Российская журналистика в начале XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад

Краткое описание

Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).

Вложенные файлы: 1 файл

Российская журналистика в начале XX в.docx

— 128.54 Кб (Скачать файл)

Министр иностранных дел

После отречения Николая II в результате Февральской революции был членом Временного комитета Государственной  думы, выступал за сохранение в стране конституционной монархии, однако большинство  лидеров «Прогрессивного блока» высказались против.

В первом составе Временного правительства (март-май 1917) был министром иностранных  дел. Одним из первых распоряжений Милюкова на посту было распоряжение посольствам  оказывать помощь возвращению в  Россию эмигрантов-революционеров.

Выступал за выполнение Россией  своих обязательств перед союзниками по Антанте и, следовательно, за продолжение  войны до победного конца. Его  нота с изложением этой позиции, отправленная союзникам 18 апреля, вызвала негодование  левой части политического спектра  — большевики и их союзники устроили демонстрации в столице. Воспользовавшись возникшим кризисом, оппоненты Милюкова в правительстве, в частности, Г. Е. Львов и А. Ф. Керенский добились создания коалиционного кабинета министров  с социалистами, в котором Милюкову был отведён второстепенный пост министра народного просвещения. Отказался  от этой должности и вышел из состава  правительства.

Продолжил политическую деятельность в качестве лидера кадетской партии, поддерживал Корниловское движение (после поражения Корниловского выступления был вынужден уехать из Петрограда в Крым), резко негативо отнёсся к приходу к власти большевиков, был последовательным сторонником вооружённой борьбы с ними.

Гражданская война

Был избран в Учредительное собрание, но в его деятельности не участвовал, так как уехал на Дон, присоединившись  к так называемой «Алексеевской  организации», по прибытии на Дон генералов  Корнилова, Деникина, Маркова, преобразованной  в Добровольческую армию. В январе 1918 года входил в состав «Донского  гражданского совета», созданного при  Добровольческой армии генерала Л. Г. Корнилова, для которой написал  декларацию.

Затем переехал в Киев, где в  мае 1918 года начал переговоры с германским командованием, которое рассматривал в качестве потенциального союзника в борьбе с большевиками. Поскольку  переговоры не были поддержаны большинством кадетов, он сложил с себя обязанности  председателя ЦК партии (позднее он признал переговоры ошибочными).

Деятельность в эмиграции

В ноябре 1918 выехал в Турцию, а оттуда - в Западную Европу, чтобы добиться от союзников поддержки Белого движения. Жил в Англии, с 1920 — во Франции, где возглавлял Союз русских писателей  и журналистов в Париже и совет  профессоров во Франко-русском институте. Разработал «новую тактику», направленную на внутреннее преодоление большевизма, отвергавшую как продолжение  вооружённой борьбы внутри России, так и иностранную интервенцию. Считал необходимым союз с социалистами на основе признания республиканского и федеративного порядка в  России, уничтожения помещичьего  землевладения, развития местного самоуправления. Против «новой тактики» выступили многие коллеги Милюкова по партии — в  результате в июне 1921 он вышел из неё, став одним из лидеров Парижской  демократической группы Партии народной свободы (с 1924 — Республиканско-демократическое  объединение). Подвергался нападкам со стороны монархистов, которые  обвиняли его в организации революции  и, 22 марта 1922 пытались убить (тогда  Милюков остался жив, но погиб  известный деятель кадетской  партии В. Д. Набоков).

С 27 апреля 1921 по 11 июня 1940 редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости» — одно из наиболее значимых печатных изданий русской эмиграции. В эмиграции занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Эмиграция на перепутье», начал писать «Воспоминания», оставшиеся незавершёнными. Продолжал критически относиться к большевикам, но поддерживал имперскую внешнюю политику И. В. Сталина — в частности, одобрял войну с Финляндией, заявив: «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». В канун Второй мировой войны утверждал, что «в случае войны эмиграция должна быть безоговорочно на стороне своей родины».

Во время войны был решительным  противником Германии, незадолго  до смерти искренне радовался победе советских войск под Сталинградом. Умер в Экс-ле-Бен, похоронен на местном кладбище. В 1954 г., после истечения срока аренды могилы, прах был перенесен в Париж, на кладбище Батиньоль, где похоронен рядом с А.С.Милюковой.

