Религия в контексте культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:54, реферат

Краткое описание

Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной культурной системы, включающей самые разнообразные элементы - от организаций и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. Религия - это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нём, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, во-вторых, задаёт людям контекст высшего смысла, то религиозная культура человека - "программа", определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Религия и культура…………………………………………………………4-6
Функции и структура религии. Типология религий……………………7-17
Религия как способ передачи общечеловеческих ценностей…………18-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                   

Сибирский государственный  индустриальный университет                    

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "Религия в контексте культуры "

 

 

 

 

 

 

Проверил: старший преподаватель  кафедры истории Соловьёва Т.Б.

Выполнил: студент группы КЗМХЖ - 09 Сосновский А.Н.

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Религия и культура…………………………………………………………4-6
  2. Функции и структура религии. Типология религий……………………7-17
  3. Религия как способ передачи общечеловеческих ценностей…………18-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово "религия" происходит от латинского religare - "связывать". В этом слове содержатся прямо противоположные смыслы: можно связывать, соединяя дух человека и Бога, но ведь и путами тоже можно связывать. Отец Александр Мень, обратив на это внимание, писал, что человек, вступая в мир религии, решает для себя дилемму полноты бытия и рабского сознания.                                            

Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной  культурной системы, включающей самые  разнообразные элементы - от организаций  и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. Религия - это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нём, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, во-вторых, задаёт людям контекст высшего смысла, то религиозная культура человека - "программа", определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности. Лучшим определением личной религии является наличие пространства священного в структуре личности, а главный признак институциализированной религии - различие между священным и профанным. 

Конкретные формы духовного  измерения (или духовного пространства) могут быть различными даже в рамках одной и той же традиции.     

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

1. Религия и культура

Религия – это один из важнейших факторов человеческой истории. В зависимости от разных взглядов, можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, а можно доказывать, что без неё человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует её воспринимать.

Роль религии в жизни  конкретных людей,  обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам  какой-либо строгой и изолированной  секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно безразличного  религии. Так же обстоит дело с  различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (например, ислам), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение  с религией в одной и той  же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и вероисповедания отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию,   способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.

Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ёе роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Религиозная  картина мира утвердила позитивное отношение к миру, помогла человеку стать человеком, преодолеть внутреннюю борьбу, страсти утратили характер порочности, разум, научившись их контролировать, обратился к реальной жизни. Христианское учение способствовало утверждению единой для всех людей справедливости, истины, побуждая к преодолению враждебности и нетерпимости, к преодолению противоречий между людьми на основе терпимости и милосердия. Взаимодействие души и тела перестало носить характер борьбы и характер связи с понятием бога изменился. Развитие и укрепление человеческого разума по-новому проявило двойственность мышления, как противопоставление субъекта и объекта, духовной и материальной субстанций, в этом противопоставлении понятие бога полностью совпадало с духовной субстанцией и стало утрачивать объединяющую роль. В основных своих чертах религиозная система представлений сохранилась до настоящего времени как идеалистическая, несмотря на развитие рационального мышления, рост авторитета науки, накопление огромного количества знаний о человеке и окружающем мире. Этот факт сам по себе требует объяснения.

В философии на уровне развития рационального мышления идея единства нашла наиболее полное выражение  в системе Гегеля, где бог —  высший разум, абсолютный дух, опосредствованный  конечным миром. В этой системе истинность бога и неистинность мира диалектически  связаны: «основным определением идеальности  должна быть реальность, а основным определением реальности — идеальность».

Религиозная иерархия представлений  сохраняется в идеалистической  иерархии, где дух — первичен по отношению к природе, человек  и окружающий его мир дуалистически разделен на душу и тело, на сознание и материю, на субъект и объект, единство конечного мира вынесено за его пределы к абсолютному духу, как единство духа с самим собой. В иерархии духа и природы связь отнюдь не диалектическая, а идеалистически односторонняя, но дуалистические противоположности максимально сближены:  дух не существует вне реального мира, являясь его сущностью.

