Оценка эффективности аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время Россия переживает сложный период в своей истории. Проведены кардинальные преобразования в агропромышленном комплексе, затрачены огромные усилия на практическое осуществление “передовых” идей форсированного перехода к рыночной экономике. Но спустя несколько лет пришлось официально признать, что проводилась ошибочная аграрная политика. Первоначально, особенно в средствах массовой информации, преобладал взгляд на новые условия хозяйствования как на свободные рыночные отношения. Поэтому вопрос о приоритетах аграрной политики казался незначительным и неактуальным. Реальная практика реформирования довольно быстро развенчала этот рыночный романтизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Вхождение России в мировое хозяйство во многом зависит от решения проблемы конкурентоспособности экономики, и особенно, аграрного сектора. Критерий конкурентоспособности является синтетическим показателем, который характеризует положение страны на мировом рынке.

Основными показателями при определении конкуренции на мировых рынках является объем ВВП в расчете на душу населения, уровень продовольственной безопасности.

Позиции России в сравнении  с позициями ряда других стран  в рейтинге конкурентоспособности  оставляют желать лучшего, хотя в российской экономике, в том числе и сельской, имеются огромные резервы повышения конкурентоспособности производства.

За последние годы Россия укрепила свои позиции в мировой  экономике, однако по сравнению с  США ВВП России значительно отстает и составляет около 10%. Но главное заключается в том, что за 2005–2010 гг. Россия по объему своего ВВП опередила такие страны, как Франция, Великобритания и Италия и вошла в пятерку мировых стран-лидеров, а объем ВВП России в 2010 г. составил 45,7 трлн. руб., что превышает этот показатель 2006 г. почти в 2 раза.

Доля АПК в мировом  ВВП по оценке составляет более 25% и  имеет тенденцию к увеличению за счет степени переработки продукции  и увеличения объема валовой продукции  сельского хозяйства и повышения  конкурентоспособности продукции АПК.

Важнейшими факторами  повышения конкурентоспособности  аграрного сектора экономики  любой страны, в том числе и  России, являются:

– проведение целенаправленной политики государством;

– усиление роли государства  в развитии и поддержке этой важной сферы;

– повышение качества продукции и работы;

– снижение издержек производства;

– введение госзаказа  на производимую сельскохозяйственную продукцию;

– улучшение научного обеспечения АПК.

Однако следует подчеркнуть, что реализация стратегических задач аграрной политики, прежде всего, повышение уровня жизни сельского населения и конкурентоспособности АПК на внутреннем и мировом рынках возможна на основе модернизации всех звеньев АПК и национализации ведущих отраслей экономики, разработки и принятия Федерального закона «О конкурентоспособности экономики России».

 Эволюция аграрной политики в 1990-2000 годы

Развитие агропродовольственной  политики в новой России с определенной степенью условности можно разделить на три периода: первый – 1991-1994 годы, второй – 1994-1998 годы и третий – после 1998 года.

На первой стадии реформы  Россия, как почти все страны с переходной экономикой, начала с либерализации цен, ликвидации системы государственных закупок в аграрном секторе, отмены обязательных планов производства для сельхозпредприятий.

Были отменены субсидии и льготы для сельского хозяйства. Сельское хозяйство погружалось в рынок, а руководители отрасли столкнулись с огромным количеством проблем, которые не могли быть решены традиционными методами централизованно планируемой экономики. В результате агропродовольственная политика этого периода формировалась ad hoc, в режиме пожарной команды, с возникающими проблемами боролись спонтанно, и часто используя инструментарий предыдущей экономической парадигмы.

 Правительство все  еще пыталось контролировать  цены на довольно широкий

спектр продовольственных  товаров относительно долго после  ценовой либерализации. На этой стадии все еще продолжалась торговая политика, имманентная для экономики продовольственного дефицита, когда правительство субсидировало продовольственный импорт и ограничивало экспорт. В России вводились ограничения на экспорт зерна, субсидировался импорт некоторых продовольственных товаров, страна получала продовольственную гуманитарную помощь.

