Экологическая проблематика в региональной прессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить степень распространенности материалов на экологической проблематику в региональной прессе, выявить их основную тематику, жанровое и лексическое своеобразие. Задачи исследования: Изучить историю развития экологической журналистики в России. Изучить особенности экологической прессы. Проанализировать номера газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг. на предмет наличия в них публикаций, освещающих экологическую проблематику. Выявить особенности материалов об окружающей среде, представленных на страницах газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг.

Содержание

Введение 4
1 Особенности экологической журналистики 6
1.1 История развития экологической проблематики в СМИ 6
1.2 Специфика экологической журналистики 13
1.3 Тематические, жанровые и стилевые особенности освещения экологической
проблематики в СМИ 19
1.3.1 Тематическая направленность экологических публикаций 19
1.3.2 Жанровое своеобразие экологических публикаций 21
1.3.3 Стилистическое и лексическое своеобразие экологических публикаций 23
2 Анализ материалов на экологическую проблематику в общественно-
политической газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за
2002, 2007, 2012 гг. 25
2.1 Степень освещенности экологической проблематики в Амурской области 25
2.2 Общие сведения о газете «Комсомольская правда» 28
2.3 Анализ публикаций, освещающих экологическую проблематику,
в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске»
за 2002, 2007, 2012 гг. 29
2.3.1 Степень освещенности экологических вопросов 29
2.3.2 Жанровое и тематическое разнообразие публикаций на
экологическую проблематику 31
2.3.3 Лексические и стилистические особенности экологических
публикаций в газете «”Комсомольская правда”
в Благовещенске» 35
Заключение 39
Библиографический список 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач намбер ту.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 Для читателей, живущих в регионах, прежде всего, важна экологическая информация не только российского и мирового значения, но и более локального характера. И если сообщения о наиболее глобальных экологических событиях аудитория может в полной мере получить из федеральных СМИ, то осведомление читателей о состоянии окружающей среды в регионе, полностью ложится на плечи местной прессы. На решение этой проблемы и направлены усилия журналистов местных изданий.

Экологическая информация, как мы уже отмечали, может быть представлена в виде отдельных публикаций и рубрик в общественно-политических газетах и журналах, также на страницах специализированных изданий. На Дальнем Востоке существует несколько подобных изданий. Среди них журнал «Родное Приамурье», выпускаемый в г. Хабаровске с 2003 года, 1 раз в два месяца. «Родное Приамурье» является экологическим приложением к журналу «Дальний Восток» и рассчитано на читателей, неравнодушных к миру природы. В состав редакции входят ученые, писатели, журналисты, что помогает сочетать в журнале информационные, проблемные и познавательные материалы. Еще одним примером является независимая экологическая газета «Свежий ветер Приморья», издаваемая в г. Артеме. Газета появилась в 2007 году и на сегодняшний день доступна как в печатном, так и электронном вариантах. Издание повествует о наиболее значимых вопросах экологии в регионе, стране и мире, а также о любопытных фактах из мира живой природы. В 2002 году в г. Владивостоке был учрежден журнал «Экология. Культура. Общество», выходивший в количестве 3200 экземпляров. В нем публиковались очерки и стихи о природе, научные и научно-популярные статьи, обсуждались наиболее злободневные проблемы экологии. На сегодняшний день издание прекратило свое существование. Также следует отметить  существование дальневосточного Интернет-сайта «ЭХО-ДВ», который является проектом российского информационного агентства «Восток-Медиа». Основной задачей сайта является наиболее оперативное и полное освещение актуальных вопросов в сфере экологии в регионе. «ЭХО-ДВ» ведет активное сотрудничество с экологическими организациями и заповедниками Дальнего Востока.

