Земельная реформа.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Содержание

Введение
1. Начало реформы
2. Первые правовые акты земельной реформы
3. Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период
4. Земельный кодекс РСФСР 1991 г.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Земельная реформа..docx

— 22.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.     Начало реформы

2.     Первые правовые  акты земельной реформы

3.     Земельная  реформа и развитие земельных  отношений в постсоветский период

4.     Земельный  кодекс РСФСР 1991 г.

Заключение

Библиографический список

Введение

 В 1990 г. в Российской  Федерации началось осуществление  земельной реформы. Следует различать  два этапа: 1-й этап, когда она  развивалась на основе ранее  действовавшей Конституции РСФСР  1978 г., и 2-й этап, когда была  принята на референдуме 12 декабря  1993 г. новая Конституция.

Начало реформы

 Реформа осуществляется, во-первых, на ос­нове специальных  земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего  законодательства: о прива­тизации;  о собственности; о предприятиях  и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе;  об акционерных обще­ствах; об  антимонопольной деятельности; о  банкротстве; об инвес­тиционной  деятельности; о залоге. В-третьих,  поскольку земельная реформа  неразрывно взаимосвязана с аграрной  реформой, то зе­мельно-правовые  нормы находят свое место и  в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной  реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.

В соответствии с законодательством  земельная реформа — это коренное изменение того земельного строя, который  существо­вал до 1990 г. в бывшем Союзе  ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства  на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной  реформы заключались в следующих  основных направлениях:

— переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

— приватизация земель;

— децентрализация права  собственности на землю. В результате возникла множественность форм права  собст­венности на землю:

— частная (индивидуальная, общая долевая и общая совмест­ная  — физических и юридических лиц);

— государственная, которая  подразделяется на федеральную собственность  и собственность субъектов Федерации;

— муниципальная;

— иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или  развиваются другие формы права  на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения зем­лей; право  пользования; право аренды.

Но земельная реформа  не самоцель. Она должна была привес­ти  и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сель­ского хозяйства.

На основе данной множественности  форм собственности и дру­гих  прав на землю появились и развиваются  различные органи­зационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромыш­ленных  предприятий:

— государственные;

— кооперативные;

— муниципальные;

— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные  общества, товарищества, хозяйственные  общества и др.

Указанные субъекты новых  аграрных отношений одновремен­но  являются и субъектами новых земельных  отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласи­ла, что в  России закреплены частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности  на землю. Статья 36 специально посвящена  праву частной собственности  на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и рас­поряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда  другим лицам, и соблю­дать требования экологического законодательства. Право  частной собственности устанавливается  федеральным законом.

Первые правовые акты земельной  реформы

         Первые  правовые акты земельной реформы  были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства  о земле. Однако в те времена  шла острейшая дискуссия: нужно  или не нужно вводить частную  собственность на землю.

          Основы законодательства о земле  не ввели право частной собственности  на землю. Но Основы ввели  новшество — пожизненное наследуемое  владение землей. Это еще не  право собственности на землю,  но уже одно правомочие как  собственника: Основы закрепили  передачу земельного участка  по наследству. Основы ввели еще  одно право на землю — право  аренды земли. 22 ноября 1990 г. был  принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной  реформе". В них было впервые  в России закреплено право  частной собственности на землю,  причем индивидуальной, коллективно-долевой  и коллективной совместной. У  хозяйств изымалась часть земли  для создания в каждом районе  фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

         Это  было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были  внесены изменения и было предусмотрено  право частной собственности  граждан на землю. Но это  право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного  участка не мог отчуждать его  ни в какой форме (продать,  подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен  общий 10-летний мораторий на  распоряжение землей.

         Было  предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали  создаваться путем выделения  колхозников и работников совхозов  со своей земельной долей и  имущественным паем.

Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский  период

Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду  так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального  разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая  группа депутатов призывала к  всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет  включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а  Верховный Совет СССР принял. «Основы  законодательства Союза ССР и  союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности  на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права  на землю, как пожизненное наследуемое  владение. К «достижениям» Основ  следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование. Этим практически исчерпываются  все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский  земельный строй. Частная собственность  на землю введена не была, но появилось  два новых титула прав на землю: право  пожизненного наследуемого владения и  аренда. Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности  на землю в какой–то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался  развал Союза ССР.

Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует  различать два этапа: 1–й этап, когда  она развивалась на основе ранее  действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята  на референдуме 12 декабря 1993 г. новая  Конституция.

