Спортивная тематка в российском радиоэфире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:14, курсовая работа

Краткое описание

Современный спорт и средства массовой информации неразрывно связаны друг с другом. Они существуют в симбиозе и полагаются друг на друга . По всему миру живут миллионы людей, для которых спорт - это не просто соревнования и игры, а целый мир, смысл жизни и объект поклонения. И у них естественным образом возникает потребность постоянно находиться в курсе важных спортивных событий, в каком бы уголке земного шара они не происходили. СМИ даёт любителям спорта такую возможность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы значимости спортивной тематики в радиоэфире……………………………………………………………………… 6
1.1. Спортивная тематика и формат радиовещательной станции………………………………………………….………… 6
1.2. Спортивная тематика в контексте целевой аудитории радиостанции ………………………………………………...… 11
1.3. Спортивная тематика в аспекте масштаба спортивного события……….………………………………………………...… 14
Глава 2. Спортивная тематика как актуальная составляющая современного радиоэфира (на примере радиостанций "Спорт", "Маяк", "Maximum", "Диктум")……………………………………………...….. 16
2.1. Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт" ………………………………………………………………….16
2.2. Актуальность радиопередачи "Спортивный канал" в эфире радио "Маяк"……………………………………………………………..…….…19
2.3. Место и значимость спортивной радиопрограммы "Rock'n'Roll Football" в эфире радиостанции "Maximum"……………………………22
2.4. Акутальность спортивной радиопрограммы "Этот Безумный-Безумный Спорт" в эфире учебной радиостанции "Диктум"…………………………………………………………………23
Заключение ………………………………………………………………….… 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Факторы значимости спортивной тематики в радиоэфире……………………………………………………………………… 6

    1. Спортивная тематика и формат радиовещательной станции………………………………………………….………… 6
    2. Спортивная тематика в контексте целевой аудитории радиостанции ………………………………………………...… 11
    3. Спортивная тематика в аспекте масштаба спортивного события……….………………………………………………...… 14

Глава 2. Спортивная тематика как актуальная составляющая современного радиоэфира (на примере  радиостанций "Спорт", "Маяк", "Maximum", "Диктум")……………………………………………...….. 16

2.1. Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт" ………………………………………………………………….16

2.2. Актуальность радиопередачи "Спортивный канал" в эфире радио "Маяк"……………………………………………………………..…….…19

2.3. Место и значимость спортивной радиопрограммы "Rock'n'Roll Football" в эфире радиостанции "Maximum"……………………………22

2.4. Акутальность спортивной радиопрограммы "Этот Безумный-Безумный Спорт" в эфире учебной радиостанции "Диктум"…………………………………………………………………23

Заключение ………………………………………………………………….… 25

Список литературы …………………………………………………………... 26

Приложение …………………………………………………………………… 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный спорт  и средства массовой информации неразрывно связаны друг с другом. Они существуют в симбиозе и полагаются друг на друга1. По всему миру живут миллионы людей, для которых спорт - это не просто соревнования и игры, а целый мир, смысл жизни и объект поклонения. И у них естественным образом возникает потребность постоянно находиться в курсе важных спортивных событий, в каком бы уголке земного шара они не происходили. СМИ даёт любителям спорта такую возможность.

Благодаря средствам  массовой информации, для того, чтобы  приобщиться к спорту, человеку уже  не нужно самому участвовать в  крупных соревнованиях или рвать голосовые связки, находясь на стадионе в качестве болельщика. Достаточно лишь комфортно устроится перед экраном телевизора, монитором компьютера или радиоприёмником.

Что касается роли радиовещания в освещении и популяризации  спорта, то нужно отметить, что оно играет в этом процессе далеко не последнюю роль. Конечно, с появлением телевидения радиотрансляции с мест спортивных баталий потеряли значительную часть аудитории. Но это не значит, что спортивная радиожурналистика перестала существовать. Ведь кроме объективных недостатков (главный из которых - невозможность передачи картинки), радио имеет некоторые преимущества перед телевидением, а именно, мобильность (достаточно лишь небольшого радиоприёмника в плеере) и "ненавязчивовсть восприятия" (напрягается только один орган человеческого восприятия - слух)2. Этот факт и позволяет спортивной радиожурналистике привлекать к приёмникам достаточно большое количество слушателей и по сей день. Для них продолжают транслироваться новости спорта, репортажи со спортивных мероприятий, комментарии специалистов, интервью со спортсменами и авторские передачи, посвящённые тому или иному виду спорта.