В Амурской области ситуация с экологическими изданиями обстоит иначе. Свой сайт имеет тындинская детская экологическая организация «Зеленый мир». Материалы, размещенные на сайте, в доступной форме информируют юных читателей об экологии родного города и области, рассказывают об интересных фактах из жизни растений и животных, а также позволяют детям попробовать себя в роли публициста-эколога. Свой информационно-методический журнал «Юннатский вестник» имеет Амурский областной эколого-биологический Центр, однако невысокий тираж (всего 320 экземпляров), сложность изложения материалов, практически полное отсутствие иллюстраций делают его доступным для узкого круга специалистов. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в Амурской области не существует специализированного экологического издания, направленного на широкую читательскую аудиторию. Причин этому несколько. Во-первых, это связанно с непостоянством интереса к экологической проблематике. Как уже говорилось в теоретическом исследовании, в настоящий момент экологическая пресса находится на стадии возрождения после длительного информационного кризиса конца 20 – начала 21 века. Для появления же специализированного издания в удаленном от центра регионе требуется более высокий интерес к данному виду прессы со стороны аудитории. Привлечь внимание населения к вопросам экологии можно с помощью активизации деятельности природоохранных организаций, а также проведения государственной политики по защите природной среды, что поспособствовало бы повышению интереса населения к вопросам экологии и пропаганде бережного отношения к природе.

 Вторая причина,  лежащая в основе отсутствия экологических изданий в области – это нерентабельность данного вида прессы. Для подтверждения данного тезиса, мы провели опрос, в котором приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие или получающие высшее образование. Респондентам был заданы вопросы: «Достаточно ли Вам информации об экологии, публикующейся в общественно-политических изданиях?» и «Хотели бы вы знать больше о состоянии окружающей среды в регионе?». Результаты опроса показали, что 87 человек считают достаточной экологическую информацию, получаемую из универсальных СМИ; 13 человек считают подобную информацию недостаточной и хотели бы обладать более полными сведениями о состоянии окружающей среды в области.  Из результатов опроса следует, что большинство читателей довольствуются экологической информацией, освещаемой в общественно-политических СМИ, и не заинтересованы в создании специализированного издания.

Еще одной причиной неразвитости экологических изданий в области  можно считать  отсутствие инвестора. Следует отметить, что учредителями  специализированных газет и журналов чаще всего являются экологические организации, научные институты и высшие учебные заведения, делающие упор на обучении специалистов в различных отраслях экологии и природопользования. При этом финансирование подобных изданий осуществляется в рамках грантовых программ, а также спонсорской помощи. Если получение гранта во многом зависит от степени разработанности и актуальности проекта, то заинтересованность спонсоров определяется прибыльностью предприятия. В Амурской области, где отсутствует типография, рассчитанная на печать многотиражных глянцевых изданий, производство 1000 экземпляров журналов объемом 12 страниц формата А4 в небольшой типографии потребует затрат в размере порядка 100 тысяч рублей. Исходя из этого, минимальная стоимость такого издания будет составлять более 100 рублей, что сведет к минимуму число покупателей, и принесет убыток инвестору. Соответственно, такое предприятие не привлекает интереса со стороны спонсоров.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что наиболее значимым источником информации о состоянии окружающей среды для аудитории Амурской области являются местные общественно-политические издания.

2.2. Общие сведения  о газете «Комсомольская правда»

Первый номер газеты «Комсомольская правда» вышел в  свет 24 мая 1925 года. Редакция газеты «Комсомольская правда» разместилась в историческом месте Москвы, недалеко от знаменитого дома Пашкова на Ваганьковском холме. С первых же шагов и сама газета, и ее организаторы самое пристальное внимание уделяли тиражам и стремились завоевать лидерские позиции, каких достигли в 1990 году, став ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров).

Изначально до 1991 г. газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. В ней было много научно-популярных и приключенческих статей. Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения. После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, и на сегодняшний день является одним из крупнейших российских таблоидов.

Начиная с 1993 года, в свет выходит еженедельник «Комсомольская правда» с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 2,7—3 миллионов экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем по четвергам.