 

Союз журналистов СССР

Союз журналистов СССР, добровольная творческая общественная организация  сов. профессиональных работников периодической печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств, издательств. Главные цели союза — способствовать активному участию журналистов в коммунистическом строительстве, помогать росту их идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства.

Союз образован в 1959. Членами  его могут быть журналисты, фотокорреспонденты, художники, редакторы, работающие в  печати, на радио и телевидении, в  информационных агентствах, издательствах  не менее 3 лет и проявившие высокое  профессиональное мастерство. На конец 1975 союз насчитывал около 60 тыс. член Высший руководящий орган — Всесоюзный съезд, который созывается 1 раз в 5 лет. Деятельностью союза между съездами руководит правление, творческой и организационной работой — секретариат.

В организационном отношении союз строится по территориально-производственному  принципу: в редакциях созданы  первичные журналистские организации, в краях и областях — краевые, областные организации, в союзных  и автономных республиках — республиканские  союзы.

Профессиональная и идейно-воспитательная работа ведётся с помощью творческих комиссий и секций при Центральном  правлении и правлениях местных  организации, которые организуют научно-практические конференции, творческие семинары, симпозиумы, конкурсы, фотовыставки, а также  в школах и институтах журналистского мастерства. В Москве находится Центральный  дом журналиста, во многих др. городах  — местные дома журналиста. Установлены  премии С. ж. СССР (см. в ст. Премия).

С. ж. СССР — член Международной  организации журналистов (МОЖ). Его  представители участвуют в международных  встречах и симпозиумах журналистов, организуют такого рода мероприятия  в СССР, способствующие укреплению сотрудничества между союзами журналистов  социалистических стран, укреплению позиций  прогрессивной журналистики в развивающихся  и капиталистических странах. Союз издаёт еженедельник — обозрение  иностранной печати "За рубежом", журналы "Журналист", "Советское  фото", "Демократический журналист" (издание МОЖ на рус. языке) и "Информационный вестник".

 

 

САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

Эпоха шестидесятых годов – время  расцвета русской сатирической журналистики. Лучшим сатирическим журналом той поры была революционно-демократическая  «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова. Прогрессивные тенденции проявлялись  также в «Гудке» (под редакцией  Д. Минаева) и «Будильнике» (при Н. Степанове). В руках революционных  демократов сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма  за освобождение страны от рабства  и угнетения.

Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы, не отличались литературными  достоинствами, их уделом было пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя. Весной 1858 г. Петербург наводнили  «уличные листки» – копеечные  летучие издания, раскупавшиеся  городским мещанством и чиновничеством, и это журнальное поветрие оказалось  столь заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки».

Перечислив три десятка листков  – «Бесструнная балалайка», «Дядя  шут гороховый», «Муха», «Смех и  горе», «Сплетни» и т.д., – Добролюбов дал всестороннюю оценку либерально-буржуазным юмористическим изданиям вообще, показав, что в своем подавляющем большинстве  они бессодержательны, наполнены  старыми анекдотами и пошлыми  рассуждениями. Непременное свойство листков – беспринципность: «...С  первого слова встречаешь брань  на кого-то; но на кого, за что, почему и  для чего – остается неизвестно»[81]. Издатели заигрывают с читателем, желая  заставить его, во что бы то ни стало  купить листок. Иногда даже не назначалась  цена: «что пожалуете», – просил издатель на первой странице. Другая черта листков – мелкотемье. «Некоторые листки, – писал Добролюбов, – сплошь наполнены тонкими намеками на своих собратий, и если вы не следили за всеми листками, то вы, конечно, ничего не поймете из этих намеков». А между тем, говорит критик, «под покровом шутки можно бы здесь высказывать очень многое»[82].

Характеристики эти в большей  мере можно отнести также к  известным либерально-буржуазным журналам, возникшим в конце 50-х годов, –  «Весельчаку» и «Развлечению». Конечно, в литературном отношении они  были значительно выше, но мелкотемье и беспринципность сводили на нет общественный вес издания  такого типа.

«Весельчак, журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных»  выходил в 1858–1859 гг. Вначале его  возглавляли О.И. Сенковский (барон Брамбеус) и Н.В. Кукольник. Вскоре Сенковский умер, и руководителем журнала стал реакционно настроенный Н.М. Львов, автор бездарных комедий.

