Проблемы законодательного регулирования интернет-сми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_озо_Барсукова.docx

— 154.99 Кб (Скачать файл)

Обозначив основные типологические характеристики ресурсов, свойства и качества Интернет-пространства, перейдем непосредственно к анализу всего многообразия ресурсов, которые представлены в сети. В контексте данного исследования мы будем рассматривать только те ресурсы, которые имеют или могут иметь отношение к средствам массовой информации. Мы не будем учитывать научные порталы, сайты органов государственной власти, библиотеки, базы данных, файлообменники  как не имеющие прямого отношения к объекту нашего исследования.

В первую очередь, стоит определить, что же подразумевается под понятием «сайт», которые является основным при разговоре о структурных единицах Интернета. В словаре мы находим следующее определение: « сайт  - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом)33. В Федеральном Законе  от 14.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее Закон об информации), мы находим немного другое объяснение: «сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет».34  Если первое даете сайту определение как хранилищу документов, то юридическое определение более ориентировано на техническую сторону. Классификация сайтов довольно обширна, поэтому останавливаться на ней мы не будем, а сразу перейдем к тем ресурсам, которые рассматриваются как средства массовой информации в сети. Несмотря на то, что очень часто высказывают предположения о равнозначности понятий «средство массовой информации» и «Интернет», такое объединение представляется некорректным.  Говоря об интернете, скорее можно рассматривать его как канал распространения массовой информации и площадку для возникновения массовых коммуникаций и различных общественных отношений, а не как само СМИ.

Для начала уделим немного внимания истории возникновения Интернет-СМИ. Первые русские Интернет-издания появились еще в 80-х годах двадцатого века, и в основном характеризовались преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством игроков на рынке, их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в Интернет-медиа.

Второй период развития Рунета можно отнести к 1999-му – началу 2000-го года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, в течение которого в сети появился ряд новых игроков, и существенно увеличился рост вложений в развитие сетевых СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство Интернет-проектов, которые ныне являются лидерами медийной сферы Рунета.

Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновение в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества on-line периодических изданий», о чем было впервые заявлено 19 марта 1997 года. Затем был опубликован Манифест содружества, где говорилось об объединении более пятидесяти различных по тематике электронных изданий, а само «Содружество» названо «неофициальной гильдией российского Интернета». Авторы манифеста объявили о создании Еже – движения, задачи которого – объединять создающиеся сетевые периодические издания. Варьирование с приставкой «еже» («ежепроект», «ежеавторы») привели к созданию терминов «ежедневки» и «еженедельки».

В это же время возникает один из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее. Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет.35

 

 Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновых выпусков, иногда содержащие только анонсы статей и/или тексты прошлых номеров, иногда имеющие дополнительный контент.

По жанровому и тематическому наполнению интернет-издания не отличаются от офлайновых — есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, детские, женские и т.п. Основное отличие интернет-издания от печатного – его периодичность. Если печатное издание выходит раз в неделю, месяц и т.д., то интернет-издания, независимо от жанра, обновляются по мере появления нового материала.

Сегодня Интернет-журналистика по рейтингам популярности у потребителей составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям. Что касается печатных СМИ, то онлайн издания угрожают вскоре и вовсе вытеснить с рынка информации своего «бумажного аналога». Характерно, что доступ к информационным продуктам газет и журналов через Интернет обычно бывает бесплатным, тогда как за традиционные выпуски на бумажных носителях подписчик должен платить.

Не так давно в сетевой прессе появился и вовсе уникальный жанр – интернет – дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине – блоги).

«Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изобраъжения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).» 36

Рождение этого жанра связано с распространение в России портала livejournal.com. В настоящее время некоторые блоггеры развились до такой степени, что в профессиональном журналистском сообществе всё чаще возникают дискуссии на тему реальной конкуренции между СМИ в классическом представлении и блогосферой.

                         По ряду типологических признаков выделяются некоторые группы новых СМИ, возникшие на основании двух генетически разных категорий изданий.

 

  • Первая группа:  появилась на основе эволюции традиционных СМИ, таких как "Известия", "Московские новости", "Аргументы и факты" и т.д., которые вышли в мировую паутину со своими электронными версиями.
  • Вторая группа: оригинально сетевая - изначально возникла на базе web-технологий и продолжает функционировать исключительно в среде Интернета; к ней отнесем Газету.Ру, Ленту.Ру, РБК.Ру и др. издания.