В 1992 году  начинается создание региональных редакций газеты. В настоящее время газета выходит в большинстве регионов страны, в том числе и в Амурской области, тиражом от 5500 экземпляров (ежедневник) до 16000 экземпляров (КП-толстушка). Количество полос варьируется от 16 до 56.

Газета «Комсомольская правда» распространяется на всей территории области и является одним из наиболее популярных изданий среди амурских читателей.

2.3 Анализ публикаций, освещающих экологическую проблематику, в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг.

2.3.1 Степень  освещенности экологических вопросов.

Экологическая проблематика представлена на страницах «”Комсомольской правды” в Благовещенске» в виде отдельных публикаций, а также в рубриках «Окно в природу» и «Экология» (данная рубрика не является постоянной). За обозначенный в данной работе период (2002, 2007, 2012 гг.) нами обнаружено 156 публикаций, затрагивающих проблемы окружающей среды. Из них 37 материалов за 2002 год, 21 – за 2007 год и 98 – за 2012 год. Данные результаты являются подтверждением высказанного ранее тезиса о «волновом» интересе СМИ к вопросам окружающей среды.

В ходе исследования публикаций об окружающей среде за 2012 год, нами также были рассмотрены материалы рубрики «Окно в природу», которые составили половину от общего числа публикаций. Данная рубрика появилась в начале 70-х годов ХХ века, но в связи со спадом интереса к экологической проблематике, во второй половине 90-х годов на время прекратила свое существование, вернувшись в печать в первозданном виде лишь в 2008 году.  В рамках рубрики «Окно в природу»  публикуются  очерки о природе и животных, а также фотографии окружающего мира.

Бессменным автором  материалов, размещенных в данной рубрике, является В. М. Песков – советский писатель, путешественник, журналист и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 гг. Свою журналистскую карьеру он начал в 1953 году с воронежской областной газеты «Молодой коммунар», с 1956 года и до настоящего времени остается сотрудником «Комсомольской правды». Его очерки, опубликованные в газете, вошли в цикл книг под общим названием «Окно в природу». В.Песков – единственный журналист «Комсомольской правды», специализирующийся исключительно на материалах, посвященных вопросам окружающей среды.

В целом, среди журналистов «”Комсомольской правды” в Благовещенске» не существует привязанности к какой-либо определенной теме, в том числе и к экологической. Это объясняется спецификой работы в региональном издании, обязывающей сотрудников ориентироваться в широком спектре вопросов. Специализируясь же на теме экологии, журналист должен посвятить себя более детальному ее изучению, что приводит к риску потерять ориентир в других областях жизни. Узкая специализация уместна лишь в случае, если журналист готов связать свою жизнь и отдать свой труд определенному, специализированному изданию, каких не существует в нашей области. Однако на основе проанализированных в данной работе материалов, можно выделить следующих журналистов, периодически обращающихся к теме окружающей среды: Ю. Смирнова (6 публикаций), И. Зражевская (4 публикации), И. Игнатов (5 публикаций), А. Козырин (5 публикаций), Т. Николаева (5 публикаций), В. Останин (8 публикаций). Стоит отметить, что на журналиста, освещающего вопросы экологии в общественно-политическом издании, возлагается высокая ответственность, так как от его трактовки события зависит реакция аудитории. Неумелое обращение с фактами способно посеять панику среди населения или, наоборот, не обратить должного внимания читателей на важную информацию.

