Экологическая проблематика в региональной прессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить степень распространенности материалов на экологической проблематику в региональной прессе, выявить их основную тематику, жанровое и лексическое своеобразие. Задачи исследования: Изучить историю развития экологической журналистики в России. Изучить особенности экологической прессы. Проанализировать номера газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг. на предмет наличия в них публикаций, освещающих экологическую проблематику. Выявить особенности материалов об окружающей среде, представленных на страницах газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг.

Содержание

Введение 4
1 Особенности экологической журналистики 6
1.1 История развития экологической проблематики в СМИ 6
1.2 Специфика экологической журналистики 13
1.3 Тематические, жанровые и стилевые особенности освещения экологической
проблематики в СМИ 19
1.3.1 Тематическая направленность экологических публикаций 19
1.3.2 Жанровое своеобразие экологических публикаций 21
1.3.3 Стилистическое и лексическое своеобразие экологических публикаций 23
2 Анализ материалов на экологическую проблематику в общественно-
политической газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за
2002, 2007, 2012 гг. 25
2.1 Степень освещенности экологической проблематики в Амурской области 25
2.2 Общие сведения о газете «Комсомольская правда» 28
2.3 Анализ публикаций, освещающих экологическую проблематику,
в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске»
за 2002, 2007, 2012 гг. 29
2.3.1 Степень освещенности экологических вопросов 29
2.3.2 Жанровое и тематическое разнообразие публикаций на
экологическую проблематику 31
2.3.3 Лексические и стилистические особенности экологических
публикаций в газете «”Комсомольская правда”
в Благовещенске» 35
Заключение 39
Библиографический список 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач намбер ту.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

В 60-х годах ХХ века, в след за мировым сообществом, советская пресса была вынуждена вновь вернуться к экологической теме. СМИ и экологические организациями, придерживаясь антикапиталлистичекой политики государства, видели виной обострившегося экономического кризиса Западные страны: «В капиталистическом мире именно социально-политический строй является первопричиной экологически кризисных ситуаций, хищнического обращения с минерально-энергетическими ресурсами3».

В 1970-х годах экология выходит за рамки исключительно научного знания и приобретает социальный характер, что порождает бурное обсуждение социальных аспектов экологии в научных сообществах. Активизация интереса к данной теме в этот период была вызвана также политикой государства, направленной на эффективное использование природных ресурсов и повышение производительности сельского хозяйства. Положительное влияние оказало также международное сотрудничество по вопросам экологии. В рамках этого сотрудничества в 1977 году по инициативе ЮНЕСКО в городе Тбилиси состоялась  Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, положившая начало экологическому образованию в СССР.

В эти годы обостряется  интерес СМИ к вопросам окружающей среды. Экологическая тема становится одной из ведущих тем на страницах отечественной печати. В стране издаются специализированные экологические издания, направленные на широкую аудиторию: «Человек и природа» (1981 год), «Экология» (1970 год).

Во времена перестройки  экологическая тема, как и многие другие, освободилась от цензурного гнета и стала доступной для массового читателя. Н.В. Калинина отмечает, что «на этот период пришелся пик интереса к экологии: на страницах газет и журналов, в радио- и телепередачах тема экологического неблагополучия в стране стала одной из ведущих»4. В свет начали выходить материалы, освещавшие те проблемы, о которых до этого приходилось молчать, что привлекло к тому, что экологическая информация практически вся преподносилась со знаком минус. Как пишет Н.Н. Клюев: «С конца 1980-х годов в нашей стране на смену социалистическому оптимизму («у нас все хорошо») пришел своеобразный экологический мазохизм. Стало модным изображать нашу страну образцом абсолютного варварства по отношению к природе»5. Негативной подаче материалов послужила также политическая ситуация. Кандидаты в депутаты в своих предвыборных кампаниях нередко опирались на решение экологических вопросов, что способствовало их высоким рейтингам среди избирателей. Так, например, доктор биологических наук А.В. Яблоков, основатель и председатель «Гринпис-СССР», во многом благодаря своей активной экологической деятельности был избран народным депутатом СССР, а в 1991 году занял пост Советника Президента РФ по экологии и здравоохранению.

В начале 90-х годов  в России насчитывалось более 160 самостоятельных экологических изданий. В апреле 1990 в печать вышел первый номер еженедельной экологической газеты «Зеленый мир», которая продолжает свое существование до сих пор. В ноябре этого же года появилась «Экологическая газета», которая имела статус международной, а феврале 1991 года появилась Всесоюзная экологическая  газета «Спасение», аудиторией которой были государства СНГ и бывшего Союза.   Несмотря на то, что все три издания имели одну нишу, каждая из них нашла и своего читателя, и свое лицо. Газета «Зеленый мир» в большей степени обращалась к постановке, анализу и перспективам практического разрешения крупных экологических проблем, была адресована в первую очередь специалистам и властным структурам. Газета «Спасение» ориентировалась на духовный мир человека, проблемы культуры, религии, нравственности, права человека, семьи через призму отношения современного человека к природе. «Экологическая газета» была скорее не проблемной, а познавательно-развлекательной, так как была высокого качества, имела солидных спонсоров и носила международный характер. Судьба этих изданий оказалась сложной. Материальные трудности и смена редактора привели к потере аудитории газетой «Спасение». Закрылась «Экологическая газета».

