Российская журналистика в начале XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад

Краткое описание

Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).

Вложенные файлы: 1 файл

Российская журналистика в начале XX в.docx

— 128.54 Кб (Скачать файл)

Правда, тиражи лондонских газет в  это время составляли несколько  сотен экземпляров, в то время  как тираж «Ведомостей» мог доходить до 4 тыс., хотя не совсем ясно, каким  образом газета распространялась. Объем  лондонских газет также зависел  от количества актуальной информации (от 2 до 20 страниц119). «Ведомости» не имели устойчивой периодичности, выходили через одну-две недели. Для сравнения  отметим, что большинство лондонских газет этого времени выходило или еженедельно, или два раза в неделю. В 1702 г. начала издаваться первая ежедневная газета «Daily Courant».

В 1728 г. газету «Ведомости» сменили  «Санкт-Петербургские ведомости», издававшиеся Академией наук. Характер газеты сохранился, но от предшествующего издания ее отличала строгая периодичность: «Санкт-Петербургские  ведомости» выходили два раза в неделю по «почтовым дням» (вторник и  пятница), их объем - четыре страницы120.

С 1756 г. при Московском университете издавалась газета «Московские ведомости», которая была менее официальной, о чем свидетельствует и ее тираж - до 600 экземпляров. В «Московских  ведомостях» публиковалась информация о культурной жизни, известия из-за рубежа. В бытность редактором «Московских  ведомостей» Н.И. Новикова (1779-1789) в  газете расширился внешнеполитический раздел.

На этом почти исчерпывается  история русских газет XVIII в. Обе  газеты, издававшиеся в России к  концу XVIII в., просуществовали до начала XX в.121

■ Газетная периодика 60-90-х годов XIX века -начала XX века

Наиболее существенные изменения  произошли в издании газет  в России в 60-е годы XIX в. Они были обусловлены преимущественно двумя  факторами: расширением читательской аудитории в связи с ростом городского населения и потребностью в оперативной информации. К этому времени достаточно четко определились функции газет и журналов. От газет тре бовалась оперативная информация, в первую очередь для обеспечения коммерческой деятельности, активизировавшейся в пореформенный период. С начала 1870-х годов газет выпускалось больше, чем журналов. В 1870 г. выходило 36 газет, в 1877 г. - 51, в 1881 г. - 83 газеты127. Активизации газетного дела в конце 1870-х годов способствовала русско-турецкая война 1877-1878 гг. В 1880-е годы выходило более 80 газет, в 1890-е - более 90 и в 1900-е - более 100 общероссийских газет. С середины 1860-х годов газеты в основном издавались большим форматом объемом в четыре-шесть (иногда до восьми) полос. Определилась и внутренняя структура газет: полоса, как правило, делилась на шесть колонок и подвал, в который обычно печатали так называемый фельетон - большую статью, очерк128.

Обеспечить оперативность, достоверность  и полноту информации были призваны информационные агентства. В 1835 г. во Франции  возникло информационное агентство  «Гавас»129. Сотрудники Ш. Гаваса, основателя агентства, Б. Вольф и П.Дж. Рейтер открыли информационные агентства соответственно в Берлине (1848) и Лондоне (1851)130. До 1866 г. русские газеты могли перепечатывать зарубежные сообщения из официальных газет или публиковать их с разрешения министерства иностранных дел. В 1866 г. было создано «Русское телеграфное агентство». До этого, с 1862 г., телеграфное бюро существовало при газете «Биржевые ведомости». В 1871 г. возникло Международное телеграфное агентство, а в 1882 г. - Северное телеграфное агентство.

К этому времени большинство  российских газет выходило ежедневно  или шесть раз в неделю, но для  повышения оперативности информации необходим был выпуск газет два  раза в день а также выпуск вечерних газет. В 1827 г. в Лондоне начала выходить газета «The Evening Standard». В России первая вечерняя газета выходила с 1865 г. как приложение к тем же «Биржевым ведомостям» (фактически это был второй дневной выпуск, отличавшийся от утреннего лишь составом телеграмм). Стремление к оперативности информации, а также рост конкуренции привели к созданию корреспондентской сети.

Газетное дело начинает приносить  прибыль, главным образом за счет рекламы. Ограничения с публикации частных объявлений были сняты в  мае 1862 г.131 С 1865 г. была разрешена розничная продажа газет, что также создало дополнительный источник финансирования, который нельзя недооценивать. Напомним, что с конца 1860-х годов одна из экономических санкций против газет состояла как раз в запрете розничной продажи, что свидетельствует о существенности этого источника финансирования. Возможность увеличивать розничную продажу заставляла газеты стремиться к публикации остро актуальной и сенсационной информации.

 

В 1860-е годы в газетном деле появилась  тенденция к дифференциации по целому ряду признаков, свойственная многим видам  источников нового времени. С 1863 г. стали  выходить газеты, рассчитанные на самую  широкую читательскую аудиторию: крестьян, ремесленников, городскую прислугу, мелких служащих. Среди них выделялись газеты, адресованные конкретным социальным группам, например «Мирское слово», рассчитанное на низшие слои духовенства. Выделим  также «Народную газету» - первую, которая продавалась отдельными номерами.

Началась общественно-политическая дифференциация газетной периодики. Именно в это время газетная периодика  сращивается с публицистикой, чему, в частности, способствовало развитие такого газетного жанра, как передовая  статья, которая по сути являлась политическим обозрением.

Ведущие газеты в то время имели  тиражи более 10 тыс. экземпляров. Среди  популярных газет можно назвать  «Московские ведомости», «Биржевые  ведомости», «Голос», «Русские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости»132. Газета «Голос» А.А. Краевского133, тираж  которой с середины 1860-х до середины 1870-х гг. вырос с 5 тыс. до более чем 20 тыс. экземпляров, получала информацию из 600 мест России и 146 пунктов Европы, Азии, Америки. Одной из самых популярных с конца 70-х годов была газета «Новое время» А. С. Суворина134, приобретенная им в 1876 г.135

В 1880-е годы на первый план вышли  «Русский курьер», «Свет», «Новости дня», «Русское слово», оттесняя популярные в 1870-е годы «Голос» и «Санкт-Петербургские  ведомости». Одновременно активизировалась промонархическая печать. В 1881 г. правительство начало издавать газету «Сельский житель», рассылавшуюся бесплатно в волостные правления. Промонархический характер сохраняли и «Московские ведомости», издававшиеся М.Н. Катковым136.

Наблюдались новшества и в организации  газетного дела. Создавались посреднические организации - конторы, агентства объявлений, обеспечивавшие источники дохода периодических  изданий. В это время более  половины газет выходили ежедневно  или шесть раз в неделю.

На рубеже веков самой распространенной стала газета «Русское слово», основанная в 1895 г. и в 1897 г. приобретенная известным  книгоиздателем И.Д. Сытиным137. В 1899 г. ее тираж составлял 22 тыс. экземпляров, а в начале века превысил 100 тыс. Большими тиражами издавалась и так называемая бульварная периодика («Петербургская газета» - 30 тыс. экземпляров, «Московский  листок» - 40 тыс.).

Итак, к рубежу XIX-XX вв. в России газеты издавались правительством, государственными учреждениями, земствами, общественными  организациями и частными лицами. В 1900 г. выходило 125 газет общественно-политического  содержания. Произошла дифференциация. Появились рекламные, юмористические, спортивные, профессиональные (технические, медицинские) газеты. Периодичность  издания составляла от одного до семи раз в неделю. Газеты выходили, кроме русского, на армянском, грузинском, латышском, эстонском, немецком, польском, французском языках. Если в конце XIX в. значительным считался тираж в 25-30 тыс. экземпляров, то в начале века наиболее популярные газеты имели тираж 60-100 тыс.

В начале XX в. продолжали сохранять свои позиции такие газеты, как «Новое время» А.С. Суворина (в 1902 г. ее тираж, распространяемый по подписке, составил 65 тыс. экземпляров), «Московские ведомости» (перешедшие после смерти Каткова к другому издателю), националистическая газета «Свет». Пользовались спросом газеты либеральной направленности: «Биржевые ведомости», «Курьер», «Новости», «Право», «Россия», «Русские ведомости», «Русское слово». Новым явлением был выход с 1903 г. самостоятельной «Вечерней газеты» В. Абазы.

В период между революцией 1905 г. и  началом первой мировой войны  появилось несколько заметных газет. Это, с одной стороны, крупные  ежедневные «Раннее утро» (1907-1918) и  «Утро России» (1907, 1909-1918), издававшиеся на средства известных московских промышленников Рябушинских, и, с другой стороны, массовые газеты, рассчитанные на самые широкие читательские слои: «Газета-копейка» в Петербурге (1908-1918) и газета с таким же названием в Москве (1909-1918).

О признании общественно-политической роли газет свидетельствует тот  факт, что каждая политическая партия (а они, кроме РСДРП, провозглашенной  в 1898 г., стали возникать в России в начале XX в.) издавала одну или несколько газет. В самом конце ХГХ в. Российская социал-демократическая рабочая партия начала издавать нелегальную газету «Искра». В ходе революции 1905 г. возникли легальные большевистские газеты «Новая жизнь», «Волна», «Вперед» и др. С 1912 г. выходила легальная газета «Правда». Меньшевики издавали газеты «Начало», «Народная дума», эсеры ~ «Дело народа», трудовики - «Крестьянская Россия». Но, естественно, наибольшим влиянием пользовались периодические издания буржуазных партий. Кадеты издавали газету «Речь», октябристы - «Голос Москвы». «Русское знамя» было черносотенной газетой. Разворачивался процесс политической дифференциации периодических изданий общественно-политического характера.

Таким образом, в начале XX в. окончательно определилась основная функция газетной периодики - выражение общественного мнения и структурирование общества.

