Объекты и субъекты земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть объекты и субъекты земельных правоотношений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
1. Раскрыть субъекты земельных правоотношений.
2. Рассмотреть объекты земельных правоотношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Объекты и субъекты земельных правоотношений………………………4
Решение задачи……………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………..…14
Список использованной литературы…………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Объекты и субъекты земельных правоотношений………………………4
  3. Решение задачи……………………………………………………………10
  4. Заключение……………………………………………………………..…14
  5. Список использованной литературы…………………………………….15

 

Введение

Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ). В то же время ограничиваются права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков.

Субъекты земельных правоотношений по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

В ЗК РФ определен четкий порядок разграничения участников земельных отношений на собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Давая общее определение объектам земельных отношений, ЗК РФ исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6 ЗК).

Цель работы рассмотреть объекты и субъекты земельных правоотношений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.

1.  Раскрыть субъекты земельных правоотношений.

2.  Рассмотреть объекты земельных правоотношений.

 

 

Объекты и субъекты земельных правоотношений

Земельным кодексом РФ установлено, что участниками земельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российские юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ)1.

Норма п. 1 ст. 5 ЗК является императивной. Она основывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ)2.

Следует полагать, что граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами не только земельных, основанных на властном подчинении одной стороны другой (п. п. 1, 2 ст. 3 ЗК РФ), но и гражданско-правовых отношений (подп. 11 ст. 1, п. 3 ст. 3 ЗК РФ) [2]. Поэтому можно предположить, что используемое понятие "земельные отношения" является собирательным (т.е. подразумеваются как публичные, так и гражданско-правовые отношения).

Во-первых, субъектами указанных отношений могут быть граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством (ст. ст. 17, 18, 21, 27 ГК РФ). Граждане после достижения дееспособности в полном объеме (ст. ст. 21, 27 ГК РФ) самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе использовать земельные участки для удовлетворения личных потребностей, а также в целях осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 23 ГК РФ3.

Следует обратить внимание на отдельные категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений.

Так, на основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя.

В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун данного гражданина (ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ)4.

Во-вторых, субъектами названных отношений могут быть юридические лица всех организационно-правовых форм и видов, предусмотренных гл. 4 ГК РФ, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся принадлежащими им земельными участками с целью извлечения прибыли (коммерческие организации) либо для достижения иных целей, ради которых они созданы (некоммерческие организации).

Таким образом, в имущественных отношениях по владению, пользованию и распоряжению земельными участками граждане и юридические лица выступают как субъекты гражданско-правовых отношений, а в вопросах охраны земель, использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и иных подобных отношениях указанные лица являются участниками властных отношений.

 В-третьих, субъектами указанных  отношений являются Российская  Федерация, субъекты Российской  Федерации, муниципальные образования. Это особые субъекты. С одной  стороны, органы государственной  власти, органы местного самоуправления  осуществляют властные полномочия (например, ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ). С другой стороны, в соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, соответственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что указанные органы участвуют в гражданско-правовых сделках, например, аренды (ст. 22 Кодекса) на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Иначе говоря, в данном случае действуют основные начала гражданского законодательства, установленные ст. 1 ГК РФ5.

Пункт 2 ст. 5 ЗК основывается на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом.

Норма п. 2 предусматривает определение прав (касается и ограничений прав) указанных лиц не только Кодексом, но и федеральными законами, которые могут быть приняты.

Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц содержатся в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК6.

Используемые в п. 3 ст. 5 ЗК понятия (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков), как известно, традиционно применяются в земельном законодательстве.

Указанные в данном пункте вещные права на земельные участки, принадлежащие вышеназванным субъектам, являются институтами действующего гражданского законодательства. Так, содержание права собственности - основополагающего вещного права - установлено общими нормами ст. 209 ГК РФ. Норма п. 1 ст. 216 ГК РФ к вещным правам относит, в частности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Положения о всех перечисленных правах содержатся в гл. 17 ГК РФ (в частности, ст. ст. 260 - 261, 264 - 270, 274 - 276). В п. 1 ст. 216 ГК РФ не указано право безвозмездного срочного пользования, право аренды, однако, полагаем, что они относятся к вещным правам, так как данная норма не устанавливает закрытый перечень таких прав (ст. ст. 267, 270, гл. 34 ГК РФ).

Все указанные в п. 3 ст. 5 ЗК права различаются по объему правомочий, предоставляемых соответствующим субъектам.

Рассматриваемые правоотношения регулируются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей и ограничений, установленных (п. 3 ст. 3ЗК, п. 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ).

Объекты земельных правоотношений

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ земля рассматривается как природный объект - составная часть природы - и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека (ст. 1ЗК РФ)7.

В подп. 2 п. 1 земельный участок рассматривается как недвижимое имущество, являющееся объектом гражданских прав (ст. ст. 128 - 130, 260 ГК РФ). Соответственно, объектом гражданского оборота может быть и часть земельного участка (подп. 3 п. 1).

Земельный участок - недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми - это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом - например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 6 ЗК РФ конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения8.

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности.

Границы земельного участка описываются и удостоверяются в соответствии с законодательством по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений.

 

 

Решение задачи

Задача:

Гражданка Петрова в 1975 году купила дом в деревне Красная. В 2007 году она обратилась в местную администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, на котором находится ее дом. В администрации Петровой предложили заключить договор аренды земельного участка, отказав в приватизации на том основании, что земельный участок находится в водоохраной зоне реки Томи. Сомневаясь в правомерности действий администрации, Петрова обратилась в юридическую консультацию.

Решение:

Следует отметить, что приватизация земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной полосе водного объекта возможна при некоторых условиях:

- если пользование земельным участком возникло правомерно и до введения в действие Водного кодекса РФ, то есть до 23 ноября 1995 года;

- если жилой или дачный дом, расположенный на земельном участке, находится в собственности, имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное органами государственной регистрации;

- имеется согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Верховный суд Российской Федерации также рассматривал вопрос о приватизации земли водоохранных зон рек и водоемов и указал на то, что данные земельные участки относятся к землям природоохранного назначения (подп.1 п.1 ст. 97 ЗК РФ) и входят в состав земель особо охраняемых территорий  (п.2 ст. 94 ЗК РФ).

Верховным судом было указано, что земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе  не относятся к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и граждане, имеющие такие земельные участки могут приобрети их в собственность.

Следовательно, разрешено приватизировать земельные участки, если все указанные выше требования соблюдены.

В подп. 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, которые в соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ входят в состав земель особо охраняемых территорий.

Согласно п. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Информация о работе Объекты и субъекты земельных правоотношений