Стилистические особенности речи тележурналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. И конечно для человека публичного - для журналиста особенно важно правильно владеть ресурсами русского языка и умело использовать речевые приемы в эфире радио и телевидения.

Содержание

Введение

Глава I . Речевая культура журналиста
1.1. Техника и выразительность речи в прямом эфире
1.2. Культура речи телеведущего
1.3. Использование стилистических средств в эфире


Глава II. Особенности речи в эфире

2.2. Ораторское искусство в журналистике
2.3.Обращение к эталонам дикторского мастерства ( Юрий Левитан, Алексей Каплер)



Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Стилистика.Word (3).doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Можно выделить три уровня ораторского искусства:

1.Владение материалом («что говорить»);

2.Владение собой («как говорить»);

3. Образ оратора («кто говорит»).                                                           

 

Владение материалом :

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка.

Словарный запас. Хороший ведущий всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного. Задача ведущего – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.

Композиция речи. Обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными по типам: академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь  с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.

Требования к композиции выступления на телевидении таковы:

1.                  Вступление  применяется для того что бы привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету.

2.                  Основная часть - сообщение информации, ее обоснование.                    

3.                  Заключение необходимо для того что бы суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

                                              Владение собой:

          Естественность поведения ведущего – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (ведущий сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид.

                                  Образ ведущего:

При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

60% – КТО ведущий, что он из себя представляет;

30% – КАК говорит;

10% – ЧТО он говорит.

Образ ведущего (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть.

Выражение лица. Ведущий должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Ведущему следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

С появлением телевидения появилась необходимость выделить и определить новую категорию людей - выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по-преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну. И непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к  объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, весьма многочисленную аудиторию. 

Именно массовость телевизионной аудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигает особые требования к личности выступающего.

 

 

 

 

 

 

2.1 Обращение к эталонам дикторского и актерского мастерства (Алексей Каплер, Юрий Левитан)

 

1 Ю́рий Левита́н

Ю́рий Бори́сович Левита́н (19 сентября (2 октября) 1914 — 4 августа 1983) — с 1931 года диктор Всесоюзного радио, диктор Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Народный артист СССР (1980). Член ВКП(б) с 1941 года. Обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.

С учётом всех природных данных и талантов Левитана, судьба его могла сложиться совсем иначе, если бы не Сталин, услышавший однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире передовицу «Правды». Вождь немедленно позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его завтрашнего доклада на открывающемся XVII съезде партии должен прочесть «этот голос».

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.

Осенью 1941 Левитан был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург) вместе с диктором О. С. Высоцкой. Вести вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно — все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.

Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам — в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности — чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

В марте 1943 Юрия Левитана секретно перебросили в Куйбышев, где уже размещался Радиокомитет. Информацию о пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.

После войны Левитан читал правительственные заявления, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвовал в озвучивании фильмов. В 1965—1983 годах читал текст в телепередаче «Минута молчания». На Всесоюзном радио вёл передачу «Говорят и пишут ветераны».

Левитан постоянно работал над своей дикцией. Чтобы выработать чёткое произношение, Юрий Борисович частенько читал свои тексты, стоя вниз головой на руках.

Чтение Левитана стало неотъемлемой частью советской жизни и оказывало на слушателей сильное эмоциональное воздействие.

Сам Юрий Левитан говорил, что все, что необходимо было сказать по радио, он пропускал через себя. И порой, при чтении сообщений о войне приходилось читать, сдерживая слезы и сжимая кулаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Каплер Алексей Яковлевич

 

Первый ведущий популярной программы «Кинопанорама». Алексей Каплер отличался от своих коллег тем, что всегда разговаривал со зрителем. Возникало ощущение, что он обращается к каждому человеку, сидящему у экрана.

Каплер Алексей Яковлевич(1910-1979), советский киносценарист, с 1964 года ведущий «Кинопанорамы». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

В кинопанораме он создал на экране атмосферу доверительного диалога «на равных» с деятелями искусства и зрителями. Может поэтому он пользовался необыкновенной популярностью.