А значит, пока спортивная радиожурналистика сохраняет  свою актуальность в современном  мире, актуальна будет и выбранная тема курсовой работы. Ведь чтобы создать для радио качественный и привлекательный для аудитории журналистский материал, необходимо изучить те формы, в которых этот продукт может выходить в эфир радиостанции, а также те критерии, которым он должен соответствовать.

Цель данной исследовательской работы: определить зависимость жанровой формы журналистского материала на спортивную тематику и  его места в радиоэфире от различных  факторов (формат радиовещательной станции, аудитория, на которую ориентирована  радиостанция, масштаб освещаемого спортивного события, тематика материала).

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • Выяснить каким образом формат радиостанции, её аудитория, масштаб освещаемого в материале события и его тематика влияют на форму журналистского материала и место, занимаемое им в радиоэфире.
  • Рассмотреть конкретные примеры спортивных программ в эфире различных радиостанций и проследить в них выявленные закономерности.

Объектом нашего исследования являются факторы, влияющие на место, занимаемое журналистским материалом на спортивную тематику в радиожфире.

Предметом исследования являются радиопередачи, вышедшие в  эфир на различных радиостанциях (радио "Спорт", "Маяк",  "Maximum", "Диктум").

Методом исследования является сбор информации о различных факторах, влияющих на место журналистского материала на спортивную тематику и анализ этой информации.

Практическая  значимость настоящей работы заключается  в том, что на её основании можно  проводить дальнейшие научные исследования.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, а также заключения и приложения. Теоретическая часть состоит из трёх подпунктов, которые раскрывают аспекты, влияющие на значимость спортивной тематики в радиоэфире. Во второй части, практической,  мы проводим анализ положений ранее описанной теоретической базы на основании различных радиопрограмм (в том числе и собственных материалов, подготовленных на учебной радиостанции "Диктум").

Источниками изучения выбранной темы стали книги отечественных и зарубежных авторов, статьи из специализированных журналов, а также информация из всемирной сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ В РАДИОЭФИРЕ

 

1.1. Спортивная тематика и формат радиовещательной станции

 

Формат радиостанции имеет ключевое значение при заполнении эфира радиостанции. Это своего рода программный код, от которого зависит  всё тематическое содержание сетки  вещания, в том числе и спортивное. В современном мире принято выделять несколько типов радиостанций: информационные, информационно-музыкальные, музыкально-информационные.

1) Спортивная  тематика на информационной радиостанции

Для радиостанций этого типа характерно всестороннее и объективное представление  информации на различные темы, актуальные в современном обществе. Спортивная тематика отнюдь не является исключением. Журналистские материалы на тему спорта существуют на радиостанциях этого формата в различных формах. Это могут быть: выпуски новостей спорта, выделенные в отдельный новостной блок, включающий в себя от четырёх до пяти новости, и по продолжительности длящийся до 2-ух минут, специальные аналитические авторские радиопрограммы на определённую актуальную в спортивном мире тему, а также полные репортажи или прямые включения с мест масштабных спортивных событий3.

Говоря о  спортивных программах, необходимо отметить, что важнейшей чертой для привлечения  слушателя является интерактивность  эфира. Эфир спортивных ток-шоу на информационных радиостанциях построен так, что  между слушателем и студией организуется "обратная связь" посредством телефонных звонков, использования SMS-порталов или специального форума на Интернет-ресурсе радиостанции. Таким образом, осуществляется привлечение аудитории к обсуждаемой проблеме и каждый желающий (имеющий для этого возможность) может принять участие в дискуссии, высказать свою личную позицию или поделиться впечатлениями. Тот же самый принцип работает и при интервью спортсменов, приглашённых в студию. Любитель спорта может задать гостю интересующий его вопрос и выступить в роли интервьюера.

Для радиопрограмм  подобного рода характерна объективность  передачи информации, стремление компетентно  рассмотреть тему со всех сторон и  представить несколько точек  зрения на проблему. В силу своей  специфичной узконаправленной тематики эти программы не имеют очень большого количества слушателей и по этой причине не выходят в эфир в прайм-тайм.4 Однако необходимо отметить: несмотря на то, что спортивные радиопередачи на информационных радиостанциях проигрывают конкуренцию в рейтинге развлекательным и остросоциальным, они имеют достаточно большую аудиторию и по популярности следуют сразу за программами, выходящими в эфир в прайм-тайм.5

Рассматривая  информационные радиостанции нельзя не сказать об узкоспециализированных спортивных радиостанциях. Их эфир полностью посвящен спортивной тематике. Соответственно и журналистский материал может быть выполнен в самых разных жанровых формах — спортивные новости, развёрнутые репортажи со спортивных соревнований (в том числе и специально организованные прямые трансляции), интервью со спортсменами и специалистами в сфере спорта или с известными широкой публике любителями спорта, авторские аналитические радиопередачи. Также могут быть использованы и художественные жанры — например, биографические очерки об известных спортсменах и тренерах. Необходимо отметить, что подобные специализированные радиостанции ориентированны на подготовленную и подкованную в спорте аудиторию, поэтому при создании материала журналистами могут использоваться специфические спортивные термины и понятия, которые затем не следует объяснять слушателю.