22 ноября 1990 г. был принят  Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной  реформе", контрреволюционные по  своей сути. В них впервые после  революции было закреплено право  частной собственности на землю.  У хозяйств изымалась часть  земли для создания в каждом  районе фонда земли для наделения  фермерских хозяйств. Был определен  порядок выдела земельной доли  и имущественного пая колхозников  и работников совхозов

Это было сделано на основе ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., в которую  в 1990 г. были внесены изменения, вводящие право частной собственности  граждан на землю. Это право было очень ограниченным, неполным: собственник  земельного участка не мог отчуждать  его ни в какой форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10–летний  мораторий на распоряжение землей.

Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

         В  1990—1991 гг. велась разработка нового  Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г.  он был принят. Это — основной  земельный законодательный акт,  в котором урегулированы все  земельные общественные отношения  нового земельного строя.

         Но  Кодекс не мог выйти за рамки  Конституции, в которой был  установлен 10-летний мораторий на  продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только  купля-продажа земли государством  у граждан и, наоборот, гражданами  у государства.

         Серьезнейшей  новизной и революционным завоеванием  ЗК РСФСР явилось установление  судебного разрешения всех земельных  споров. Раньше они рассматривались  только в административном порядке  (до этого суды рассматривали  лишь один спор — о пользовании  земельным участком его собственниками  в городе).

         Президент  Российской Федерации решил регулировать  ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской  Федерации принял Указ "О неотложных  мерах по осуществлению земельной  реформы'". Указ установил продажу  (передачу в собственность) колхозниками  и работниками совхозов своих  земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в  другую местность;

— при передаче в собственность  по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

         Колхозники, работники совхозов получили  право продавать свои участки  другим работникам совхозов или  колхозникам либо лицам, вступающим  в члены колхоза или поступающим  на работу в совхоз.

         Таким  образом, права указанных граждан  на продажу земельных участков  были расширены по сравнению  с Конституцией и ЗК РСФСР.

         Из  названных положений Указа исходило  и постановление Правительства  Российской Федерации от 29 декабря  1991 года о реорганизации колхозов  и совхозов, в котором предписывалось  колхозам и совхозам перерегистрироваться  в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и  др.). Это противоречило Конституции  и ЗК РСФСР, но Конституционный  Суд не отреагировал на это.  Реформа продолжилась.

         Законодательными  актами Верховного Совета Российской  Федерации регулировались и регулируются  плата за землю (Закон от 11 октября  1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая  1992 г.) и ряд других. Признано необходимым  принять закон об ипотеке.

         Законодательный  орган — Верховный Совет Российской  Федерации, со своей стороны,  принимал законы, направленные на  дальнейшее расширение права  частной собственности на землю.  В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены  дополнение и изменение, которыми  разрешалась свободная купля-продажа  земельных участков гражданами  в четырех случаях — для  ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного  строительства.

           Конституция и Закон не позволяли  регулировать земельные отношения  с учетом требований земельной  реформы. Поэтому Президент Российской  Федерации стал регулировать  их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  от 27 октября 1993 г. было установлено, что  земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной  части должно соответствовать ГК РФ.

21 сентября 1993 г. был издан  Указ Президента РФ  № 1400 "О  поэтапной конституционной реформе  в Российской Федерации", которым  была прервана деятельность высших  органов власти Российской Федерации.  В соответствии со ст. 121–6 действовавшей  Конституции, полномочия президента  немедленно прекращались без  какой–либо дополнительной процедуры.  Однако бывший президент с  помощью военной силы узурпировал  власть, законное руководство Российской  Федерации было заключено в  «Матросскую тишину». Результатом  антиконституционного переворота  стало принятие 12 декабря 1993 г.  новой Конституции. Она закрепила  право частной собственности  на землю, отменила все имеющиеся  в прежней Конституции ограничения  по распоряжению находящимися  в собственности земельными участками,  создала условия для дальнейшего  перехода государственных земель  в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять  полномочия Президента РФ, издал  Указ № 2228 «О приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ». Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.  Это создало пробелы и неопределенность  по многим вопросам регулирования  земельных отношений. В частности,  были признаны недействующими  статьи, определяющие компетенцию  государственных органов по предоставлению  земельных участков в собственность  и пользование; статьи, устанавливающие  порядок предоставления и изъятия  земельных участков, что на практике  порождало пробелы в законодательстве  и правовой беспредел.

Информация о работе Земельная реформа.