Первая категория, как правило, копирует или развивает уже устоявшиеся типологические модели своих материнских изданий. Ее условно можно разделить на следующие группы:

  • Эквивалентные копии традиционных СМИ ("клоны"): копирует уже устоявшиеся типологические модели своих материнских изданий.  В Интернет-каталогах их большинство, и скоро, вероятно, по своему количеству они приблизятся к числу зарегистрированных в России СМИ.

Отличительной особенностью информационной модели эквивалентных "клонов" является то, что они публикуются с материнским изданием либо одномоментно, либо с небольшим опозданием.

  • Модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ ("гибриды") – возникшие на почве своих оффлайновых прототипов, но не копирующие их, а проводящие собственную информационную политику с целью охвата новых сегментов рынка.

 

Вторая категория изданий включает медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие офлайновых прототипов. В противовес первой группе они занимают лидирующие позиции в сетевых рейтингах, а некоторые из них, которые прямо заявляют о своих коммерческих целях, в скором времени обещают выйти на рубежи самоокупаемости.

В этой категории выделяют две отдельные группы:

    • Информационные порталы - многофункциональные интернет-службы, подразумевающие многообразие тем, жанров и сервисов;
    • Электронные газеты -  формируются по принципам, имитирующим офлайновые газеты, с определенным графиком "выпусков".

На складывающиеся типы онлайновых изданий влияет характер аудитории, в основном социально активной и деловой. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной и достоверной информации.

Характеристика традиционных (с печатными оригиналами) Интернет-СМИ России определяется также некоторыми отличительными показателями этих изданий:

1. По формату копии печатного СМИ:

  • текстовая или html - копия;
  • PDF - копия;
  • собственный формат в целях защиты от незаконного копирования и тиражирования (пиратства).

2. По модели реализации:

  • розничная продажа (включая подписку), т.е. аналог продаж печатных версий, когда цена устанавливается за один номер;
  • пакетная реализация (доступ ко всему архиву издания, либо к пакету определенных изданий);
  • бесплатно.

3. По ориентации на устройства  для чтения:

  • стандартный персональный компьютер;
  • мобильные устройства различных видов.

К основным и характерным отличиям интернет-изданий можно отнести следующее:

    • оперативность;
    • интерактивность;
    • ареал распространения;
    • периодичность;
    • медийность;

        Рассмотрев те интернет-ресурсы, которые в Законе о СМИ, рассматриваются как «сетевые издания» и имеют более-менее понятные характеристики и статус, перейдем к пограничным сайтам, идентифицировать которые не так просто – блогам и социальным сетям. Единого мнения относительно того, являются эти сетевые ресурсы средствами массовой информации или нет, до сих пор нет.

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.

По данным на 2004 год зафиксировано 4 миллиона блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллиона блогов. Согласно рейтингу блогов Яндекса на сегодняшний день в российском сегменте интернета ведется около 18 800 000 блогов.

Рост числа блогов и блогеров объясняется следующим:

  • Рост числа интернет пользователей;
  • Простота в создании и ведении блога;
  • Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте;
  • Полная свобода высказываний в блогах (до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным);

До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить человеческие стремления к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации.                

        Каковы же основные отличия блогов от СМИ?

  • многочисленность «корреспондентов»;
  • независимость и объективность (впрочем, насчёт объективности блогосферы можно и поспорить);
  • бесплатность контента для читателей (это – главное преимущество большинства электронных ресурсов, в том числе и блогов).
  • Недостоверность информации;

         

В связи с тем, что многие блоги пользуются огромной популярностью у читателей и собирают тысячи посетителей, достаточно остро встал вопрос: являются ли блоги средством массовой информации и должно ли к ним применяться соответствующее регулирование? Разговоры о регистрации и контроле над блогами стали идти в связи с тем, что в своих блогах многие авторы  не стесняются размещать клевету, оскорбления, призывы к экстремизму, антисемитские высказывания, информацию нарушающую авторские права или же порочащую честь и достоинство других лиц.

К средствам массовой информации предъявляется целый ряд требований, включая требования к порядку размещения информации и к ее содержанию. Ответственность за нарушения российского законодательства в сфере информации более серьезная в отношении СМИ, нежели в отношении физических лиц, не являющихся СМИ. Поэтому вопрос о том, стоит ли рассматривать блоги в качестве СМИ далеко не праздный.

 

                  

Хотя некоторые блоги постепенно уже и берут на себя многие функции СМИ, однако в целом продуктивность блогосферы как качественной информационной среды в настоящее время вызывает большие сомнения. Гражданская журналистика не обладает той степенью достоверности и объективности, которая присуща современной качественной прессе.

Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми