Спортивная тематка в российском радиоэфире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:14, курсовая работа

Краткое описание

Современный спорт и средства массовой информации неразрывно связаны друг с другом. Они существуют в симбиозе и полагаются друг на друга . По всему миру живут миллионы людей, для которых спорт - это не просто соревнования и игры, а целый мир, смысл жизни и объект поклонения. И у них естественным образом возникает потребность постоянно находиться в курсе важных спортивных событий, в каком бы уголке земного шара они не происходили. СМИ даёт любителям спорта такую возможность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы значимости спортивной тематики в радиоэфире……………………………………………………………………… 6
1.1. Спортивная тематика и формат радиовещательной станции………………………………………………….………… 6
1.2. Спортивная тематика в контексте целевой аудитории радиостанции ………………………………………………...… 11
1.3. Спортивная тематика в аспекте масштаба спортивного события……….………………………………………………...… 14
Глава 2. Спортивная тематика как актуальная составляющая современного радиоэфира (на примере радиостанций "Спорт", "Маяк", "Maximum", "Диктум")……………………………………………...….. 16
2.1. Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт" ………………………………………………………………….16
2.2. Актуальность радиопередачи "Спортивный канал" в эфире радио "Маяк"……………………………………………………………..…….…19
2.3. Место и значимость спортивной радиопрограммы "Rock'n'Roll Football" в эфире радиостанции "Maximum"……………………………22
2.4. Акутальность спортивной радиопрограммы "Этот Безумный-Безумный Спорт" в эфире учебной радиостанции "Диктум"…………………………………………………………………23
Заключение ………………………………………………………………….… 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

3. Влияние масштаба  обсуждаемой спортивной темы. Уже из названия спортивной  радиопередачи "Наше всё" в эфире федеральной радиостанции становится приблизительно понятно, что речь, скорее всего, пойдёт о спортивных событиях национального масштаба. Так оно и есть - это радиопрограмма о российском футболе.

Национальный  масштаб обсуждаемых событий  накладывает свой отпечаток на влияние, оказываемое этой радиопередачей на аудиторию. Так как футбол в России, несмотря ни на что, был и остаётся самым популярным видом спорта, то радиопрограмма о самых популярных спортивных соревнованиях в стране способна собрать у радиоприёмников большое количество слушателей по сей стране, вне зависимости от региона вещания. Именно благодаря высоким рейтингам, достигаемым за счёт грамотного выбора обсуждаемой темы, программа "Наше всё" выходит в эфир радио "Спорт" в прайм-тайм. В связи с этим, можно утверждать, что эта радиопередача имеет большую значимость для аудитории радиостанции "Спорт".

 

2.2 Актуальность радиопередачи "Спортивный канал" в эфире радио "Маяк"

 

    1. Влияние формата радиостанции на радиопередачу

Вот что, в частности, говорится в программном заявлении  радиостанции "Маяк":

"Маяк" –  старейшая и авторитетнейшая  государственная информационно-музыкальная  станция круглосуточного вещания.  Несмотря на солидный возраст, радиостанция "Маяк" сегодня по-прежнему пользуется огромной популярностью, а также искренней любовью радиослушателей.

Долгие годы "Маяк" был единственным оперативным  средством информирования населения  о самых важных событиях в стране. Обновленный формат станции сохранил основные принципы вещания. Выпуски новостей по-прежнему выходят с интервалом в полчаса. Остальное время занимают интересные познавательные программы, специальные авторские проекты, интерактивные развлекательные блоки и, конечно, музыка. Разговоры ведущих затрагивают все те же важные и актуальные темы, ведутся на простом и понятном слушателям языке. На "Маяке" практически нет записных программ, поэтому в любой момент радиослушатели могут высказать свою точку зрения в прямом эфире".19

Как же заявленный формат радиостанции влияет на значимость в эфире спортивной тематики? Существует несколько важных аспектов.

Во-первых, благодаря  формату радиостанции, радиопередача  носит  аналитический характер. Хотя, в данном случае он не выражен явно.

Ведущие программы  не являются профессиональными спортивными  экспертами, за счёт чего достигается  лучший контакт с аудиторией, которая, в свою очередь, не задаётся целью  получить развёрнутый ответ эксперта. Поэтому ведущие действительно, как уже было сказано выше, говорят с аудиторией  "на простом и понятном слушателям языке". Обсуждение темы носит более непринуждённый характер, нежели на специализированных информационных радиостанциях.

