Проблемы законодательного регулирования интернет-сми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_озо_Барсукова.docx

— 154.99 Кб (Скачать файл)

Данные изменения были восприняты как посягательство на свободу слова и информации в Интернете. Действительно, обтекаемость некоторых формулировок (например, о решениях судах, которые определяют неправомочность распространения информации) позволяют подвести под закрытие и удаление из свободного доступа довольное большое количество интернет-ресурсов, в том числе по политическим причинам, например, площадки, на которых резко осуждаются действия власти и государственного аппарата. Также западная практика показывает, что зачастую блокировка данных ресурсов со стороны государства может быть легко обойдена при помощи новейших технических средств.

 

В этом году изменения коснулись и порядка хранения информации о пользователях сети Интернет. Если ранее, данную информацию должны были предоставлять провайдеры только по запросу уполномоченных органов правительства, то теперь ее должен хранить так называемый «организатор распространения информации в сети «Интернет» в течение полугода, а также содействовать  оперативно-розыскной деятельности, сохраняя при этом в тайне способы проведения данных мероприятий. При этом понятие организатора распространения информации дано слишком широко и неточно:  « …лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет».24 То есть, фактически любой владелец сайта в мире попадает под данное определение.

Последние поправки вызвали широкий общественный резонанс. Многие ведущие игроки интернет-пространства высказали свои сомнения о технических возможностях реализации данных положений закона. "Нам сложно говорить о технической реализации, поскольку закон содержит только общие нормы, конкретика об объемах информации для хранения появится в отдельном постановлении правительства. В проекте закона предлагают сохранять в течение 6 месяцев данные практически о любой активности пользователя, разве что сервисы о погоде или программы телепередач не подпадают под новые правила", - говорится в сообщении компании Яндекс, предоставленном РБК.25

Владелец многократно запрещавшегося ресурса Lurkmore.ru Дмитрий Хомак оценил данный закон, как «неработоспособный». Также его  возмущение вызвала обязанность хранить данные о пользователях на территории России и, естественно, за счет владельца ресурса.  Дмитрий высказал предположение, что соблюдение данной нормы приведет к запрету или прекращению функционирования на территории Российской Федерации множества мелких и средних зарубежных интернет-ресурсов.26

Также высказались предположения, что принятие данного закона вынудить уйти крупных зарубежных игроков с российского сегмента Интернет-рынка. Как заметил в своем комментарии для Lenta.ru Константин Трапаидзе, зарубежные компании не попадают по российскую юрисдикцию. Однако закон не делает ни для кого исключений: зарубежным владельцам сайтов придется выполнять данное предписание, или они будут заблокированы (что в целом может быть истолковано как политика изоляционизма), в противном случае закон будет «ограниченно работающим».27

Так же изменения коснулись законов об информации, на которую распространяется действие авторского права. В статье 15.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяется перечень информационных продуктов, попадающих под действие этой нормы,  а также последовательность действий в случае обнаружении противоправного распространения данного аудио-визуального контента. Данное положение привело к сокращению числа ресурсов, не имеющих прав на массовую публикацию и распространение кинофильмов, а также так называемых трекингов.

Говоря о контроле над информацией в сети, нельзя обойти внимание и Федеральный Закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Положения данного закона определяют перечень запрещенной к показу информации или демонстрирующейся ограничено, порядок сортировки информационных продуктов в соответствии с возрастом на основании данных предоставляемых статьями 7-10, требования к обороту информационной продукции, описание знаков маркирования возрастных ограничений, порядок проведения экспертизы и осуществления государственного контроля, а также степень и виды ответственности за неисполнение данных норм28. Статья 14 отдельно выделяет моменты, связанные с информационно-телекоммуникационными сетями, в частности с сетью «Интернет»: обязанность осуществлять контроль над доступом детей к противоправной информации с помощью административных, технических и иных средств в местах, доступных для детей; возможность для сайтов, не являющихся средствами массовой информации, самостоятельно принимать решение о размещении предупреждающих знаков и классифицировать свой информационный продукт в соответствии с данным законом.

Итак, мы рассмотрели, что подразумевается под понятием «Интернет». Определили его дуалистическую природу (технические средства и возникающие общественные отношения). Провели анализ западного опыта регулирования информационно-телекоммуникационных сетей: контроль осуществляется в основном на базе существующего законодательства с дополнениями в виде отдельных статей или законодательных актов, практически все страны осуществляют мониторинг Интерент-пространства и имеют реестры запрещенных ресурсов.

Также мы сделали обзор существующих законодательных норм, принятых в нашей стране.

На основании рассмотренной информации можно сделать несколько выводов:

- интернет-пространство в целом не может подлежать юрисдикции одной страны, поэтому происходят различные коллизии при попытке определения,  под чье законодательство попадает тот или иной ресурс или информация. В России после принятия последних поправок любая информация, которой пользуются пользователи на территории Российской Федерации попадает под влияние ее законов, что можно трактовать как попытку осуществить контроль над всей мировой сетью.

- многообразие интернет-ресурсов, постоянный рост их количеств и качества технических возможностей и средст приводят к отставанию законодательства от существующей действительности. Все принимаемые нормы создаются постфактум.

-  отсутствие  точного терминологического аппарата (на территории России в частности) также приводит к сложностям  при судебных разбирательствах  или чрезмерному контролю над  Интернетом

Показательны комментарии правительства после принятия последних поправок этой весной к закону «Об информации...»: на вполне оправданную критику о «сырости» и непродуманности закона, отсутствие диалога с самим интерент-сообществом депутаты ответили, что закон будет дорабатываться уже в ходе его действия.

- наблюдается  общемировая тенденция к ограничению  свободы доступа к информации,  а также к более активному  вмешательству правительства и  спецслужб в области, относящиеся  к частной жизни, а именно  - посягательство на тайну личных  сообщений и переписки, частной  жизни, персональных данных и  так далее.

 

 

Глава II  Правовое регулирование Интернет – СМИ

 

 

2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ.

 

Развитие информационных технологий повлекло за собой и развитие Интернета и,  как следствие, изменение картины мира, образа жизни и привычек обычного человека. Сейчас сложно себе представить, что еще не так давно возможность получить доступ в интернет была полуэлитарной,  и  воспользоваться ей мог только ограниченный круг лиц. Сегодня значительно выросло количество пользователей сети Интернет, увеличилась скорость интернет-трафика, изменилась сама структура интернет-пространства. Если раньше оно представляло собой очень сложную и технически недоступную для широкого круга лиц систему, то сейчас, особенно после появления web 2.0, интернетом может пользоваться практически каждый, причем под «пользованием» понимается не просто пассивный поиск и потребление информации, но и активное построение собственных структур, создание уникального контента, внесение существенного вклада в общий информационный поток.

Естественно, такие изменения не могли не отразиться на системе средств массовой информации. У традиционных ее участников появился серьезный конкурент за внимание потребителя. И у многих встал вопрос: использовать возможности интернета для дальнейшего развития или же оставаться СМИ в привычном понимании?

Для структурирования всего многообразия средств массовой информации до появления интернета использовали перечень типологических характеристик, которые позволяли упорядочить и классифицировать все группы участников информационного обмена.

Обычно применялся ряд критериев, по которому можно было отнести периодическое издание, теле- или радиопрограмму к тому или иному типу.

Все средства массовой информации делились по региону распространения, аудитории, содержанию и издательским характеристикам (тираж, периодичность, объем, формат и т.д.) Применялись и другие критерии, например – легитимность издания, учредитель и другие. Все они позволяли более или менее точно определить тип средства массовой информации.29

В интеренете многие из вышеупомянутых критериев становятся малозначимыми или же вовсе отсутствуют.

Например, параметр региона распространения больше не может применяться как область физического распространения средства массовой информации. В интернете данный критерий больше влияет на контент сетевого ресурса, так как  с любой информацией, размещенной в сети в публичном доступе потенциально можно ознакомиться в любой точке мира, где есть для этого технические условия.

Видоизменился и параметр учредителя средства массовой информации: теперь им может стать практически любой человек, имеющий необходимые технические навыки или средства для создания своего собственного сайта или блога (мы придерживаемся точки зрения, что блог не является средством массовой информации до регистрации такового в соответствующих органах) и регистрации его в Роскомнадзоре.

Изменилась так же важность параметра издательских характеристик: у электронных ресурсов нет тиража, но есть статистика посещаемости, также нет четкой периодичности – сайты могут обновляться нерегулярно, периодичность обновлений может носить произвольный характер, указываться или нет на страницах ресурса; формат издания становится очень расплывчатым и зачастую (кроме электронных версий печатных изданий) его сложно определить.

Наверно, одними из практически неизменившихся характеристик остались критерий разделения по составу аудитории и качеству материала. В сети также есть издания и ресурсы, которые имеют свою собственную целевую аудиторию, которая может делиться по возрастному признаку, по статусу человека, по его интересам и так далее. Разделение по качеству контента также проходит очень четко: так же остаются ресурсы, ориентированные на качественную, достоверную, профессионально подготовленную информацию и ресурсы, ориентированные на простого обывателя, чаще всего развлекательные или аналоги бумажной «желтой» прессы.

Рассмотренные выше характеристики это то, что связывает Интернет-ресурсы с уже привычными всем печатными изданиями, радио и телевидением. Теперь хотелось бы поговорить о тех свойствах, которые и придают уникальность интернет-пространству и СМИ в нем в частности.

Если в не-виртуальной среде в газете мы можем поместить только текст или фотографию, по радио передать голос, а по телевидению показать и видеоряд, и текст, и голос одновременно, но при этом не имеем возможности самому как зрителю сформировать эфир и выбрать необходимую программу, то Интернет предлагает все эти возможности и даже более того. Это и сделало его чрезвычайно привлекательным для практически всех групп участников общественных отношений: власть может как вести открытый диалог с населением, так и  активнее влиять на него, бизнес получает дополнительную площадку для своего развития, СМИ – дополнительную аудиторию, а пользователь в широком смысле этого слова – необъятный массив информации любого рода.

Говоря о свойствах интернета, в первую очередь стоит отметить его мультимедийность: совмещение всех возможных способов подачи информации в одном ресурсе: фото, текста, видеоряда, голоса. При этом зачастую пользователь может сам выбирать, в каком виде ему получать информацию. Это приводит, во-первых, к расширению потенциальной аудитории, за счет увеличения количества знаковых систем, а во-вторых - к более полному освещению событий, фактов или явлений.

Вторым важным свойством интернета, пронизывающим его насквозь, является гипертекстуальность – «система связи между различными между отдельными документами посредством гиперссылок».30 Связь между разными источниками по одной или схожим темам дает человеку уникальную возможность иметь более широкое представление о ситуации и дает возможность составить свое собственное мнение по тому или иному вопросу. Гиперссылки могут быть внутренними – между документами одного ресурса, и внешними – отсылающими к сторонним сайтам и страницам.31

И третьим важным свойством интернет-пространства является интерактивность. В какой-то форме она уже присутствовал на радио и телевидении, но в сети получила новые возможности – вести диалог, так сказать, «не отходя от места», в одном информационном пространстве и часто одномоментно.

Помимо специфических свойств  информации, указанных выше,  Интернет обладает и другими характеристиками, отличающими его от традиционных масс-медиа. Подробно они рассмотрены в статье Суворова А.А. «Интернет: масс-медийные характеристики»32. Здесь мы только коротко расскажем о них. Прежде всего  - это синтетический характер Интернет-пространства, которое формируется различными пользователями и участниками информационного обмена с различными целями с использованием всех доступных технических возможностей.   Интернет развивается экспансивно, часто полностью или частично замещая уже существующие службы, например, систему почтовых сообщений, библиотеки и т.д., что говорит о его значительном влиянии на жизнь общества. Информация в интернете носит фрагментарный характер, что с одной стороны облегчает ее поиск и понимание, а с другой стороны позволяет легче манипулировать человек, так как разделение информации на небольшие фрагменты является одним из самых распространенных манипулятивных приемов.  И одним из самых важных качеств, применительно к средствам массовой информации,  является высокая скорость распространения  и обновления сведений: ни одно из существующих традиционных СМИ не может в этом соревноваться с Интернетом.

Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми