Требования к заголовку журналистского текста в контексте объективности информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать на примере белорусских СМИ (газета «Беларусь сегодня») соответствие заголовка публикации в газете в контексте правдивости информации этическим требованиям.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Выяснить, что такое заголовок журналистского текста, определить его функции.
Определить, какие требования предъявляют исследователи к заголовку журналистского текста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………
Глава 1. Заголовок журналистского текста………………………………………………
Заголовок журналистского текста…………………………………………………….
Функции заголовка журналистского текста………………………………………….
Требования к заголовку журналистского текста по мнению исследователей…….
Глава 2. Правдивость информации………………………………………………………
2.1 Правдивость информации как требование профессиональной этики журналиста…………………………………………………………………………………
Глава 3. Требования к заголовку журналистского текста ……………………………..
3.1 Общая характеристика газеты «СБ»…………………………………………………
3.2 Анализ материалов СБ………………………………………………………………..
3.3 Требования к заголовку, выявленные в результате анализа………………………
Заключение………………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

4. Если заголовок – цитата, то он должен отражать в целом содержание публикации, а не конкретный её участок.

Например, «Борцов заставят бегать кроссы» (в целом в публикации рассказывается о неудачном выступлении белорусских борцов на чемпионате мира, но автор использовал цитату тренера как заголовок, который не раскрывает сущности материала), «Беражы, Надзянятка, мой раман...» ( заговлок-цитата удачно подобран для публикации, т.к. он поэтичен, художественен. Даёт понять читателю, что речь пойдёт о писателе).

5. Заголовок должен быть прост  по своей конструкции, чтобы читатель  не утруждался читать его и не потерял интерес к публикации.

Например, «Куплеты на горячее» (публикация рассказывает о музыке в ресторанах) – заголовок прост, понятен, в нём не использовании никаких дополнительных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. «Люди, приятные во всех отношениях» (автор рассказывает о кондукторах и их работе) – заголовок усложнён определительной конструкцией, поэтому его восприятие усложняется для читателя.

6. Заголовок должен быть эмоциональным, притягивающим глаз читателя. Для достижения такого результата следует метафоризировать заглавия публикаций, добавлять яркие эпитеты и несложные сравнения.

Например, «Троянские дары леса» (о грибах и ягодах, содержащих радиоактивные вещества), «Сгорел как свечка» (о пожаре), «Зеркальный детектив» (о краже зеркал в Несвижском замке), «Не снимая белых перчаток» ( о воре в белых перчатках), «Жизнь за один доллар» (об убийстве человека за три тысячи белорусских рублей).

 

 

 

 

Заключение

Целью моей курсовой работы  являлось  исследовать на примере белорусских СМИ (газета «Беларусь сегодня») соответствие заголовка публикации в газете в контексте правдивости информации, выявить требования к заголовку журналистского текста. Для достижения этой цели я поставила 5 задач, которые постепенно выполнила:

    1. Используя научную литературу, я выяснила, что называется заголовком журналистского текста. Выделила основные функции заголовка: номинативную, рекламную, информативную, контактную, оценочную и привлечения внимания;
    2. Так же я выяснила, какие требования предъявляют учёные, исследовавшие данную проблему. Таких основных требований оказалось восемь;
    3. Правдивость информации представляет собой  склонность сообщать достоверную информацию. Так же я выяснила, как она регламентируется в кодексах профессиональной этики БСЖ и БАЖ;
    4. На примере газеты ««Беларусь сегодня» я проверила соответствие названия публикации её содержанию. Таким образом, 23% заголовков не соответствуют сути публикаций либо отражают неверно содержание.
    5. Проанализировав публикации газеты «СБ» я выявила несколько свои требований, которым должен соответствовать заголовок журналистского текста: заголовок должен выполнять две главные задачи — показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. Прочитав заголовок, читатель сразу должна уяснить, о какой сфере жизни пойдет речь в тексте, к которому он относится.

Таким образом, все поставленные мной задачи были выполнены, а, значит, выполнена и цель курсовой работы, для достижения которой я использовала учебники по журналистике, профессиональной этике журналиста и публикации исследователей, затрагивавших проблему заголовка журналистского текста.

 

 

Литература

1. Блисковский, З.Д. Муки заголовка // З.Д. Блисковский. –М: Изд-во «Книга». – 1972 –155 с.;

2. Ворошилов, В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов  – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.;

3. http://baj.by: Дэкларацыя прынцыпаў прафесійнай этыкі журналіста БАЖ;

4. http://buj.by: Кодекс профессиональной этики БСЖ;

5. http://www.twirpx.com // Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика: http://d01.twirpx.net/075/075382_AAE02_kolesnichenko_a_v_prikladnaya_zhurnalistika.pdf, 26.10.2010, 23:36;

6. http://kgu-journalist.ucoz.ru // Малькольм Ф. Мэллет Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы: http://kgu-journalist.ucoz.ru/load/1-1-0-2, 26.10.2010, 23:50;

7. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. I: Учебное пособие / Т.Д. Орлова. — Мн.: ЗАО «Современные знания», 2005. — 120 с.;

8. http://www.evartist.narod.ru/journ.htm // Рендалл, Д. Универсальный журналист: http://evartist.narod.ru/text12/38.htm, 25.10.2010, 22:08;

9. Садарова, А. Газетные заголовки-предложения / А. Садарова // Русский язык дома  и в школе. – 2008. - №10. – с. 26 – 30;

11. http://www.chuvsu.ru // Шишкин Н.Э. Газетный заголовок. Сборник материалов: http://narod.yandex.ru/100.xhtml?www.ds4607.narod.ru/book/gazetn.rar, 26.10.2010, 23: 58;

12. http://www.evartist.narod.ru/journ.htm // Шостак М. Репортер: профессионализм и этика: http://www.evartist.narod.ru/text/08.htm, 26.10.2010, 23:45;

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_Белоруссия_(газета)

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Правдивость

15. http://www.tamby.info/smi/gazeta-SB.htm

16. http://sb.by/

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

Трезвый взгляд на пьяные глаза

Виктор Пономарёв, 17.09.2010

Обычно очки надевают, чтобы видеть лучше. Сотрудники ГАИ Минской области предложили испытать другие, дающие противоположный эффект. Они показывают реальность такой, какой ее видит изрядно выпивший человек.

Внешне они напоминают горнолыжные. Но в действительности являются оптическим прибором, который искусственно искажает реальность. Трудно даже пройтись по экзаменационному классу и совершить простейшие действия: взять ручку из чужих рук, потом поднять ее с пола, набрать номер мобильного телефона. Рука проваливается, уходит в сторону от нужного предмета. Окружающее фантастически искажено, и поначалу это даже интересно. В помещении вскоре начинаешь ориентироваться, но каково будет на дороге?

Заместитель начальника управления ГАИ Минской области Михаил Акулич рассказывает, что уникальные очки привезены из Германии, куда наши специалисты ездили обмениваться опытом. Немецкие коллеги называют их «пьяными очками», а применяют, например, при обучении молодых водителей или для профилактики. Существуют, оказывается, 4 вида таких приборов: с «низким уровнем алкогольного опьянения» — около 0,8 промилле, затемненные сумеречные (1,3 — 1,5) и даже «пьяные очки ночного видения».

Сажусь за руль учебной машины в «обычных пьяных очках», соответствующих степени опьянения в 1,3 — 1,8 промилле. Я, выходит, «принял» около 300 граммов водки. К слову, уровень в 1,5 промилле увеличивает вероятность ДТП в 55 раз!