Наряду с газетами, на экологической проблематике специализировались журналы. Продолжил свое существование журнал «Свет» (бывший «Человек и природа»), в 1990 году был создан высококачественный журнал «Экос-Информ», издаваемый на русском и английском языках. Оба издания продолжают свое существование и в настоящее время.

В 1992 году на российском информационном рынке появилось  сразу два новых экологических  издания: журнал «Евразия-Мониторинг» (сегодня этот журнал называется «Евразия (Природа и человек)»), и информационный бюллетень «“Гринпис” в России», который постепенно перерос в журнал и на данный момент существует электронной версии.

Экологические издания  создавались и в регионах. В 1989 г. появляется костромской областной экологический вестник «Око»; в 1990 году - газета «Экология Красноярья»; с 1992 года – ежемесячная газета Поволжья «Берегиня». В 1993 году основаны региональная еженедельная экологическая газета Тульской области «Грани» и рязанский «Зеленый луч».

В годы перестройки в российских СМИ появились издания, являвшиеся русской версией западных журналов: в 1989 году начал издаваться журнал «AQVA» – «Журнал о природе и экологии» – версия одноименного итальянского журнала, адресованного массовому читателю. Иногда новые экологические издания возникали как бы «от противного»: вначале появлялась русская, а затем иноязычная версия. К примеру, в 1988 году вышел в свет «Третий путь» Сергея Фомичева, маркируемый как «независимый анархо-экологический журнал», а год спустя – его англоязычная версия.

К середине 90-х годов  интерес к экологическим вопросам заметно снизился. Причинами этому послужили «постепенный отход государства от решения экологических задач, спад общественного природоохранного движения и проблемы выживания прессы в условиях жесточайшего экономического кризиса 1990-х гг.»6. Экологическая проблематика в СМИ была отодвинута на задний план, уступив место политической, деловой, развлекательной журналистике. Появление материалов об окружающей среде, зачастую, носит волновой характер, то есть вызвано глобальными событиями в природе: экологическими катастрофами, авариями с выбросом отходов в среду, катаклизмами, эпидемиями и т.д. Как отмечает И. Орехова, тема экологии присутствует в современных СМИ в так называемом «фоновом» режиме7. Даже самые острые и злободневные проблемы публикуются на последних страницах издания; в новостных выпусках они также располагаются в конце выпуска перед информацией о спорте и погоде.

Однако нельзя говорить о полном угасании интереса к экологической  теме. В настоящее время информация об окружающей среде находит свое отражение во многих рубриках журнала «Наука и жизнь», таких как: «Проблемы экологии», «Человек и природа», «Лицом к лицу с природой» и т.д.; продолжает свое существование «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». В печать выходят специализированные издания, такие как: «Экология и жизнь» - научно-популярный журнал, издаваемый с 1996 года; «Экологический вестник России» - научно-практический журнал, созданный в 1990 году и предназначенный для узкого круга специалистов; экологические журналы для детей и молодежи «Лазурь», «Свирель» и «Свирелька».

Следует также отметить стремительный рост электронных  версий газет и журналов (газеты «Зеленый лист», «Берегиня», «Зеленый луч», журнал «Экос-Информ»), а также экологических сайтов («Экорепортер», «Российский зеленый крест», «Эколайн», сайт Международного социально-экологического союза).

Во многих странах  мира на сегодняшний день существуют экологические телеканалы, которые  также доступны для россиян. Среди  них: Green TV (Интернет-ТВ, созданное 12 лет назад в Великобритании в память о группе людей, умерших от рака, вызванного токсинами); National Geographic (американский телеканал, транслирующий циклы документальных фильмов о науке, природе, истории и культуре); Planet Green TV (англоязычное телевидение, являющиеся частью медиа компании «Discovery»); Climate Change TV (Итернет-ТВ, основной целью которого является освещение необратимого изменения климата на Земле). Однако большинство из каналов транслируются только в сети Интернет и исключительно на английском языке.

В России специализированного  экологического канала пока не существует. Однако отечественное телевидение также не оставляет без внимания вопросы, связанные с окружающей средой. Например, телеканал «Дождь» объявил 2012 год – годом экологии, в рамках которого на канале выходит цикл передач, обсуждающих вопросы экологии и пути их решения. Все чаще на отечественных  экранах появляются телепередачи («Тайные знаки. Апокалипс: истощение планеты»; «Экологические дома мира»; «Думай об экологии») и документальные фильмы («BBC. Жизнь после людей»; «Корпорация ЕДА»; «Об экологии мира»; «Одиннадцатый час»).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что интерес отечественных СМИ к экологической проблематике развивался волнообразно и во многом зависел от обращения к данной теме мирового сообщества, политики государства, развития науки и активизации общественного экомышления.