■ Губернские и городские газеты

Местная газетная периодика появилась  позже столичных газет. Ее становление  в разных странах проходило по-разному  и во многом напоминало становление  периодических изданий в столицах.

В Великобритании уже в начале XVIII в. влияние столичных газет на местах, несмотря на их незначительные тиражи, было весьма ощутимым. Провинциальные типографии отбирали сообщения из лондонской прессы и помещали их в свои еженедельные издания (дайджесты)138. Это вполне объяснимо: местные новости пока еще быстрее передавались устно. Местные газеты были коммерческими, поэтому для них было выгодно, когда сообщалось много новостей (особенно в период военных действий), и закрывались, когда новостей было мало. В Великобритании с 1701 по 1760 г. издавалось более 130 провинциальных газет, но только 35 существовали к концу этого периода139.

Со второй половины 1710-х годов  в местных газетах увеличилось  количество объявлений, в том числе  и рекламных140. С 1760-х годов английские провинциальные газеты давали многоаспектную картину местной жизни.

К началу XIX в. определилось политическое размежевание провинциальных английских газет. Они, так же как и лондонские, возникали для поддержки какой-либо политической партии (тори или виги)141.

В России местная печать начала развиваться  с официального издания - «Губернских  ведомостей»142. Положение об их издании  было утверждено в 1830 г., но наладить выпуск в большинстве губерний удалось  только с 1838 г. Издание «Губернских  ведомостей» курировал губернатор, а редактировал их, как правило, чиновник для особых поручений.

Частные газеты в российской провинции  появились с 1860-х годов. Возникали  они, как правило, из «ярмарочных  листков». Во-первых, преобладала потребность  в коммерческой информации, а во-вторых, на открытие таких газет легче  соглашались местные власти.

3. Особенности изучения периодической  печати

Когда говорят об изучении периодической  печати, обычно имеют в виду либо изучение истории какого-нибудь издания  или группы изданий (например, «большевистская  печать»), либо исследование материалов, опубликованных в газетах и журналах по определенной теме. Но решение второй исследовательской задачи без предварительного целостного изучения того издания, откуда извлекается информация, будет некорректным, поскольку периодика рассчитана на аккумулирование воздействия  на читателя и читатель воспринимает ту или иную информацию во многом в  соответствии со своими ожиданиями, основанными  на репутации издания, литературном и общественном прошлом его авторов.

Очевидно, что при таком подходе  минимальной единицей периодического издания является его комплект за весь период издания (или за период издания при одном редакторе).

При обращении к отдельным материалам, опубликованным в газетах или  журналах, кроме общего направления  издания необходимо учитывать, создавался этот текст специально для данного издания или издатели опубликовали текст, созданный с иной целью. Такое разделение материалов приемлемо не только при работе с исторической периодикой, в которой постоянно публиковались, наряду с исследовательскими трудами, исторические источники, но и для многих других изданий, например публикация статистических материалов в «Статистическом журнале» или официальных документов в ведомственных изданиях.

На протяжении всего периода  существования дореволюционной  периодики была велика роль издателя и редактора (часто совмещавшаяся  в одном лице). Поэтому изучение того или иного периодического издания  следует начинать с изучения личности издателя, понимания целей, которые  он преследовал. При этом необходимо иметь в виду, что в дореволюционное  время в России проще было купить уже существующее издание или  арендовать его, чем открыть новое. Особое внимание надо уделять причинам смены издателя. Иногда с приходом нового издателя кардинально менялось направление периодического издания.

И наконец, необходимо проанализировать взаимоотношения издания с цензурой, помня, что после реформы 1865 г. часть  изданий была свободна от предварительной  цензуры.

 

Вопрос 9. Формирование и развитие советской журналистики в 1917-1939 гг.

Создание однопартийной печати.

Ленинские принципы партийной журналистики.

Журналистика первых лет советской  власти.

Журналистика в условиях либерализации  советского режима (1921-1927 гг.)

СМИ в годы коллективизации и  индустриализации хозяйства.

Журналистика как инструмент идеологического  воздействия партии.

СМИ в предвоенные годы (1931-1939).

 

Формирование системы однопартийной  печати и жесткое ограничение  свободы слова – таков был  важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей – вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”. В типографии преуспевавшей “Копейки” стали печатать вновь созданную газету “Известия”. Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века. С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства. Частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения – созыв Учредительного собрания. Это привело в расправе как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты – все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет “О введении государственной монополии на объявления”. Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета “О революционном трибунале печати”, дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации. Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. – газета “Беднота”, в апреле – “Известия Комиссариата по военным делам”, в мае – “Известия Комиссариата здравоохранения”, затем – “Вечерняя красная газета” Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную “Правду” и государственную – “Известия”. В них находили отражение политическая борьба, проблемы внешней и внутренней политики, нововведения в области экономики и организации жизни.

Информация о работе Российская журналистика в начале XX в