Еду, конечно, не по дороге — по учебной площадке. Рядом — инструктор. Предварительно я оценил и участок дороги, и препятствия на нем, и расстояние до людей, которые впереди... Но лишь усилием воли заставил себя объехать два полосатых конуса. Там, за лобовым стеклом, — только мутное марево. Рассудок требует: «Не смей! Стой! Тебе ехать нельзя!»

Беда в том, что рассудок пьяного водителя замутнен точно так же, как и его зрение. Поэтому не способен скомандовать «стой». В этом и состоит эффект прибора: ошеломить сидящего за рулем. Показать, что он увидит, будучи пьяным. Поверьте, впечатляет! Александр Шибаев, инструктор автошколы, водитель с 26–летним стажем, примерив очки, отказался даже тронуться с места. «Это невозможно!»

Но ведь садятся за руль и едут — даже в более тяжелом опьянении. Один из самых трагических случаев: под Молодечно перевернулась машина с пятью молодыми людьми, трое из которых погибли. Выживший водитель на 10 лет отправился за решетку. В течение нескольких часов парни пили во дворе многоэтажного дома. Ездили в магазин за добавкой, лавируя между детьми. И никто (!) из наблюдавших картину людей, а таковых были десятки, их не остановил.

Надо ли говорить, что не «волшебные очки» уберегут нас от трагедий на дорогах. Тем более что даже в ГАИ они пока имеются в единственном экземпляре. Впрочем, состоявшийся показ не был рекламной акцией или презентацией: прибор используется уже более двух месяцев. То было напоминание. ГАИ продолжит работать в этом направлении: с 17 по 26 сентября в стране пройдет акция «Пьяному за рулем не место».

 

Приложение 4

 

Друг напрокат

Ольга Пасияк, 04.09.2010

Помните пословицу: друга за деньги не купишь? Да и как его купишь! Но можно... взять напрокат.

«Твой круг знакомых не отвечает твоим требованиям? Ты не ощущаешь заинтересованности к твоим увлечениям? Не слышишь верных советов для себя? Услуга «Друг напрокат» покажет все происходящее в другом свете! Ты не столкнешься с чужими проблемами! Зарядись энергией и уверенностью в себе!»

В России час дружбы обойдется в 500 рублей, в Украине — 100 гривен, максимальное время заказа — два часа. А какая цена у нас? Звоню по найденному в интернете объявлению:

— Договариваемся по обстоятельствам, а фиксированной цены нет. Для начала можете пообщаться по «аське», первые 20 минут бесплатно. Заодно обсудите условия.

Любопытство взяло верх — связываюсь с потенциальным другом, который представился Андреем. «Какие услуги вас интересуют?» — приходит сообщение от собеседника. Вопрос поставил меня в тупик. «А что обычно заказывают?» — спрашиваю, собравшись с мыслями. «На вечеринку сопровождал, помогал женщине покрасоваться перед знакомыми, мол, нового бой–фрэнда подцепила. Был случай, когда человеку просто нужно было выговориться. Предупреждаю сразу, никакого интима». Слово за слово, и 20 минут пролетели незаметно. Выяснилось, что мой собеседник по образованию психолог, а «друг напрокат» — что–то вроде хобби. О цене мы так и не договорились. Я рассказала, что приехала из другого города, никого здесь не знаю, а одной разгуливать боязно...

«Я, конечно, не волонтер, но и деньги брать с тебя неудобно, — мой «новый друг» на несколько минут призадумался. — Предлагаю бартер: я в течение часа помогаю тебе, а ты находишь мне клиента за деньги».

На следующий день на ступеньках одного из торговых центров поджидаю своего друга на ближайший час. Андрей оказался симпатичным, лет 27. Нам предстоит поход по магазинам одежды. Что может быть хуже для мужчины? За границей эта услуга пользуется популярностью, особенно у состоятельных дам, которые не доверяют своим подружкам, опасаясь, что те из зависти могут посоветовать платье, которое совсем не идет.