1.2 Специфика  экологической журналистики

В последние годы мир  захлестнула волна кризисов: терпят крах международные валютные фонды, разоряются крупнейшие предприятия, усиливается политическая нестабильность. Однако, наряду с политическим и финансовым, все страны мира в той или иной степени переживают также экологический кризис – «обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов, характеризующиеся увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие»8.

Еще в советский период журналисты общественно-политических и специализированных изданий обращались к экологической проблематике, однако термин «экологическая журналистика» вошел в профессиональный лексикон отечественных СМИ лишь в конце 80х годов ХХ века, вместе с выделением этого тематического раздела в отдельную специальность. Впоследствии в 2009 году Общероссийской общественной организацией «Союз журналистов России» была создана Ассоциация журналистов-экологов, целью которой стало «содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов, специализирующихся в экологической тематике»9. Данной Ассоциация является учредителем многих творческих конкурсов для журналистов-экологов, среди которых: «Мир чистой воды», «Серебряный стриж», «Зеленый кошелек» и др., что является еще одним подтверждением оформления экологической журналистики в отдельную специальность.

Для того чтобы разобраться  с кругом тем, с которыми приходится сталкиваться журналисту, освещающему экологические вопросы, необходимо дать определение термину. А.А. Горелов определяет экологию как «науку, изучающую взаимосвязи организмов  с окружающей средой, т.е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость»10. С этой точки зрения экологическая журналистика является разделом научной журналистики. Однако, как отмечает Н.В. Калинина, «основной задачей научной журналистики является популяризация научного знания. Задачи же экологической журналистики отнюдь не сводятся к пропаганде экологических знаний»11. Таким образом, экологическая журналистика требует более широкого определения.

Исследователи А.Л. Кочинева, О.А. Берлова и В.Б. Колесникова  считают, что исходя из предмета изучения экологии, материалом на экологическую тему могут считаться подавляющее большинство журналистских работ, если они в той или иной мере отражают отношения между живой и неживой природой. По их мнению, экологическую журналистики следует понимать как «тематический раздел журналистики, который занимается непрерывным и широким освещением экологических вопросов, как глобального, так и локального значения»12.

Основным отличием материалов об окружающей среде от других журналистских  работ, является то, что в основе первых лежит особый род информации – экологический. Исследователи журналистики не дают четкого определения данному понятию, поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть экологическую информацию как правовую категорию. 25 июня 1998 года в городе Орхусе (Дания) на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы», ООН была принята «Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Согласно данному документу экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной и иной другой материальной форме о13:

  • состоянии элементов окружающей среды;
  • факторах, таких, как вещества, энергия, шум, излучение, а также об административных мерах, соглашениях и политике в области окружающей среды;
  • состоянии здоровья и безопасности, условиях жизни людей, а также состоянии объектов культуры, зданий и сооружений, в той мере, в которой на них может воздействовать состояние окружающей среды;

Экологическая информация может быть представлена в различных  видах: в форме протокола о состоянии почвы, в материалах по оценке воздействия планируемой деятельности, в виде закона, регламентирующего воздействия на окружающую среду. Журналист работает прежде всего с экологической информацией, отражающей, насколько та или иная среда пригодна для жизнедеятельности человека.

Как и любая деятельность, экологическая журналистика преследует определенные цели, в соответствии с которыми В.Л. Цвик выделяет следующий функции14:

  • Информационная функция, целью которой является предоставление достоверной информации об экологической ситуации, а также о возможном влиянии того или иного явления окружающей среды на жизнь и здоровье населения. Является основной функцией для универсальных изданий, так как направлена на констатацию фактов действительности и не требует глубокого анализа.
  • Организаторская функция. Материалы, выполняющие эту функцию должны побуждать людей к активным действиям для решения экологических проблем. Чаще всего, находит свое отражение на страницах специализированных изданий и Интернет-сайтах экологических организаций.
  • Просветительская функция. Ее целью является знакомство читателей с функционированием экосистем, демонстрация взаимосвязей между различными процессами окружающего мира. Данная функция характерна для научных и научно-популярных изданий, так как требует от автора высокой степени осведомленности в вопросах экологии.
  • Контролирующая функция, направленная на освещение деятельности властей, предприятий и фабрик, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и призванная обеспечивать беспрепятственный доступ к экологической информации. В полной мере данная функция может выполняться в изданиях, независимых от государственных структур и обладающих высоким авторитетом среди аудитории, так как связывает экологическую ситуацию с политическими и экономическими проблемами общества.

Информация о работе Экологическая проблематика в региональной прессе