На второй стадии эйфорию  либерализации стал вытеснять аграрный протекцио-

низм. Россия ввела минимальные  гарантированные цены, импортные  тарифы и квоты, экспортные субсидии. В то же время эта политика еще находилась под влиянием предыдущей парадигмы. Так, например, минимальные гарантированные цены постоянно устанавливались выше фактических рыночных цен, то есть на неэффективном уровне, и не использовались для реальных рыночных интервенций. На этой стадии было организовано агентство по регулированию аграрного рынка (ФАП). Другой чертой этого периода стало введение компенсации производственных затрат сельхозпроизводителям.

С развитием реформ руководители сектора приобретали рыночный опыт и нача-

ли понимать, как функционируют  рынки. Сельхозпроизводители также приобретали опыт функционирования в рыночных условиях и стали осознавать собственные интересы; стали самоорганизовываться в лоббирующие организации. Достигнутая относительная финансовая стабилизация к этому времени (1997 год) сыграла также не последнюю роль в переходе к третьему периоду развития агропродовольственной политики. В результате правительство стало применять более комплексные меры с более артикулированными целями. Поэтому уровень протекционизма начал расти, доля расходов на сельское хозяйство в бюджете – увеличиваться.

. С началом либеральных реформ  поддержка сократилась, и далее  произошло заметное увеличение этой поддержки. В 1998 году падение произошло в значительной мере из-за девальвации рубля, более детальный анализ политики говорит о том, что после кризиса в агропродовольственной политики наметились новые тенденции.

Расходы правительства на сельское хозяйство сократились. Около 50% все поддержки – это расходы на поддержку сельхозпроизводителе,40% - общие

услуги и около 10% - расходы на закупку продовольствия в государственные фонды.

После 1998 года доля общих услуг  растет за счет сокращения доли поддержки и особенно – доли расходов на государственные закупки.

Одна из характерных черт российской агропродовольственной политики заключается в том, что большая часть общей поддержки сектора осуществляется за счет региональных бюджетов. Многие годы доля расходов на АПК из региональных бюджетов составляла 2/3 и в 1998 году достигла почти 80%. Однако в 2001 году доля региональных бюджетов начала падать: в 2002 году она составила уже только 50% и проекте бюджета на 2003 год – только 40%.

Основная часть поддержки  весь период осуществлялась в виде компенсации расходов на средства производства. С 1992 года, когда проявился ценовой диспаритет, правительство стремилось компенсировать рост цен на средства производства для сельского хозяйства. Вначале компенсации выплачивались непосредственно производителям. Эти компенсации включали расходы на ГСМ, газ, печное топливо, удобрения и химические средства, электричество для производственных нужд (перекрестное субсидирование), семена, племенной материал, некоторые другие не очень значительные компенсации.

Кроме того, в 1994 году была начата специальная программа государственного

лизинга по сельскохозяйственной технике: сельхозпроизводители могут  приобрести сельхозтехнику в финансовый лизинг на льготных условиях. В 2000 году расходы на сельское хозяйство в  реальном выражении выросли, однако доля расходов на сельское хозяйство  в валовой продукции сельского хозяйства и в консолидированном бюджете продолжалось снижаться.

С 2004-2006 годов начался, видимо, новый этап в развитии аграрной политики,

который будет рассмотрен ниже.

Современный этап аграрной политики –2004-2007 годы.

 Система поддержки сельского хозяйства претерпела в 2004-2006 годах

существенные изменения.

Прежде всего, после  нескольких последовательных лет централизации  бюджет-

В результате доля федерального бюджета в консолидированных бюджетных расходах на сельское хозяйство составила рекордно низкое значение – лишь 23%. Предоставление регионам исключительных прав по регулированию сельского хозяйства будет иметь самые разрушительные последствия для сектора. Прежде всего, регионы-доноры, способные финансировать поддержку АПК на всей территории, расположены преимущественно в зонах с наименее благоприятными природно-климатическими условиями для сельскохозяйственного производства. Перенос центра тяжести в бюджетной поддержке АПК с федерального на региональный уровень означает, прежде всего, стимулирование аграрного производства именно в этих регионах, что означает стимулирование неэффективного использования общественных ресурсов.

