Оценка эффективности аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время Россия переживает сложный период в своей истории. Проведены кардинальные преобразования в агропромышленном комплексе, затрачены огромные усилия на практическое осуществление “передовых” идей форсированного перехода к рыночной экономике. Но спустя несколько лет пришлось официально признать, что проводилась ошибочная аграрная политика. Первоначально, особенно в средствах массовой информации, преобладал взгляд на новые условия хозяйствования как на свободные рыночные отношения. Поэтому вопрос о приоритетах аграрной политики казался незначительным и неактуальным. Реальная практика реформирования довольно быстро развенчала этот рыночный романтизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

При оценке эффективности аграрной политики и конкретных мер регулирования в первую очередь необходимо получить систему показателей фактических результатов. Эта система сложная и может быть подразделена по разным признакам: количественные и качественные показатели; правовые нормы; суммы выделяемых по принятым решениям и фактически выделенных средств; показатели изменений в агропродовольственном комплексе под влиянием мер регулирования и т. д. При расчете показателей, их уровня и комплексности надо

учитывать общие подходы  государства к перспективам развития и регулированию аграрного сектора, общественные настроения. В России в отличие от развитых стран приоритетность развития аграрного сектора, его социальная и экономическая значимость признаются лишь декларативно, сельское хозяйство часто называют «черной дырой», которая неэффективно поглощает государственные средства. Такой подход сказывается на качестве мер регулирования. Показатели эффективности характеризуют степень достижения целей, которая определяется путем сопоставления фактических результатов государственного регулирования АПК с намеченными. Теорией и практикой государственного регулирования выработаны критические уровни ряда показателей (экономические и социальные индикаторы), достижение или превышение которых угрожает безопасности государства или может вызвать кризисы: доля собственного и импортного продовольствия, число безработных, минимальный объем потребления продуктов питания на человека в сутки, максимальное потребление алкоголя на душу населения в год и т. д. Их используют для сравнения с фактически достигнутыми уровнями. Одной из основных целей экономики отрасли является определение экономической эффективности как отдельных видов производств, так и отрасли в целом . Как считают многие ученые, для оценки экономической эффективности агропромышленного комплекса в целом определяющее значение имеет понятие «конечного продукта». Это понятие носит характер общий для всех отраслей промышленного производства и в стоимостном выражении означает валовой продукт комплекса, уменьшенный на объем внутреннего потребления. То есть, для включения в конечный продукт стоимости перерабатывающей отрасли АПК не учитывается стоимость сельскохозяйственного сырья, направленного на переработку – в расчет принимается только стоимость готовой продукции отрасли переработки.

В качестве критерия эффективности регулирования используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли  и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность регулирования.

При оценке эффективности  регулирования необходимо комплексное применение системы показателей, так как АПК РФ представляет единую систему сельскохозяйственных, агропромышленных и сервисных предприятий. АПК охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:

– сфера 1 – промышленность, производящая средства производства для  сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины,

оборудование, химикаты);

 – сфера 2 – собственно  сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);

– сфера 3 – переработка  и хранение сельскохозяйственной продукции (пищевая, кожевенная промышленность, элеваторы), а также транспортировка и сбыт продовольствия и сельскохозяйственного сырья (иногда последние две отрасли сферы 3 выделяют в особую сферу АПК).

Для каждой указанной  сферы АПК применяются определенные показатели, характеризующие эффективность их функционирования и регулирования.

Развиваются и другие подходы к оценке эффективности  регулирования АПК, в частности, ресурсно-потенциальный подход к  оценке эффективности системы регулирования. В ней абсолютная эффективность  регулирования представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта к затратам (рентабельность).

Что касается определения  эффективности регулирования экономики АПК всей страны, то таким показателем, а точнее критерием, можно считать рентабельность функционирования аграрного сектора экономики. Критерий означает мерило оценки, средство для суждения По отношению к фактическим (или намечаемым) результатам аграрной политики критерий – это внешнее понятие, через которое оценивается результат.

Критерий эффективности  аграрной политики – это степень  достижений (осуществления) объективных  целей.

В качестве других критериев  эффективности госрегулирования экономики России может быть выбрано развитие производственных сил, а также темпы роста экономического развития АПК, обеспечение экономической безопасности, продовольственной независимости, рост доходов сельского населения, уровень инфляции и безработицы.

Не менее важная роль в совершенствовании и повышении эффективности государственного регулирования экономики в целом, системы управления организацией, предприятием принадлежит контроллингу. Контроллинг основан на постоянном анализе результатов и корректировке деятельности организации, ее органов и служб, направленных на достижение стратегических целей.

Контроллингу принадлежит  функция координации деятельности различных подразделений организации, государственных, региональных и иных органов власти, связывая их потоками управленческой и бухгалтерской информации и принимаемыми на их основе системными решениями. На основе этой информации руководитель принимает решение о необходимых корректировках, дает соответствующие указания по их реализации.

Таким образом, контроллинг выполняет функции «раннего обнаружения», и только после устранения непредвиденных производственных, финансовых и других отклонений фактической траектории развития от плановой руководитель принимает обоснованное управленческое решение.

Концепция контроллинга направлена на совершенствование регулирования, повышение его комплексности, системности, информативности. В конечном итоге использование методов контроллинга направлено на повышение эффективности регулирования экономики и повышения ее конкурентоспособности.