Алексей Яковлевич Каплер стоял у истоков, теперь уже легендарной, телепередачи «Кинопанарама». Его позвали быть в ней ведущим, а он стал её душой. На целых шесть лет.

Его обаяние, его жизненная позиция и опыт - стали основой передачи. Телезрители со всей страны писали Каплеру письма, рассуждали о кино, рассказывали о своей нелёгкой жизни, просили совета или помощи. И Каплер пытался всем ответить, всем хоть как-то помочь.

Первые пять лет «Кинопанорама» шла в прямом эфире. Каплер настаивал на этом. А телевизионное начальство всякий раз ожидало, что же выдаст неблагонадёжный ведущий.

Вот что вспоминает о Каплере и его передаче Мари Галлай:

«Кинопанорама»! С той поры первых послевоенных лет, когда телевидение как-то сразу и прочно вошло в наш быт, трудно было бы назвать передачу, более популярную, чем «Кинопанорама». Даже самые завзятые телескептики (типа: «телевизор не смотрю принципиально») и те для «Кинопанорамы» делали исключение. Почему? Конечно, в значительной степени просто из интереса к самому содержанию этой передачи – кто из нас не любит кино и не хочет побольше знать о том, что происходит на экране, вокруг экрана и особенно за экраном! И все же главное очарование «Кинопанорамы», с первых дней ее появления в нашем телевидении, состояло в личности ведущего.

Умный, ироничный, обаятельный, на редкость естественный, обладающий не просто широкой, но явно не книжной по своему происхождению эрудицией – перечень привлекательных свойств ведущего «Кинопанорамы» Алексея Яковлевича Каплера нетрудно было бы продолжить. В истории кинематографа Каплер чувствовал себя как дома.

Он оказывал заметное благотворное влияние на общую атмосферу в студии. Всем своим видом демонстрировал непоколебимую уверенность в том, что каждый сделает свое дело, ничто не будет упущено, никто не подведет – и это действовало: никто и вправду не подвел… Даже поторапливал замешкавшихся Каплер, хотя и настойчиво, но как-то очень не нервозно. Мне подумалось: «Хорошо работать с этим человеком».

              Передачи в те годы не записывались, а шли прямо в эфир. Наверное, это обстоятельство тоже добавляло режиссеру и прочим участникам работы некоторую дополнительную порцию стресса (хотя само это слово – стресс – стало модным позднее). Но Каплер продолжал и перед работающей телекамерой оставаться самим собой – таким же, каким был полчаса назад, таким же, каким бывал всегда.

Внешняя мягкость и обаяние Алексея Яковлевича многих, соприкасавшихся с ним, вводили в заблуждение. Но свою точку зрения он умел отстаивать и проводить в жизнь достаточно последовательно, и если было нужно, то и твердо. Пример тому – та же «Кинопанорама», весь облик которой и всю сопутствующую ей простую, домашнюю атмосферу Каплер упорно поддерживал. Поддерживал, считая единственно правильными (психологию кино – и телезрителя он изучал пристально и понимал).

Он сам рассказывал с улыбкой, правда, не очень веселой, о письмах, содержащих упреки ведущему «Кинопанорамы»: «Почему не читает написанный текст, а говорит „от себя“? Что он – не готовится к передаче?» А Каплер не читал по бумажке, между прочим, не только потому, что справедливо считал это убийственным для своей передачи. Он был твердо убежден, что он стремился к большему: внести свой собственный вклад в то, чтобы вообще исчезла из нашей жизни эта иссушающая живое слово манера – читать «по бумажке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Речевой стиль ведущего развивается из культуры личности, психологии, интеллектуальных качеств, общего характера общего характера восприимчивости.

Иногда складывается ситуация, когда в сопряжении внеречевых форм обращения с аудиторией может сформироваться выгодная манера поведения человека в кадре, но отсутствует творческий почерк с точки зрения  устоявшихся для прямого эфира  языка, речевых интонаций и общих приемов выразительности.

Информация о работе Стилистические особенности речи тележурналистов