить на пять основных видов:

  • особый режим использования природных объектов существенно отличается от использования имущества: природные объекты должны эксплуатироваться в точном соответствии с их целевым назначением, которое определяется как установлением категорий, так и целевым назначением при предоставлении в хозяйственную эксплуатацию;
  • приемы хозяйственной эксплуатации должны осуществляться не во вред механизму экологического взаимодействия объективных законов природы, в силу которых функционирует данный природный объект;
  • контроль за природными объектами должен быть направлен на 
    экологически правильную хозяйственную эксплуатацию, что требует 
    систематического надзора и принятия мер к устранению нарушений. 
    Поэтому предусмотрена система государственного контроля по всем 
    видам природных объектов;
  • поскольку природные объекты представляют собой естественные организмы, необходимо непрерывное наблюдение за их развитием, в связи с этим предусмотрена особая система – мониторинг;
  • если имущество в ходе неправильной эксплуатации было подвергнуто порче, то причиненный имущественному объекту вред можно сразу обнаружить. Вред же, причиненный природному объекту,обнаруживается, как правило, спустя значительное время.

В законодательстве об использовании  и охране природных объектов установлено право государства в лице его органов вмешиваться в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов, если таковой осуществляется с нарушением установленных правил. Принятием ряда нормативных актов законодатель попытался разрешить вопросы, связанные с правом собственности на природные объекты и ресурсы. При обсуждении законодательных актов о земле, о собственности в Верховном Совете Республики Беларусь двенадцатого и тринадцатого созывов (1990 – 1996 гг.) основной спор разгорался вокруг положений о праве собственности на землю и другие природные ресурсы, и в особенности на определение субъектов данного права.

Статья 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном  суверенитете от 27 июля 1990 г. устанавливала, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Как видно, в данном документе по существу на конституционном уровне было закреплено право собственности республики на землю и другие природные ресурсы, находящиеся на территории Беларуси.

В соответствии с нормами Конституции  Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства.

Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Несколько дискуссионными представляются положения по вопросам собственности, изложенные в некоторых Законах Республики Беларусь.

К указанным объектам относит природные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения; земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; воздушное пространство [19].

В соответствии со статьей 3 данного  Закона владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности. Указанной статьей круг субъектов права пользования природными ресурсами ограничен только государственными органами и государственными предприятиями.

Закон «О животном мире» определяет: «Животный мир – охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе [21].

 

1.2 Правомочия собственника  по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и природными объектами

 

В содержание права собственности  на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования – это юридическая  возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность  в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение [14, с. 105].

Содержание права собственности  определяется Конституцией Республики Беларусь [12], Кодексом Республики Беларусь «О земле» [10], Гражданским кодексом Республики Беларусь [5] и другими нормативными актами, которые устанавливают круг собственников, формы собственности, основания возникновения права собственности, содержание и объекты права собственности, принципы осуществления защиты права собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами.

Государство осуществляет права владения через свои органы управления и хозяйствования или путем передачи природных объектов во владение и пользование физическим и юридическим лицам. Право пользования связано с извлечением полезных веществ и полезных свойств природного объекта. Как собственник государство определяет порядок природопользования на своей территории. Поэтому право природопользования граждан и различных организаций зависит от воли государства, осуществляющего свое право пользования как собственник. Под правом распоряжения природными объектами следует понимать возможность совершать действия, определяющие их целевое назначение и конкретных пользователей, осуществлять предоставление и изъятие земель и других природных объектов, устанавливать порядок и ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения. Материальный мир, окружающая человека среда состоят из объектов природы, созданных самой природой и человеком. Правовую природу объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность.

Однако в этой системной целостности  природных объектов объектом каждого конкретного экологического правоотношения является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля с ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и их полезными свойствами жизнедеятельности. Итак, объектами права собственности являются: отдельные природные объекты (земля, леса, недра и т.п.); только те, которые предусмотрены в законе; при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Определенную значимость для правового  статуса природных объектов имеет характер их происхождения. В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Отдельные виды природных ресурсов объединены в фонды, которые имеют определенный правовой статус. Так, земельный фонд используется в качестве средств производства и пространственного операционного базиса; водный – для удовлетворения потребностей людей и народного хозяйства в воде; лесной – для получения древесины, побочных лесных продуктов, оздоровления окружающей среды и т.п. Каждый из фондов природных ресурсов имеет многоцелевой характер использования. Поэтому в них выделяются экологические приоритеты. Так, в земледелии приоритет отдается сельскохозяйственному назначению земель; в водопользовании – питьевому и бытовому назначению для населения и т.п. Фонды, в свою очередь, подразделяются на «подфонды». Каждый подфонд» имеет свое целевое назначение, а значит, и правовой статус. Так, земельный фонд делится по категориям земель. Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле, в соответствии с основным целевым назначением все земли подразделяются на семь категорий.

Отраслевое экологическое законодательство требует значительной доработки, подготовки и принятия доработанных и дополненных в соответствии с экономической ситуацией в республике отраслевых кодексов и законов, отражающих основные изменения в правовом регулировании института права собственности.

Как показывает практика не только Республики Беларусь, но и других государств, в  том числе развитых, одной из сложнейших задач в области отношений государственной собственности с экономической, политической и правовой точек зрения является определение круга объектов, которые должны находиться в государственной собственности, обеспечение эффективного использования государственного имущества, исключение возможности злоупотребления правом распоряжаться данным имуществом.

Субъективное право собственности  государства на землю означает меру его возможного поведения как  собственника и состоит из обычных правомочий собственника, предусмотренных законом. Право владения землей государства подлежит прекращению только в случае приватизации земли. Порядок и условия такого отчуждения (передачи земли) устанавливаются государством. Право владения государством земельными участками определенных категорий не подлежит прекращению ни по каким основаниям и не может быть ограничено. Право пользования состоит в возможности извлекать из земли полезные свойства, использовать ее природные качества для удовлетворения общественных потребностей и интересов. Государство само пользование землей не осуществляет. Земля используется в процессе производства не самим государством, а различными юридическими и физическими лицами: владельцами, пользователями, арендаторами [2, с. 123]. Право распоряжения землей – это установление, изменение либо прекращение правоотношений по поводу земли как объекта права, осуществляемое государством.

Таким образом, право собственности  на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использования и охраны.

 

ГЛАВА 2

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

2.1 Право государственной  собственности на природные объекты

 

Содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно  отличается от одноименных имущественных правомочий собственника. Государство: устанавливает и изменяет целевое (хозяйственное) назначение земель; распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями; передает земельные участки в частную собственность; выкупает землю у частных собственников; устанавливает условия и порядок, формы землевладения и землепользования; контролирует использование и охрану земель.

Право государственной собственности  включает и управление земельным фондом. За рамками правомочий владения, пользования и распоряжения землей остаются земельные полномочия, связанные с учетом земель, землеустройством, мониторингом и др. В этой связи в теории земельного права выделяют самостоятельное земельное правомочие - управление землей - и рассматривают его в качестве элемента содержания права государственной собственности на землю [24, с. 213].

Информация о работе Понятие права собственности на компоненты природной среды