Противостояние дуалистических представлений о противопоставлении субъекта и объекта, сознания и материи  по сравнению с дуализмом добра  и зла явно снижается за счет сближения  бога, как абсолютного духа и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. Функции и структура религии. Типология религий.

Структурируя культорологическое видение сферы религиозного, рассмотрим религию, через функции, которые она выполняет в культуре.

1. Ценностно-нормативная,  или аксиологическая, функция задаёт личности и обществу нормы морали и нравственности, поскольку в религиозных учениях сконцентрирован нравственный опыт человечества.

2. Психологическая функция  способствует самоутверждению личности  в вечности, в преодолении страха  смерти. В разных религиях страх  смерти преодолевается по-разному.  В христианстве и исламе - через  утверждение бессмертия души  и её жизнь в ином мире, в  буддизме - через бесконечные перерождения  в этом мире. Психологическая  функция помогает переживать  страдания и неудовлетворённость  жизнью, сглаживает остроту переживаний,  в том числе связанных с  социальным неравенством.

3. Онтологическая функция  помогает человеку обрести смысл  жизни через служение Богу, стремление  к Богу, соединение с Богом в качестве цели своего существования как соответствие высшему Божественному идеалу. При этом не важно, где верующая личность размещает Бога, - в себе, в необозримом Космосе или вообще в ином непостижимом мире. Важно, что виртуальное общение с ним позволяет ему быть, влиять и, значит, действовать.

4. Социальная культура. Как  отмечал Э.Дюркгейм, религия отвечает  важной социальной потребности  обеспечения солидарности в обществе, его целостности. Религия может  консолидировать небольшие группы  людей, этнические общности, многомиллионное  население, т.е. часть социума,  в том числе в противостоянии  остальным. В выполнении своей  общественной функции она использует  разнообразные способы воздействия  на личность, её психологическое состояние, её мировоззрение, бытие. Религия срасталась с искусством, с наукой, в какие-то периоды даже поглощала их. Сила её влияния многократно увеличивалась благодаря использованию эмоционального канала - воздействию на личность не только через разум, но и через чувства. Социальная функция религии реализуется в основном через церковь. С другой стороны, и власть использует церковь для управления обществом.

5. Идеологическая функция  оказывает влияние на верующих  не только в рамках церковной  организации, но и через социум. Иерархи церкви используют религиозную  идеологию как инструмент для  влияния на власть и жизнь  общества в целом. Религия - мощная, развитая идеология, основанная  на вере и потому наиболее  принимаемая обществом и наиболее  действенная. 

6. Символическая функция  играет ключевую роль в утверждении  и поддержании общих представлений посредством развитого знаково - символического пространства, структурирующего окружающий человека мир - как природный, так и социальный.

В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств  существования. С этим связана особенность  данной культуры - первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы.  Все стороны духовной культуры существуют в синтезе и они настолько переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изобразительном искусстве., танце, пении, мифологических и магических представлениях. В области социальных отношений господствовал родовой строй.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является  мифология. Это основная форма мировоззрения  народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов  мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала  как универсальная форма общественного  сознания.

Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40000 тысяч лет назад, когда появился человек разумный.

Тотемизм («род» на языке индейцев) - вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом  зависит  существование рода и каждого человека.

Фетишизм («идол», «талисман»  от франц. слова) - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет(камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов.         В  них  видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

Анимизм («душа», «дух» от лат.) - вера  в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой.  В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.

Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. У охотников и рыболовов эпохи неолита  особенно в северных тундрах и лесах был распространен шаманизм. Целитель и заклинатель шаман с помощью своих ритуалов посредничал между духами и людьми. Кроме того, существовало понятие «табу», связанное с первобытной культурой (строгий категорический  знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже  сам ослушник может сурово себя наказать). Как отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме. Первоначальные формы религии частично сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть считается предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе- обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя- наследие тотемизма. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранились со времен анимизма. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.

В каждой религии можно  выделить составные части:

1. Вера в Бога (или богов); вера- главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.

Информация о работе Религия в контексте культуры