Земельная реформа в России: цели, задачи и этапы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 18:40, реферат

Краткое описание

Основы законодательства СССР о союзных республиках и земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года и Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли новый этап коренного преобразования земельных отношений, положили начало введению многообразия форм земельной собственности и хозяйствования. В дальнейшем указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", указом от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Конституцией Российской Федерации 1993 года и другими нормативными актами закреплено понятие частной формы земельной собственности, разрешены оборот земельных участков, платность землепользования и введение земельного рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Земельная реформа в России.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Земельная реформа в России: цели, задачи и этапы реализации

 Основы законодательства СССР  о союзных республиках и земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон "О  земельной реформе" от 23 ноября 1990 года и Земельный кодекс РСФСР  от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли  новый этап коренного преобразования  земельных отношений, положили начало  введению многообразия форм земельной  собственности и хозяйствования. В дальнейшем указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", указом от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Конституцией Российской Федерации 1993 года и другими нормативными актами закреплено понятие частной формы земельной собственности, разрешены оборот земельных участков, платность землепользования и введение земельного рынка.

 Коренные организационно-экономические  преобразования направлены на  охрану и научное обоснование и рациональное использование земли, её недр, водных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, улучшение природных ресурсов и окружающей среды. Среди природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, по данным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн гектаров.

 Весь земельный фонд Российской  Федерации по состоянию на 1.01.1999 г распределён по категориям  земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 455 млн га, или 26,6%
  2. земли населённых пунктов, общая площадь 20,9 млн га, или 1,2%
  3. земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, общая площадь 17,6 млн га, или 1%
  4. земли природоохранного и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн га, или 1,9%
  5. земли лесного фонда, общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2%
  6. земли водного фонда, общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%
  7. земли запаса, общая площадь 118,5 млн га, или 6,9%

 В собственности граждан  и юридических лиц находится  около 130 млн га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.

 Земельная реформа проводится  не только на землях сельскохозяйственного  назначения, но и на землях  городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

 Земельные отношения, регулируемые  Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных  отношений между органами государственной  власти, местного самоуправления, юридическими  лицами и гражданами по поводу  владения, пользования и распоряжения  землей. В процессе земельных  отношений земля рассматривается  как общенациональное достояние. Она используется и охраняется  как основа жизни, деятельности  и благосостояния народов России.

 Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

  В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность их правового регулирования.

 Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

 Использование земли в Российской  Федерации является платным за  исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются  земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование  землей, плата за приобретение  земельных участков в собственность, плата за приобретение права  аренды земельных участков, компенсационные  платежи за потери сельскохозяйственного  производства, плата за пользование  земельным участком при установлении  сервитута.

 Охрана включает систему  правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное  использование земель, сохранение  почв, предотвращение их от деградации  и недопущение необоснованного  изъятия ценных сельскохозяйственных  и лесных земель, а также восстановление  и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные  угодья.

  Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

  В целях регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

  В результате осуществления первого этапа земельной реформы исключительная государственная собственность на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

  Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

  1. разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли
  2. отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т.д.), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю
  3. разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др.)
  4. разработать механизм аренды земли
  5. создать эффективный механизм залога земли
  6. создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр

 В России пока еще нет  основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для  земельных рынков развитых государств  с упорядоченной экономикой. Отсутствует  закон о рынке земли, который  нельзя разрабатывать, не имея  земельного кодекса. Оборот земли  невозможен без механизма, который  его запускает, контролирует и  регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

  В итоге на сегодняшний день в стране около 10% территории находится в частной собственности физических и юридических лиц. В ходе реформы были произведены изменения в пользовании землёй, что вызвало изменения в территориальнойс структуре земельного фонда страны. В связи с этим поменялись функции земельных ресурсов. В следующем параграфе начинается пока первоначальный, обобщённый (на уровне страны) анализ этих изменений и их воздействия на функциональнеые особенности территории.

Основные результаты земельной реформы 1990-2008 году

1. Ликвидирована государственная  монополия на владение землей

2. Осуществлен переход к платному  землепользованию 

3. Созданы условия для гражданского  оборота земельных участков

4. Сформирован слой крестьянско фермерских хозяйств

5. Созданы целевые земельные  фонды, сущ-ет специальная категория – земли запаса.

6. Развернута система государственного  земельного кадастра и регистрации  прав на недвижимое имущество  в настоящее время ГКН

 

Земельная реформа и ее правовое обеспечение

   Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали  существенно изменить земельные  отношения. Формирование рыночных  отношений в экономике привело  к необходимости ликвидации монополий  государственной собственности, включение  земли в гражданский оборот  и создание земельного рынка. В условиях рыночной экономики  необходима была и децентрализация  в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений  повлекло и введение платы  за земельные участки.

   Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь земельной реформы. Земельная реформа представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельноправового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.

   Начало земельной реформы  было заложено в 1990 г. принятием  «Закона о собственности в  СССР» и «Основ законодательства  Союза ССР и союзных республик  о земле». Этими актами была  ликвидирована исключительная государственная  собственность на землю союзного  государства. Законодательство признало  субъектами права собственности  на землю союзные и автономные  республики, автономные области  и округа, допустило аренду земли, ввело плату за землю. Правовой  основой для проведения земельной  реформы являлись: Закон РСФСР  «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Земельный кодекс РСФСР 1991 г., которые распространили право  частной собственности на землю  граждан и на их коллективы. Земельный кодекс 1991 г. установил в РФ три формы собственности на землю: государственная (федеральная и республиканская), частная, общая (долевая и совместная).

   В ст. 1 Закона РСФСР «О  земельной реформе» 1990 г. определялись  цели проведения земельной реформы: перераспределение земель в интересах  создания условий для равноправного  развития различных форм хозяйствования; формирование многоукладной экономики, рациональное использование и  охрана земель.

   В ст. 16 этого Закона определены этапы проведения земельной реформы: первый этап — это выявление потребностей граждан, предприятий, организаций и учреждений в земле; формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения и др. Второй этап — передача и закрепление земли в собственность, пользование, в том числе в аренду гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с действующим земельным законодательством.

   Сроки проведения земельной  реформы были определены в  ст. 7 Закона. Они предусматривали, что  граждане и юридические лица  должны пере-оформить право на землю в течение двух лет.

   Был принят Указ Президента  РФ «О неотложных мерах по  осуществлению земельной реформы  в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. Указ  устанавливал, что право принимать  решения о предоставлении земель  должно принадлежать органам  местной администрации. Право граждан  на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, экономические, социальные  и правовые основы их деятельности  определялись Законом РСФСР «О  крестьянском (фермерском) хозяйстве»  от 22 ноября 1990 г. Данные крестьянские (фермерские) хозяйства представляли  собой форму свободного предпринимательства.

   С принятием Указа Президента  РФ «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной  реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в  земельном законодательстве РФ.

Информация о работе Земельная реформа в России: цели, задачи и этапы реализации