Подходим к вешалке с джинсами. Долго перебираю модели, тихонько бурчу, что, мол, у этой цвет не тот, а эта сидеть плохо будет. По всем законам жанра нервы у моего «друга» уже давно должны сдать. Но нет. Он спокойно и даже заинтересованно следует за мной: критикует, одобряет, демонстрируя железное терпение. Его веселое расположение духа не исчезает даже после того, как я заявляю, что здесь мне ничего не нравится и нужно идти в другой торговый центр.

— А собственную жену по магазинам сопровождать приходится? — интересуюсь, замечая обручальное кольцо.

— Разве что по продуктовым, — отшучивается Андрей.

Наконец–то сделав нужную покупку, отправляемся в ближайшее кафе.

— А у «друзей напрокат» есть профессиональный кодекс? — спрашиваю напрямик.

— Скорее пару правил, — охотно отвечает «друг». — Например, никогда не употребляем спиртное на работе.

— Но наверняка были клиенты, у которых выговориться и выпить — понятия неразделимые?

— Всякое бывает. Вот тут–то и требуется знание психологии: главное — вовремя переключить внимание человека на что–то другое, приятное для него...

На сайтах, где сдают «друзей» напрокат, обещают, что такое общение «поможет научиться принимать правильные решения, смотреть на проблемы с другой стороны и придаст уверенности в себе». Хм... Может быть... Но я, распрощавшись с Андреем, тут же позвонила своим настоящим друзьям. Как ни крути, а искренние чувства и эмоции не продаются. А клиента я ему все же нашла: знакомая девушка искала спутника на вечеринку. Теперь мы в расчете.

Компетентно

— Если услуга востребованна, значит, она имеет право на существование, — такого мнения придерживается Татьяна Мосюк, частный психолог, работающий с проблемами семейного и личного характера. — Возможно, для кого–то это шанс побороть внутренний страх общения. Но если постоянно покупать за деньги внимание окружающих, хорошего мало, ведь так никогда не решишь свои глубинные проблемы.

Кстати

Сдаются напрокат не только «друзья». Во многих странах пользуются спросом временные родственники и даже гости на вечеринку, которые весь вечер радуют заказчика приподнятым настроением. А в США популярна услуга «жена напрокат», одна из обязанностей такой «супруги» — читать «мужу» семейные нотации. В Германии относительно недорого арендуют болельщиков на любое соревнование, а в Японии модно заказать «домашнее животное на час». А еще большим спросом пользуются агентства, сотрудники которых за весомую плату вместо вас извинятся перед теми, кого вы обидели.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

«Пассат» стал металлоломом

Юрий Бакаренко, 24.09.2010

Всего неделя прошла с момента страшного ДТП в Польше, а на «черном» участке дороги Белосток — Варшава — снова трагедия. Ночью «Фольксваген» с белорусскими номерами выехал на встречную полосу и лоб в лоб врезался в грузовик. Удар был настолько жестким, что «Пассат» мгновенно превратился в груду металлолома, его водитель умер на месте еще до приезда медиков. Второго участника аварии, поляка, с тяжелыми травмами доставили в больницу. Причины ЧП выясняются.

Трассу № 8 автомобилисты неспроста называют «черной» — на ней происходит чуть ли не каждая третья авария в Польше. Недалеко от места, где случились два последних ДТП с участием белорусов, даже установлен знак, предупреждающий об опасности. Много поворотов, возвышенностей. К тому же движение там традиционно оживленное, а дорога узкая, всего двухполосная. Разминуться в случае чего непросто. Маневры и обгоны зачастую оборачиваются трагедией. Как, собственно, и произошло неделю назад, когда два микроавтобуса с белорусскими номерами столкнулись с фурой. Тогда, напомним, пятеро белорусов погибли, еще четверых госпитализировали с травмами разной степени тяжести. Как они?

Информация о работе Требования к заголовку журналистского текста в контексте объективности информации