Назначение «Весельчака» было определено Сенковским в первом номере так: «Земля наша широка и обильна, но смеху в ней нет... Приходите смеяться с нами, смеяться над нами... надо всем и обо всем смеяться, лишь бы только не скучать». Грубое, площадное остроумие назойливо преследует читателя «Весельчака» времен Сенковского. А при Львове, который решился придать изданию другой колорит, журнал, по словам Добролюбова, «поднялся на ходули и, избегая прежнего остроумия, не умел избежать прежней грубости... Явлением литературным «Весельчак» все-таки не сделался»[83].

Однако плоские шутки и пошлые анекдоты – это еще не весь «Весельчак». Рассчитанные на вкус неразборчивого, мещанского читателя, юмористические материалы очень часто разбавлялись здесь враждебными выпадами против «Современника». Редактор «Весельчака» Львов сочинял фельетоны о  Некрасове – грязные пасквили на великого поэта. Да и сальные анекдоты журнала тоже не бесцельны: они должны были отвлекать внимание читателя от злободневных событий, уводить в  сторону от общественной борьбы.

Поначалу это в какой-то степени  удавалось. Именно «грубости острот и площадной сальности выходок» редакция «Весельчака», по словам Добролюбова, «была одолжена своим успехом  в массе читателей известного разряда»[84]. Все же продержаться долго  такой журнал не мог и в начале 1859 г., растеряв подписчиков, бесславно  закончился.

Иной была судьба другого известного в 60-е годы юмористического журнала  – «Развлечение», выходившего в  Москве. Возникнув в 1859 г., это издание  продолжалось до 1905 г. Менялись издатели, редакторы, сотрудники, а «Развлечение»  – журнал насквозь обывательский, служивший  утехой купечеству и мещанству, –  продолжал выходить.

«Развлечение» основал Ф.Б. Миллер, который был его редактором и  издателем до 1881 г. В журнале сотрудничали Б.Н. Алмазов, В.П. Буренин, П.И. Вейнберг, Н.В. Гербель, А.И. Левитов, Л.А. Мей.

На страницах «Развлечения»  появились, хотя в общем весьма безобидные, но все же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени. Когда обстановка в стране изменилась, критические заметки исчезли, и с 1864 г. «Развлечение» сделалось заурядным обывательским журналом. Даже цензурное ведомство отмечало, что в его направлении не проглядывает ничего «злонамеренного, антирелигиозного или противоправительственного», статейки же «нравственны и благонамеренны». Карикатуры «Развлечения» всегда были бледны и несамостоятельны.

 «ИСКРА»

Боевым органом революционно-демократической  сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти пятнадцати лет  – с 1859 по 1873 г.

«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкиным и  художником-карикатуристом Н.А. Степановым. Замысел сатирического журнала  с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить.

Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое  распространение. С каждым днем известность  журнала росла, и вскоре он стал одним  из самых популярных изданий. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.

Успех «Искры» – заслуга прежде всего его редакторов. К началу издания журнала Курочкин и Степанов были хорошо известны в литературных и художественных кругах. Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца. Позже он вошел в революционное движение и с весны 1862 г. вместе с Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичами, А.А. Слепцовым и H.H. Обручевым был членом центрального комитета «Земля и Воля». Н.А. Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет. Добролюбов писал о Степанове:

Между дикарских глаз цензуры

Прошли твои карикатуры...

И на Руси святой один

Ты получил себе свободу

Представить русскому народу

В достойном виде царский чин.

В 1856–1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем  литературный «Листок знакомых», в  котором среди других авторов  участвовал и Курочкин. Тетради альбома  дышали злободневностью, мишенью для  карикатур и текста было социальное неравенство, царящее в обществе.

Курочкин и Степанов, став редакторами  «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов – художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых  поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной  демократии. «В журнале этом, – писал  Горький, – собралась компания самых  резких и наиболее демократически настроенных  людей того времени...»[85]. Здесь много  и плодотворно работали поэты  – Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.С. Курочкин, П.И. Вейнберг, прозаики – Н. и Гл. Успенские, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов, публицисты – Г.3. Елисеев, М.М. Стопановский, Н.А. Демерт, художники-карикатуристы – П.Ф. Марков, М.М. Знаменский, Н.В. Иевлев, В.Р. Щиглев и многие другие.

Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли  письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления  властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его  друзьям о фактах, заслуживающих  разоблачения в «Искре».

Информация о работе Российская журналистика в начале XX в