Несмотря на повышение  внимания общества к вопросам экологии в последние годы, в газетном номере материалы на экологическую проблематику, в большинстве случаев, располагаются в конце газетного номера, уступая место информации из других сфер человеческой жизни. В рассмотренных нами номерах газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске», экологическая информация не имеет четкой привязанности к полосе. Несмотря на это, нам удалось выявить некую закономерность. Так материалы, освещающие катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии чаще всего публикуются на 2 – 7 полосах газеты в рамках рубрики «Картина дня»; необычные факты из мира живой природы располагаются на 13-18 полосах газеты; рубрика «Окно в природу» в большинстве своем печатается на 18-36 полосах. При этом стоит отметить, что, несмотря на сравнительно редкое обращение журналистов к теме экологии, материалы, освещающие наиболее актуальные проблемы окружающей среды нередко занимают как всю полосу: «Пришла весна – мусором красна!» (15.03.2002), «Как снизить вредные выбросы в атмосферу» (8.06.2007); так и разворот: «Убийственную волну, накрывшую Крымск, вызвал оползень, запрудивший горные реки» (11.07.2012), «В Приамурье начинается пожарный сезон» (07.04.2012). Также на двух полосах располагаются некоторые очерки В. Пескова из рубрики «Окно в природу»: «В гостях у Сетона» (26.04 -3.05.2012), «Селигер» (27.09 – 4.10.2012). Таким образом, редкое обращение к экологической проблематике, компенсируется большим объемом отдельных журналистских материалов.

2.3.2 Жанровое и тематическое разнообразие публикаций на экологическую проблематику.

Как уже отмечалось ранее, экологические публикации в общественно-политических изданиях в большинстве своем выполняют информационную функцию и газета «”Комсомольская правда” в Благовещенске» не является исключением. Ее целью является информирование общества о наиболее значимых вопросах окружающей среды, имеющих непосредственное отношение к жизни и здоровью населения. Поэтому на первый план в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» выходят материалы, связанные с катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями: «Горит Хинганский заповедник» (15.05.2002), «Разлив нефти – экологическое бедствие» (1.02.2012), «В Амуре найден вирус гепатита» (20.06.2007). Данные публикации информируют читателей капризах стихии, а также ее последствиях: жертвах, разрушениях; а также мерах по их устранению. Дополнительно данные материалы могут содержать рекомендации к действию в сложившейся ситуации: «За полчаса в Благовещенске выпала десятидневная норма осадков» (20.07.2012), а также данные для оказания помощи пострадавшим и содействию МЧС: «Наводнение на Кубани» (11. 07.2012). Подобные темы могут освещаться на протяжении нескольких номеров, демонстрируя развитие событий: «В Бурейском районе полыхали сошедшие с рельсов 13 цистерн с нефтью» (30.01.2012), «Амурские спасатели потушили пожар в Малиновке» (31.01.2012), «Разлив нефти – экологической бедствие» (1.02.2012), «Разлив нефти у Малиновки, как и предыдущие, полностью не ликвидируют» (3.02.2012).

Для Амурской области наиболее освещаемым природным явлением являются лесные пожары: за исследуемый период им посвящались 16 публикаций. Данные материалы можно причислить к познавательному тематическому направлению и к экологизации нравственности, так как помимо изложения фактов о стихийном бедствии, они содержат открытый призыв к защите лесов от возгорания, а также информацию о функционировании лесных экосистем после пожара.

Вторыми по популярности являются информационные материалы, посвященные  необычным событиям  в области  экологии: «В Благовещенске нашествие  богомолов» (10.08.2007), «В Благовещенске растут вечнозеленые тополя» (20.12.2002). Данная категория публикаций является нехарактерной для общественно-политических изданий и больше присуща специализированным экологическим СМИ.

Третью группу публикаций составляют материалы, информирующие читателей о разнообразных акциях, направленных на охрану окружающей среды: «В Благовещенске стартовала акция “Чистый город”» (1.10.2012), «Благовещенск станет чистым» (6.09.2002). Особое место среди них занимают акции, проводимы коллективом редакции «”Комсомольской правды” в Благовещенске»: «4 мая мы будем с граблями и метлами»  (30.04.2002), «”Комсомольский” десант высадил в Муравьевском парке целую плантацию будущего леса» (15.05.2012). Подобные публикации не только выполняют организаторскую функцию, побуждая людей присоединиться к действиям по охране окружающей среды, но и способствуют экологизации сотрудников, а также формированию положительного корпоративного имиджа как внутри редакции, так и со стороны аудитории.

Информация о работе Экологическая проблематика в региональной прессе