Административная ответственность за земельные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 10:43, контрольная работа

Краткое описание

Исключительная по важности роль природоресурсных отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории.1
По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения…….. 4
1.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства. 5
1.2. Административная ответственность за земельные правонарушения…… 6
1.3. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения……… 8
1.4. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения… 9
2. Содержание административной ответственности за земельные правонарушения………………………………………………………………... 11
3. Особенности правоприменительной практики…………………………….. 14
4. Предупреждение земельных административных проступков……………. 15
Заключение……………………………………………………………………… 17
Задача……………………………………………………………………………. 18
Список литературы……………………………………………………………... 22
Сноски…………………………………………………………………………... 23

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 Нарушитель  несет гражданско-правовую (имущественную)  ответственность перед лицом, чье право он нарушил. Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны.

В ГК РФ вопросы  принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284- 287 (гл. 17).

В ст. 284 (она  называется "Изъятие земельного участка, который не используется в  соответствии с его назначением") установлено, что земельный участок  может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок  предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ "Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Если собственник  земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

В ЗК РФ, где  говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принадлежащих  лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих  арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

 

 

2. Содержание  административной ответственности за земельные правонарушения.

Административная  ответственность (ст. 74 ЗК РФ) применяется  к таким административным земельным  правонарушениям, которые по степени  своей опасности не требуют применения уголовного законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан, но и юридических лиц. Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

• субъектами этого  вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными  в совершении административно-земельного проступка (ст. 2.2 - 2.4 КоАП РФ). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);

• эта ответственность  выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Так, за нарушение правил содержания дорог не может привлекаться агроном сельхозпредприятия, поскольку он не является субъектом, ответственным за содержание дорог, т.е. нарушение не подпадает под схему состава административного проступка;

• по общему правилу  к административной ответственности  виновные привлекаются в любое время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение.

 • административные наказания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Административная  ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться. Например, нецелесообразно наказывать гражданина за самовольный покос травы в полосе отвода автомобильной дороги, если впоследствии он получил разрешение на этот покос от дорожных органов, т.е. состав проступка хотя и имеет место, но нарушение впоследствии исправлено, т.е. самовольность действия устранена.

Административную  ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

• нарушения  экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;

• нарушения  экологического характера: порча и  уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель и т.п.;

 

• нарушения, связанные  с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или  временную недвижимость, связанную  с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; потрава посевов, повреждение насаждений и др.

ЗК РФ предусматривает  возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в  полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Приведение  земельных участков при их захламлении, других видах порчи, в пригодное  для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при  самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет.

Право, собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в усыновленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

 

 

3. Особенности правоприменительной практики в области административной ответственности за земельные правонарушения.

Специфика земельной ответственности заключается в том, что нарушения, за которые она применяется, всегда связаны с землей. Эти связи многообразны, но всем им присуща непосредственность от земли.

В ЗК РФ отсутствуют  составы правонарушений и, соответственно, не предусмотрены виды и меры ответственности. Виды земельных проступков и санкции за их совершение предусмотрены в КоАП РФ, ТК РФ, виды земельных преступлений и санкции за их совершение предусмотрены в УК РФ.

Таким образом, каждый из видов юридической ответственности  за земельные правонарушения и земельные преступления наступает в результате применения норм различных отраслей права.

При привлечении  виновных к юридической ответственности  за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Административная  ответственность налагается за совершение проступков, предусмотренных КоАП РФ. В отличие от дисциплинарного  административный проступок является деянием как связанным с выполнением  должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным.

Существенной  особенностью административной ответственности  заключается то, что она может, как правило, выражаться в виде штрафа.

Кроме того, за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами.

В соответствии УК РФ предусмотрена уголовная ответственность  за совершение экологического преступления в виде порчи земли.7

 

 

4. Предупреждение  земельных административных проступков.

Предупреждение  административных проступков является главным направлением профилактики дисциплинарных, административных проступков и деликтов, а также уголовных  преступлений.

Дисциплинарная  ответственность нередко оказывается  более эффективной, чем другие виды ответственности. Разновидностью дисциплинарного воздействия могут служить депремирование, лишение иных средств поощрения. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе.

Законодательством не установлен состав дисциплинарных проступков. Объект правонарушения определен  в общем виде, при этом он всегда двойной: а) правила внутреннего  трудового распорядка, б) правила  использования земель. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной. Дисциплинарные взыскания применяются в отношении работников, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм.

На состояние  борьбы и предупреждения административных правонарушений заметно сказывается нравственная атмосфера среди должностных лиц, контрольных органов, многочисленные их реорганизации. Решению проблем способствует повышение эффективности административной ответственности в соответствии с комментарием о субъектах и объектах административных правонарушений.

В главе IХ ЗК РФ предусмотрена защита прав на землю  и рассмотрение земельных споров, что также является одним из вариантов  предупреждения земельных административных проступков, поскольку гарантирует  защиту прав в случае их нарушения, воспитывает у граждан и юридических лиц уважительное отношение к закону, призывает к добросовестному исполнению своих прав и обязанностей в отношении земельного законодательства.

Большую роль в  предупреждении земельных административных правонарушений имеет также государственный мониторинг земель (система наблюдений за состоянием земель), землеустройство, государственный земельный кадастр и контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль), который включает в себя государственный земельный контроль, муниципальный и общественный земельный контроль, производственный земельный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований, безусловно, отрицательно сказываются на использовании и охране земель.

Важнейшим элементом  правового обеспечения рационального  использования и охраны земель, защиты законных прав и интересов собственников  земли, землепользователей, арендаторов, является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответственности.

Ответственность за земельные правонарушения в зависимости  от применяемых санкций подразделяется на административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и уголовную. Административная ответственность наступает за такие  противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в использовании и охране земель, которые по степени своей опасности не требуют уголовного преследования.

Нужна стабильность и системность законодательства, а это значит, что актуальность издания нового Земельного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях как никогда высока.

Таким образом, для решения проблем выявленных в результате рассмотрения вопроса  об административной ответственности  за нарушение земельного законодательства, является разработка и принятие новых кодифицированных земельного и административного нормативно - правовых актов с учетом сложившихся трудностей в практике и нынешних экономических и социально - политических условий.

Информация о работе Административная ответственность за земельные правонарушения