Также немаловажную роль в данной передаче играет её выход  в прямом эфире, и, как следствие, её интерактивность. Действительно, " в любой момент радиослушатели могут высказать свою точку зрения в прямом эфире" и обсудить выдвинутую ведущими тему в режиме реального времени.

2) Влияние целевой аудитории

Аудитория в  данном случае также влияет на концепцию радиопередачи как напрямую (благодаря интерактивности эфира), так и опосредованно (выбор темы для радиопередачи, манера подачи материала). Так как аудитория данной радиопередачи сформирована в основном из людей, любящих спорт, но не являющихся его знатоками, содержание радиопрограммы носит менее информативный и доскональный характер, нежели на специализированных радиостанциях, а также более непринуждённой манерой подачи материала и его обсуждения в эфире.

3) Влияние  масштаба спортивных событий

Так как для  передачи ежедневно подбирается  новая тема, то точно определить масштаб спортивных событий, описываемых  в ней невозможно. Каждую программу  нужно рассматривать в отдельности. В рассматриваемом примере была выбрана тема проблемной ситуации внутри ФК "Спартак" (Москва). Как следствие, данная радиопередача может привлечь, хоть и значительное, но всё же ограниченное количество слушателей, что в конечном итоге отрицательным образом сказывается на её рейтинге и значимости для эфира. 

 

 

2.3 Место и значимость спортивной радиопрограммы "Rock'n'Roll Football" в эфире радиостанции "Maximum"

 

    1. Влияние формата радиостанции на радиопередачу

Радио "Maximum" – одна из крупнейших музыкально-информационных радиостанций России, имеющая многомиллионную аудиторию. Вот что говорится в её программном заявлении:

"На данный  момент Радио MAXIMUM является ведущей  Pop-Rock радиостанцией и хорошо знакомо  тем, кто интересуется современными  направлениями мировой музыки. MAXIMUM предлагает своим слушателям  хиты и новые композиции зарубежных и отечественных звезд".20

Как видно, о  специальных спортивных информационных программах не сказано. А это показатель того, что в данном формате радиостанции спортивная тематика имеет малое  значение.

Но, несмотря на это, на радио "Maximum" существовал специальный проект, посвящённый спорту, а именно, футболу: "Rock'n'Roll Football". В студию приглашались футбольные эксперты и в течение 10 минут эфирного времени интервьюирововались ведущей (которая также не являлась специалистом в сфере спорта), о насущных вопросах российского и мирового футбола.

Отличительными  особенностями, возникшими под влиянием музыкально-информационного формата  радиостанции, являлись неглубокая проработка темы, что выражалось в поверхностном  характере вопросов, полное отсутствие "обратной связи" со слушателем и интерактивности эфира, а также постоянные музыкальные вставки, перемежавшие интервью.

2) Влияние  целевой аудитории

Аудитория радиостанции "Maximum", слушатели которой не являются знатоками спорта, несмотря на отсутствие интерактивности, оказала самое непосредственное влияние на радиопрограмму.

В целях популяризации  спорта в сознании массового слушателя  программа "Rock'n'Roll Football" выходила в эфир радиостанции в прайм-тайм. Но, к сожалению, имела очень низкий рейтинг, обусловленный очень малым интересом аудитории к проблемам футбола и, как следствие, была закрыта. Это ещё раз доказало то, насколько малое значение имеет спортивная тематика на музыкально-информационных радиостанциях.

Следует также  отметить, что на данный момент тема спорта в эфире радиостанции "Maximum" лишь частично присутствует в выпусках новостей.

 

 

2.4.  Акутальность спортивной радиопрограммы "Этот Безумный-Безумный Спорт" в эфире учебной радиостанции "Диктум"

 

Радиостанция "Диктум" является учебной радиостанцией факультета журналистики ЧелГу, что оказывает непосредственное влияние на появление в её эфире спортивной тематики.

    1. Влияние формата на радиопрограмму

Так как по своему формату радио "Диктум" является музыкально-информационной радиостанцией, аудиторией которой являются студенты и преподаватели ЧелГу, нами было решено создать в эфире спортивную радиопередачу развлекательного характера, рассказывающую о различных курьёзах спортивного мира.