Эти радиостанции выпускают программы, затрагивающие  очень широкий спектр тем, различных  спортивных направлений и видов  спорта — от футбола до шахмат.

На профильных спортивных радиостанциях интерактивный аспект эфира играет ещё большую роль, так как если спортивная трансляция ведётся не напрямую с места соревнования, а из студии, то слушатель может обсудить происходящие события с журналистом, ведущим эфир, в режиме реального времени.

Радиостанции  этого формата не претендуют на очень  большую слушательскую аудиторию, но при этом вызывают стабильный интерес  у любителей спорта, желающих постоянно  находиться в курсе спортивных событий.6

Так как на этих радиостанциях вся полнота эфира  отдана на откуп спортивной тематике, то расположение программ, посвящённых конкретным видам спорта, в сетке вещания радиостанции зависит от популярности того или иного вида спорта у аудитории.

Подводя небольшой  итог, можно с уверенностью утверждать, что  радиостанции новостного формата в своём эфире уделяют достаточного много внимания теме спорта и играют значительную роль в деле его популяризации у населения.7

2) Спортивная  тематика на информационно-музыкальной  радиостанции

Радиостанции  этого типа также уделяют достаточно внимания спортивной тематике в своём эфире. Тема спорта здесь также представлена в различных формах: спортивные новости (в новостном выпуске они могут не выделяться в отдельный блок, в зависимости от концепции построения новостных программ на конкретной радиостанции) и авторские аналитические радиопередачи, в силу специфики радиостанций этого формата, как правило, по времени длящиеся не больше пятидесяти минут эфирного времени. К художественным жанрам при создании материалов о спорте эти радиостанции зачастую не обращаются.

Аналитические программы, посвящённые спорту, на радиостанциях  этого типа отличаются чуть менее  глубокой разработкой обсуждаемой  темы, специфические спортивные термины  и понятия, использующиеся в эфире  и могущие быть недоступными для понимания массового слушателя, разъясняются.

Отличительной особенностью спортивных программ, выпускаемых  в эфир на информационно-музыкальных  радиостанциях, является чуть более непринуждённая и менее деловитая манера передачи информации, нежели та, что распространена на радиостанциях информационного формата.

Интерактивность играет меньшую роль, чем на информационных радиостанциях, но при интервьюировании гостей в студии, слушатель также  имеет возможность задать интересующий его вопрос, благодаря средствам "обратной связи".

Отметим: несмотря на то, что информационно-музыкальные  радиостанции уделяют меньшее внимание спортивной тематике, нежели информационные, благодаря тому, что радиостанции этого типа обладают большей слушательской  аудиторией, они также имеют значительное влияние на популяризацию спорта.

3) Спортивная  тематика на музыкально-информационной  радиостанции

Эти радиостанции уделяют в своём эфире гораздо  меньше внимания теме спорта, в сравнении  с информационными и информационно-музыкальными. На музыкально-информационных радиостанциях из-за специфики заполнения эфира спортивная тематика представлена слабо. Как правило, это спортивные новости (в эфире они не вынесены в отдельный блок, а зачастую привязаны к основному блоку новостей, где выделяется только одна, представляющая наибольший интерес у аудитории, спортивная новость). Также на радиостанциях этого формата могут выходить в эфир авторские программы на спортивную тематику, в основном носящие развлекательный характер.

Для музыкально-информационных радиостанций характерна не глубокая и всесторонняя проработка спортивной темы, а, напротив, вычленение из неё наиболее ярких фактов, которые будут представлять наибольший интерес для массового слушателя, не слишком хорошо разбирающегося в спорте. Как следствие, при создании материала на радиостанциях этого типа избегают использования в эфире специфических спортивных терминов и понятий, которые могут вызвать непонимание аудитории. Ели же без использования специальной спортивной терминологии и лексики обойтись никак нельзя, то все термины должны поясняться.

Информация о работе Спортивная тематка в российском радиоэфире