Во-вторых, поддержка  агропродовольственного сектора на уровне регионов уже 

многие годы приводит к «торговым войнам» между регионами, выдавливанию соседей с общероссийского рынка путем прямого субсидирования собственных производителей, запретам на перемещение агропродовольственной продукции по территории страны и проч. И все это происходило при довольно высокой доле федерального финансирования сектора. Перенос финансирования АПК на региональный уровень приведет к усилению этой тенденции. Иными словами, данным решением Правительства РФ все негативные последствия протекционизма на мировых аграрных рынках, на элиминирование которых нацелено Соглашение по сельскому хозяйству ВТО, куда Россия должна вступить, переносятся на внутрироссийский рынок.

Регионы, имеющие высокие  бюджетные возможности по финасированию аграрного сектора – это, в основном, регионы с низкой долей аграрного сектора в экономике. Это объективно обусловлено тем, что такие регионы расположены в зонах, наименее благоприятных для сельскохозяйственного производства.

Необходимость сохранить  за собой хотя бы часть функций  по субсидированию

сельского хозяйства, чтобы избежать перечисленных выше негативных последствий, заставила Министерство сельского хозяйства изменить систему субсидирования, переведя часть субсидий в межбюджетные трансферты АПК. Субсидирование племенного животноводства и элитного семеноводства, субсидирование процентных ставок по кредитам, поддержка страхования и даже завоз семян в северные районы финансируются с 2006 года только в форме межбюджетных трансфертов. Во-первых, это делает аграрный бюджет непрозрачным – менее половины субсидий сельскому хозяйству финансируется по подразделу «сельское хозяйство» функциональной классификации расходов,

остальное отражается по разделу «межбюджетные трансферты». Во-вторых, такой тип субсидирования имеет сильные искажающие последствия  для региональной аграрной политики. Поскольку федеральные трансферты предоставляются на условиях софинансирования, все регионы начинают применять на своей территории указанные программы, чтобы не лишиться федеральных трансфертов (то есть, в каждом регионе появится программа поддержки, например, льна и конопли), только чтобы выбрать как можно больше федеральных денег. Эффективность соответствующих федеральных программ,

как и расходования региональных бюджетных средств на их софинансирование, будет крайне низкой. Кроме того, это лишит регионы средств на реализацию собственных программ, которые зачастую бывают эффективнее федеральных и более соответствуют приоритетам развития АПК региона.

Другой отличительной  чертой современного периода стал рост поддержки 

АПК. В частности с 2006 года в АПК начал осуществятся Национальный проект, расходы которого были утверждены в дополнение к регулярному финансированию АПК. В конце 2006 года после четырех лет почти непрерывной работы аграрного истеблишмента страны над этим законопроектом, наконец, был принят закон «О развитии сельского хозяйства», который предполагал разработку пятилетней программы развития АПК.

Национальный проект «Развитие АПК» - один из четырех  приоритетных нацио-

нальных проектов, реализуемых  в России .

Он включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Направление «развитие  животноводства» предполагает следующие мероприятия:

1) Расширение доступности  дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Основным механизмом реализации является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет настроительство и модернизацию животноводческих комплексов.

2) Увеличение поставок  по системе федерального лизинга  племенного скота, 

техники и оборудования для животноводства. Основным механизмом является увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг». При этом предусмотрено снижение ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» по поставкам племенной продукции до 0% годовых, что удешевит лизинг в среднем на 20%, и увеличение срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет.

3) Гарантированный уровень  внешнеторгового протекционизма в животноводстве Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Основными мероприятиями  по направлению «стимулирование  развития малых 

форм хозяйствования» являются:

1) Рост кредитования  личных подсобных хозяйств и  фермерских хозяйств, а также  их кооперативов. Основной механизм  — субсидирование процентной  ставки по кредитам, полученным  ими в коммерческих банках, в  размере 95% ставки рефинансирования Банка России.

2) Поддержка развития  сети заготовительных, снабженческо-сбытовых  сельско-

хозяйственных потребительских  и кредитных кооперативов. За счет выделенных

средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку этим кооперативам, а также информационное и методическое содействие. Кроме того, в сельскохо-зяйственных потребительских кредитных кооперативах предусмотрено участие ОАО «Россельхозбанк» в качестве ассоциированного члена.

Информация о работе Оценка эффективности аграрной политики