2) Влияние  целевой аудитории

Аудитория оказывает на развитие радиопередачи непосредственное влияние. Так, опрос аудитории, проведённый после выхода в эфир программы, показал, что она вызвала малый интерес у слушателей. Из 50 опрошённых лишь 30% были удовлетворены качеством передачи, 20% передача не понравилась, 10% затруднились ответить, а остальные 40% не услышали программу. В дальнейшем концепция радиопередачи была несколько переработана, и с целью привлечения большей аудитории был сделан уклон в сторону большей информативности. Опрос, проведённый среди аудитории, показал, что изменения носили положительный характер и слушательский интерес к продукту повысился. На этот раз из 50 опрошенных 50% оказались довольны передачей, 10% передача не понравилась, 20% затруднились ответить, а остальные 20% не услышали программу.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о  том, что целевая аудитория радио "Диктум" оказывает непосредственное влияние на концепцию радиопередачи "Этот Безумный-Безумный Спорт". Следует  также отметить, что следование интересам целевой аудитории при создании радиопрограммы привело к увеличению интереса к ней, а, как следствие, возросла и значимость спортивной тематики в эфире радиостанции "Диктум". 

Заключение

 

На основе теоретических  знаний, полученных в ходе работы над данной курсовой, и практической части, в которой мы проанализировали значимость спортивной тематики как актуальной составляющей радиоэфира, , можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале работы достигнута. Нами были исследованы различные аспекты, оказывающие влияние на форму журналистского материала и место, занимаемое им в радиоэфире. Мы рассмотрели ряд спортивных программ в эфире различных радиостанций и проследили в них выявленные закономерности.

Во время  данной исследовательской работы мы выяснили, что спортивная тематика на сегодняшний день является актуальной составляющей радиоэфира. Однако также было установлено, что  не на всех радиостанциях спортивная тематика имеет одинаковую значимость. В ходе исследования, изучив различные факторы, влияющие на спортивную тематику в эфире современных радиостанций, мы пришли к заключению, что место спортивной журналистики в радиоэфире в значительной степени изменяется в зависимости от установленных критериев (формат радиостанции, её аудитория, тематика журналистского материала). 

Кроме того, результатом  настоящей курсовой работы является пополнение теоретических знаний о  назначении спортивной тематики и функциях, выполняемых ей в современном  радиоэфире. У нас появилась возможность  в дальнейшем более детально и глубоко изучить данную тему. 

Список  литературы

  1. Азимов, Р. М. Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта [Текст] / Р. М. Азимов. – М. : Знание, 1991. – 62 с.
  2. Бальсевич, В. К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта [Текст] / Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. –М : ФиС, 2001. –148 с.
  3. Богомолова, П. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения [Текст] / Богомолова, П. Н. - М. : Изд-во МГУ, 1991. –128 с.
  4. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация [Текст] / Борев, В. Ю., Коваленко, А. В. –М. : Наука, 1986. –303 с.
  5. Буданцев, Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов [Текст] / Буданцев, Ю. П. –М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986. –167 с.
  6. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление [Текст] : философские очерки / Визитей, Н. Н. – Кишинев : Штиинца, 1986. – 164 с.
  7. Виноградов, П. А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма [Текст] / Виноградов, П. А. - М. : Сов. спорт, 1996. –С. 21–33.
  8. Виноградов, П. А. Физкультура и здоровый образ жизни [Текст] : проблемы и перспективы массовых средств информации / П. А. Виноградов, П. А. –М. : Мысль, 1991. – 224 с.
  9. Головных, Г. Я. Физическая культура как социальное явление. [Текст] /Головных, Г. Я. –Смоленск: Наука и жизнь, 1989. –127 с.
  10. Горбатов, А. А. Механизмы реализации концепций здорового образа жизни [Текст] / А. А. Горбатов // Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. междунар. конгресса : в 2 т. – М. : ФиС, 1998. – Т.2. – С. 448–449.
  11. Гуськов, С. И. Профессиональный спорт и российская действительность. Физическая культура и спорт в РФ [Текст] / С. И. Гуськов. – М. : ФиС, 2000. – С. 66–85.
  12. Дивина, Г. В. Социальная направленность пропаганды физической культуры и здорового образа жизни [Текст] /Дивина, Г. В. –М : ФиС, 1996. – C. 33–46.
  13. Иванов, М. К. Спортивная журналистика [Текст] : история, теория, современный опыт / Иванов, М. К. –М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 25 с.
  14. Керашев, А. Т. Средства массовой информации и обновление общества [Текст] / Керашев, А. Т. –Майкоп, 1998. – 146 с.
  15. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики [Текст] / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 336 с.
  16. Кузьменко, Н. C. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации [Текст] /Кузьменко, Н. C. –М. : Изд-во МГУ, 1997. –26 с.
  17. Люлевич, А. А. Формирование имиджа физической культуры и спорта средствами спортивной журналистики [Текст] / А. А. Люлевич // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : международный научный конгресс. – М. : ФиС, 2003. – С. 322–325.
  18. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] / Р. Харрис ; пер. с англ. И. С. Гурьева. – М. : Олма-Пресс, 2002. – 348 с.
  19. Официальный сайт радио "Maximum" [Электронный ресурс]. – URL : http://www.maximum.ru/about/radio/ (дата обращения: 10. 05. 11.)
  20. Официальный сайт радио "Маяк".[Электронный ресурс] – URL : http://www.radiomayak.ru/info.html (дата обращения: 08.05.11)
  21. Сайт радио "Спорт". [Электронный ресурс] – URL : http://www.932fm.ru/about/ (дата обращения: 05. 05. 11.) 

Приложение

 

а) "Этот Безумный-Безумный Спорт", Выпуск №1 / учебная радиостанция факультета журналистики ЧелГу "Диктум", 2010.

б) "Этот Безумный-Безумный Спорт", Выпуск №8 / учебная радиостанция факультета журналистики ЧелГу "Диктум", 2011.

в) "Наше всё", №54 / радиостанция "Спорт", 2010.

г) "Спортивный канал", №76 / радиостанция "Маяк", 2010.

д) "Rock'nRoll Football", №5 / радиостанция "Maximum", 2010. 
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЕЦИФИКУ ТОК-ШОУ В СОВРЕМЕННОМ РАДИОЭФИРЕ.

1.1. Формат радиовещательной  станции.

 

Формат радиостанции имеет ключевое значение при заполнении её эфира. Это своего рода основа основ, от которой зависит всё тематическое содержание сетки вещания, в том числе и специфика ток-шоу. В современном мире принято выделять несколько типов радиостанций: информационные, информационно-музыкальные, музыкально-информационные.

1) Ток-шоу на информационной радиостанции.

Для радиостанций этого типа характерно всестороннее и объективное представление информации на различные темы, актуальные в современном обществе. Не являются исключением и ток-шоу, которые в сетке вещания информационных станций занимают значительное место и, как правило,  составляют большую часть контента.

Говоря о  ток-шоу на станциях такого формата, необходимо отметить, что важнейшей чертой для привлечения слушателя является в данном случае интерактивность эфира. Эфир ток-шоу на информационных радиостанциях построен так, что между слушателем и студией организуется "обратная связь" посредством телефонных звонков, использования SMS-порталов или специального форума на Интернет-ресурсе радиостанции. Таким образом, осуществляется привлечение аудитории к обсуждаемой проблеме и каждый желающий (имеющий для этого возможность) может принять участие в дискуссии, высказать свою личную позицию или поделиться впечатлениями. Так как зачастую в рамках радиобеседы участвуют эксперты в той или иной области, или же просто интересный «актуальный» гость, то с уверенностью можно сказать, что во многом благодаря именно интерактиву, такие ток-шоу имеют стабильную популярность у аудитории. Любой желающий может задать гостю-эксперту интересующий его вопрос и таким образом выступить не только в роли интервьюера, но и, возможно, даже в качестве полноправного участника радиопередачи.

Для радиопрограмм  подобного рода характерна объективность  передачи информации, стремление компетентно  рассмотреть тему со всех сторон и  представить несколько точек  зрения на проблему, в том числе, возможно, как было отмечено выше, и мнения слушателей ток-шоу.

Информация о работе Спортивная тематка в российском радиоэфире