В условиях глобализации мировой экономики остро возрастает проблема повышения конкурентоспособности  аграрного сектора экономики  страны. Поэтому определение конкурентоспособности  в настоящее время приобретает  особую актуальность при оценке эффективности аграрной политики.

Этой точки зрения придерживается ряд известных и  уважаемых ученых-экономистов: Л.И. Абалкин, А.М. Гатаулин, Е.Г. Ясин, С.Ю. Глазьев, А.П. Градов и другие.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных характеристик товара (продукции), определяющих его пре-имущество (успех) над другими, в условиях широкого предложения конкурирующих товаров (продукции) и аналогов.

Поднимаясь от конкурентоспособности  предприятия до конкурентоспособности отрасли, региона и далее АПК страны, на каждом этапе понятие конкурентоспособности охватывает все большее число критериев, характеризующих не только долю рынка, эффективность использования ресурсов и финансового преуспевания объекта исследования, но и благосостояние общества в целом.

В экономической литературе широко рассматривается точка зрения, согласно которой основу конкурентных преимуществ страны в производстве того или иного вида продукции  создают следующие четыре фактора:

– условия для развития производства (наличие квалифицированной

рабочей силы, доступность  ресурсов, инфраструктуры, необходимой  для ведения конкурентной борьбы);

– наличие и характер спроса на производимую продукцию на внутреннем и мировом рынках;

– наличие в стране отраслей-поставщиков продукции или других

сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном  уровне;

– создание в стране условий  для перевода АПК на инновационную  основу.

 

 

 

 

 

 

 Конкурентоспособность  АПК страны 

Критерии, характеризующие  конкурентоспособность страны и факторы, на нее влияющие

Конкурентоспособность региона 

Критерии, характеризующие  конкурентоспособность региона  и факторы, на нее влияющие

Конкурентоспособность отрасли 

Критерии, характеризующие  конкурентоспособность отрасли  и факторы, на нее влияющие

Конкурентоспособность организации 

Критерии, характеризующие  конкурентоспособность организации  и факторы, на нее влияющие

Конкурентоспособность продукции 

Критерии, характеризующие  конкурентоспособность продукции  и факторы, на нее влияющие


 Рисунок 1 - Схема взаимосвязи объектов конкурентоспособности и

влияния факторов на конкурентоспособность  продукции.

 

Особое значение в  работах ученых экономистов отводится  разработке методики оценки конкурентоспособности  АПК и меры ее повышения в современных условиях. Конкурентоспособность отрасли зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности.

Их можно разделить  на три группы факторов:

 экономические, 

коммерческие,

маркетинговые.

Экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

– конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение  между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

– предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций  обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых  услуг);

– рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

– имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Маркетинговые факторы  определяют преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследовании рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара на рынок, стимулированию продаж, рекламной деятельности, учету жизненного цикла товара правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товаропродвижения и др.

Формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде: конкурентоспособность – затраты – качество – цена – рентабельность.

Основой высокого уровня конкурентоспособности является качество продукции.

Проблема качества и  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность и качество – концентрированное  предложение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и  услуги как внутри страны, так и  за ее пределами.

При оценке конкурентоспособности  могут применяться 

дифференциальный,

комплексный,

смешанный методы.

В результате сравнения  одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

– продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

– продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;

– продукция полностью  неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами на внутреннем или мировом рынке.

В литературе встречается  понятие конкурентоспособность  страны.

По мнению профессора А. Селезнева, конкурентоспособность страны – это особое положение страны, которое отражается через систему показателей (индикаторов).

По этим индикаторам  можно отслеживать «критические точки», которые должны быть объектом пристального внимания органов регулирования  экономики.

В качестве индикаторов могут быть использованы следующие показатели:

– объем валового внутреннего  продукта, характеризующий емкость  рынка и потенциал конкурентоспособности;

– доля валовых накоплений в структуре конечного потребления  и доля расходов на конечное потребление;

– доходы (потери) от операции по экспорту – импорту, отнесение  к обороту экспорта – импорта;

– соотношение индекса  цен экспортируемых и импортируемых  товаров;

– внешняя задолженность  государства;

– разница между долгом страны и долгом стране;

– накопленная величина экспорта (импорта) инвестируемого капитала;

– золотовалютные резервы;

– доля производства (добычи) энергоносителей в мировом производстве;

– доля стратегически  важных товаров в структуре внутреннего  валового продукта;

– удельный вес расходов на оплату труда в стоимости внутреннего валового продукта.

Однако, как отмечалось ранее, сельское хозяйство – это  сложная многофункциональная система, где конкурентоспособность проявляется  во взаимосвязи составляющих ее объектов (товар, отрасль, производство, предприятие), поэтому оценивается нами с позиции воспроизводственного процесса, подчиняя функции управления и организации предприятия

главной цели – обеспечению  экономических условий расширенного воспроизводства и рационального  природопользования.

Конкурентоспособность аграрного производства можно определить как стратегическое направление  функционирования сельскохозяйственных предприятий, нацеленное на эффективность  производства, использования и укрепление конкурентных позиций на аграрном рынке. В этой связи достижение превосходства на аграрном рынке (локальном, региональном) отражает лишь рыночную составляющую конкурентоспособности с присущими для нее индикаторами (себестоимость, цена, прибыль, рентабельность).

Информация о работе Оценка эффективности аграрной политики