Письмо, как жанр журналистики ( на примере Вестник "ЗОЖ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование характеристики жанра письмо на примере газеты «Вестник ЗОЖ». Цель работы определяет ее задачи:
изучить характеристику жанра письмо;
исследовать виды писем;
рассмотреть особенности словоупотребления в письмах в газету;
дать характеристику газете «Вестник ЗОЖ»;
проанализировать письмо в газету «Вестник ЗОЖ».

Содержание

Введение ........................................................................................................3
1. Письмо как жанр журналистики………………………………………..5
1.1. Характеристика жанра письмо……………………………………..5
1.2. Виды писем………………………………………………………….7
1.3. Цели и задачи писем………………………………………………..9
1.4. Особенности словоупотребления в письмах в газету……………10
2. Письма в газету «Вестник ЗОЖ» ……………………………………..19
2.1. Краткая характеристикам «Вестник ЗОЖ»………………………19
2.2. Письма в редакцию «Вестник ЗОЖ»……………………………..21
Заключение………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЗОЖ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение ........................................................................................................3

1. Письмо как жанр журналистики………………………………………..5

    1.1. Характеристика жанра  письмо……………………………………..5

    1.2. Виды писем………………………………………………………….7

    1.3. Цели и  задачи писем………………………………………………..9

    1.4. Особенности  словоупотребления в письмах  в газету……………10

2. Письма в газету  «Вестник ЗОЖ» ……………………………………..19

    2.1. Краткая  характеристикам «Вестник ЗОЖ»………………………19

    2.2. Письма в редакцию «Вестник ЗОЖ»……………………………..21

Заключение………………………………………………………………...25

Список используемой литературы……………………………………….26

 

Введение

Актуальность. Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Правда, всего три его письма дошло до нас, и то в изложении Диогена Лаэртского, который, как известно, был великим путаником.

Письма несут богатейшую информацию, они, непосредственные и  неподкупные свидетели, воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, они мимоходом запечатлевают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба но всё-таки прежде всего и ярче всего они повествуют о душе человеческой. Ах, как не хватает мне письма в современной литературе!

Методической основой исследования стали исследования отечественных ученых, которые развивали в своих работах непосредственно тему писем в различные годы: Колпаков В.Г., Максимова Н.В., Прохоров Е.П.

Целью курсовой работы является исследование характеристики жанра письмо на примере газеты «Вестник ЗОЖ». Цель работы определяет ее задачи:

  1. изучить характеристику жанра письмо;
  2. исследовать виды писем;
  3. рассмотреть особенности словоупотребления в письмах в газету;
  4. дать характеристику газете «Вестник ЗОЖ»;
  5. проанализировать письмо в газету «Вестник ЗОЖ».

Объект исследования – письмо.

Предмет исследование –  характеристика жанра письмо на примере  газеты «Вестник ЗОЖ».

Гипотеза- письмо в газету стало средством донесения своего мнения или своих знаний до общественности.

Методы исследования:

  • сравнительно- исторические;
  • научные методы познания.

Работа состоит  из двух глав. В первой главе дается характеристика жанра письмо, видов  писем, целей и задач писем, а  также особенности словоупотребления  в письмах в газету; во второй главе исследуется газета «Вестник ЗОЖ», письмо в редакцию «Вестник ЗОЖ». 
1. Письмо как жанр журналистики

1.1. Характеристика жанра письмо

Письмо как журналистский жанр возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Публикация писем — это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица или их группы, а тысяч и даже миллионов людей, т.е. массовой аудитории. В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики. Значительное влияние на характер жанра оказали всевозможные воззвания, листовки, прокламации, распространявшиеся среди населения в периоды всевозможных общественных катаклизмов — бунтов, восстаний, революций. Такие воззвания, листовки, прокламации публиковались и в газетах, что не прошло для журналистики бесследно.

Публикации, выполненные  в жанре письма, часто называют эпистолярной журналистикой (от греч. epistola — послание). Эпистолярную журналистику (в жанровом отношении) следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая полноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» во многих газетах и журналах. В данном случае рубрика означает лишь то, что материал поступил в редакцию по почте и что автор его не является штатным работником редакции. На жанр публикации такая рубрика не влияет, и ее нельзя считать жанроформирующим фактором (хотя, разумеется, под этой рубрикой может быть опубликован текст, который действительно представляет собой произведение эпистолярной публицистики) [8].

Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков — форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак — стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.

Возможность письма быть не просто средством общения, но и  инструментом эффективного воздействия  на широкий круг читателей предопределяется рядом связанных с ним обстоятельств.

Во-первых, своим письмам, как известно, их составители часто доверяют даже самые сокровенные помыслы. Поэтому они полагают, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочитать то, что те думают на самом деле. Эта психологическая установка, помимо воли человека, закреплялась в его сознании в течение веков. И не учитывать ее журналисты не могут.

Во-вторых, в письме, как  ни в каком другом материале, автор  может изложить самые замысловатые извивы своей мысли, выразить любые  оттенки своих чувств. А это порой бывает очень важно для достижения взаимопонимания между автором и читателем.

В-третьих, письмо четко  выделяет и называет круг адресатов, избранных автором, и таким образом  фокусирует на них внимание аудитории, которая в результате будет ждать их реакции на данное письмо. А в силу того, что современная пресса часто использует письмо для обращения к видным деятелям (руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.п.), рассчитывая на их незамедлительное вмешательство в тот или иной «вопиющий вопрос», то такая реакция (под «контролем» аудитории) как раз и может обернуться решением обсуждаемой в письме актуальной проблемы.

В-четвертых, очень часто  письмо в газете — это публичный  вызов адресату, приглашение на открытую «арену», где он должен продемонстрировать на виду у всех не только свои профессиональные качества или свою власть, но и личное мужество, интеллект, нравственную стойкость. Естественно, не каждый способен выступить в роли рыцаря на турнире, лицом к лицу с оппонентом. Поэтому мало кому (особенно из власть предержащих) нравятся подобные вызовы. В результате между автором письма и адресатом может возникнуть порой незримая, но четко улавливаемая аудиторией ситуация конфликта. А это, разумеется, привлекает читателей, Держит их в состоянии напряженного ожидания, побуждает следить за каждым очередным номером газеты или журнала, в которых может появиться ответ на письмо, что, разумеется, умножает возможность воздействия публикации на читателей.

Именно эта, достаточно часто «индуцируемая» публикацией письма ситуация наиболее ярко характеризует возможности данного жанра [3].

1.2. Виды писем

В современной прессе письмо представлено двумя основными  видами. Первый, наиболее активно используемый вид - открытое письмо. Такого рода публикации характеризуются прежде всего ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, непосредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим предметом.

Это словосочетание не вошло  в жанровую классификацию, принятую в теории литературы и журналистики. Это газетный материал, представляющий коллективное обращение по поводу какого-то события, имеющего общественное значение, или знаменитого лица. Открытое письмо преследует много целей. Цель утвердить коллективным разумом конструктивную техническую, политическую, нравственную или художественную задачу. Открытое письмо часто используется в моменты политических столкновений, приобретая острый политический характер, особенно то, где адресатом служит все общество (известное письмо, названное «Словом к народу», в августе 1991 г., составленное политическими деятелями и представителями культуры).

Иногда авторы открытого  письма не догадываются о последствиях своего обращения и ставят себя в итоге в неловкое положение, которое оказывается исторически значимым. Так, писатели-«шестидесятники» в декабре 1962 г. обратились в «Литературной газете» с открытым письмом к А.Н.Шелепину, имя которого в ту пору было символом политического экстремизма и реакции. Подписавшиеся обращались к «железному Шурику» с просьбой использовать их в качестве контролеров. Предметы контроля предполагались самые разные. Среди подписавших были громкие литературные имена. Получился конфуз, и теперь уже знающие этот исторический эпизод не могут воспринимать слово «шестидесятники» в позитивном смысле, а герои этого эпизода не имеют права назвать себя нонконформистами, борцами против режима.

В открытых письмах в  определенный период деятели традиционной культуры резко выступали против нетрадиционной живописи, а особенно нетрадиционной музыки и ее сценического исполнения. Многое в открытых письмах служило моральному прогрессу, особенно в сфере художественной культуры.

По другой классификации письма можно разделить в зависимости от характера аудитории, которой адресуются письма, их можно разделить на две основные группы. Первая группа — письма, адресованные конкретным личностям. Такого рода публикации характеризуются ярко выраженными чертами, присущими средствам межличностного общения, экспрессивностью, непосредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим предметом. При этом степень «раскованности» автора письма тем выше, чем ближе к нему по социальному положению его адресат.

Вторую группу составляют письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом [6].

1.3. Цели и задачи писем

Подготовка любой эпистолы начинается с осознания ее автором цели публикации. В качестве таковой чаще всего выступают:

а) публичное одобрение,

б) публичное порицание,

в) публичное предложение,

г) публичная просьба,

д) публичное требование,

е) публичное донесение (донос),

ж) воззвание.

В настоящее время  обычно публикуются письма, преследующие не одну, а несколько целей. Однако это не значит, что все они равнозначны для автора. В хорошей эпистоле ведущая, главная цель всегда заявляет о себе наиболее ярко.

Чтобы письмо выполнило  свою основную задачу, оно должно убедить  адресата в правильности позиции  автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает. А это во многом зависит от характера обоснования суждений автора.

В публикации, претендующей на серьезную реакцию со стороны адресата, утверждения автора всегда подкреплены убедительными и ясными для аудитории фактами. К сожалению, на практике так бывает не всегда.

Основная задача публикации в жанре письма - убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает. Это требует от журналиста умения убеждать, знания приемов, методов убеждающего воздействия, требует овладения мастерством аргументации, понимания психологии своего адресата, что предполагает его обращение к соответствующим практическим и теоретическим "наработкам" по вопросам информационного воздействия, аргументации, психологии убеждения.

1.4. Особенности словоупотребления  в письмах в газету

К выделяемому нами явлению "наивной публицистики" можно отнести далеко не каждое письмо носителя просторечия, адресованное в газету. Отбор писем, хранящихся в Народном архиве, проходил две стадии. Сначала из всего массива текстов (около 1500 писем) выбирались те, которые можно было охарактеризовать как просторечные, при этом внимание уделялось не только количеству разнообразных отступлений от литературной нормы, но и их характеру.

Затем анализу были подвергнуты  уже только письма, атрибутированные как просторечные. Критерием для  отбора служила интенция авторов писем: вызвать своим письмом общественный резонанс, обратить внимание сограждан на проблему, которая представлена автором не только как личная, но и как общественно значимая. Некоторые адресанты эксплицируют свою мотивацию написания письма, причем для авторов-мужчин характерна причина: Моему возмущению нет предела (т. е. "не могу молчать"), а для женщин — Я пишу от чистого наболевшего сердца (т. е. "душа болит").

Дальнейший анализ материала  показал, что письма в газету распадаются  на две большие группы, объединенные, тем не менее, общественно-политической тематикой:

1) письма, в которых  авторы пытаются проанализировать  проблему, сложившуюся ситуацию,

2) письма, в которых  такого анализа нет или он  минимален.

Надо сказать, что, несмотря на то, что отличительные черты изучаемых писем, позволяют нам объединить их под явление "наивной публицистики", язык этих писем не является абсолютно однородным. Это обусловливается различными, прежде всего экстралингвистическими факторами. Просторечие представляет собой сложное явление; до сих пор не решена окончательно "проблема определения носителя просторечия и проблема выявления внутренних, собственно языковых свойств просторечия" [10].

Информация о работе Письмо, как жанр журналистики ( на примере Вестник "ЗОЖ")