Молодежные СМИ. Проблемы медиаобразования новых поколений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь – стратегический ресурс общества, и от того, с каким багажом знаний, умений, духовного опыта она выйдет в самостоятельную жизнь, зависят перспективы социально-экономического, культурного, информационного развития государства. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что важную роль в формировании устойчивой и динамичной системы социализации молодого поколения играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.
Между тем социологические исследования показали, что современные российские медиасистемы пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательный, социально значимый, гуманистически окрашенный контент, в котором нуждается молодежь, нередко подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, ориентирующим на легкое достижение карьерного роста и финансового благополучия, на развлечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Современные тенденции развития СМИ
1.1 Система ценностных ориентаций в современных СМИ
1.2 СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
Глава II. Критерии анализа молодежных СМИ. Периодические издания
2.1 Критерии анализа молодежных СМИ……………………………….17
2.1.1 Тематика и информационная насыщенность………………..17
2.1.2 Журналистский стиль………………………………………….18
2.1.3 Визуализация и подача…………………………………………19
2.2 Периодические издания. Виды и группы…………………………....21
Глава III. Контент-анализ периодических печатных женских молодежных журналов «YES» и «OOPS»…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Какой бы многокрасочностью, внешней привлекательности и кажущимся разнообразием СМИ их профессиональный уровень желает лучшего. Данная свобода творчества и подачи все-таки требует профессионализма и чувства вкуса.

 

2.2 Периодические издания. Виды и группы.

 

К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

    • периодическое печатное издание;
    • радиопрограмма;
    • телепрограмма;
    • видео- и кинохроникальные программы;
    • специализированные средства массовой информации [12].

Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:

- газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу;

- журнал – периодическое издание, содержащее статьи по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания;

- альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

- бюллетень – периодическое или постоянные издания, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

К печатным изданиям также могут относиться иные издания.

Радиопрограмма – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Телепрограмма представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Видео- и кинохроникальные программы – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

Подростковые и собственно молодежные журналы различаются по сфере отображаемой действительности. Большая часть материалов изданий первой группы затрагивает проблемы подростков в школе, с противопо-ложным полом (первый опыт отношений), с друзьями и родителями. Большое внимание уделяется вопросам, связанным с досугом и времяпрепровождением. Тематика собственно молодежных изданий достаточно разнообразна: студенческая жизнь, первый опыт работы и пр. В журналах, как первой, так и второй группы освещаются общие для них темы: новости в области кино, музыки, обзор прошедших и предстоящих событий и новинок (книжного рынка, кино и т.п.), советы дизайнеров, стилистов, психологов. Таким образом, существуют темы, общие для всех молодежных журналов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

В настоящее время все средства массовой информации можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые. Основой типологии является расчленение групп с помощью обобщенной модели или типа. В печати такой единицей является периодическое издание - газета, журнал, на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма, а для СМИ в целом - средство массовой информации. [17]. В своей работе мы рассмотрим и сравним женские молодежные журналы «YES» и «OOPS» как периодические печатные издания, а так же их интернет-сайты.

 

Глава III

Контент-анализ периодических печатных женских молодежных журналов  «YES» и «OOPS»

 Для анализа печатных изданий были выбраны такие молодежные журналы, как  «YES» и «OOPS» [18 и 19]. Ниже приведена таблица сравнительная таблица краткой информации о данных журналах.

Таблица 1

Контент-анализ журналов.

 

«YES»

«OOPS»

Год издания

С 2005 года

С 2008 года

Тираж

170 000 экземпляров

200 000 экземпляров

Периодичность

Раз в месяц

Объём

До 140 страниц

Издательский дом

ООО «Юнайтед Пресс»

ЗАО «Издательский дом «Бурда».

Официальный сайт

http://yes.com.ru/

http://www.oops.ru/

Аудитория

Женщины от 16 до 27 лет

Предметно-тематическая направленность

Специализированный

Целевое назначение

Развлекательный

Характер изложения

Для молодых девушек, со средним достатком и выше

Содержательное направление

Мода, красота, отношения, психология

Реклама

Присутствует на каждой странице


 

Проведем анализ данных изданий по нескольким характеристикам:

  1. По тематике и информационной насыщенности материала
  2. Визуализация и подача материала
  3. Журналистский стиль

Анализ проводится по выпускам марта 2014 года [20 и 21].

Тематика данных журналов представлена такими рубриками (табл.2).

Таблица 2.

Тематическая направленность журналов

Рубрики

«YES»

«OOPS»

Красота и мода

Статьи: «Вещь месяца», «Пока ты спишь», «Проблема», «Часовые пояса»

Исследования: «Мастер-класс», «Экспертиза»

Интервью: «Ii-bag: Саша Савельева»

Статьи: «Ты в тренде», «Идеальное утро», «21 вещь», «Стиль на завтра»

Исследования: «Стереотипы»

Интервью: Эльвира Т. «Всегда в моде»

Психология и отношения

Статьи: «По старой дружбе», «Ни дня без…», «Мелочи: слезная история»

Исследования: «8 способов стать увереннее в себе»

Интервью: «Блиц: Сергей Приказчиков»

Статьи:

Исследования: «Умеешь ли ты веселиться?»

Интервью: «Иван Жвакин: один на миллион»

Стиль жизни

Статьи: «Путешествия: идти на пользу», «В сердце Европы», «Модный алфавит»

Исследования: «Рецепты: кондитерская на здоровье»

Интервью: «Фитнес: скользкая тема»

Статьи: «Полный вперед», «Время приключений»

Исследования: «Вопрос/ответ», «Посмотри на себя»

Интервью: «Гарри Стайлс и тайные факты»

Шоу-бизнес

Новости, премьеры, анонсы, музыка и кино


 

Визуализация и подача материала.

Характеристика обложек журналов (табл.3):

Таблица 3

Характеристика обложек

 

«YES»

«OOPS»

Изображение

Женщина: модель, звезда шоу-бизнеса (музыка, кино, спорт)

Расположение текста

Под изображением

Над изображением

Цвет текста

Меняется в каждом номере

Шрифт текста

Неизменный

Цветовая гамма

Выдержана в 3-4 цветах

Более 5 цветовых оттенков

Наличие информации о конкурсах, акциях и т.п.

+

+


 

Обложки сравниваемых номеров, представлены в Приложениях 1 и 2.

Журналистский стиль.

В данных периодических изданиях одним из интересных моментов является наличие обратной связи. Т.е. публикуются письма читателей (отредактированные), на которые в свою очередь отвечают либо сама редакция, либо привлеченные эксперты – зависит от тематики обращения.

Новости, статьи и анонсируемые материалы пишутся в «своём» журналистском ключе, а именно присутствует момент «присоединения» к читателю, это:

    • молодежный сленг;
    • употребление иностранных слов и словосочетаний;
    • отрывки из интернет-блогов;
    • ссылки на звёзд шоу-бизнеса и пр.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

Сравнив данные печатные издания, можно сделать вывод, что эти молодежные СМИ целиком и полностью соответствуют такому рыночному правилу как: «спрос рождает предложение». Что ярко видно из тематической насыщенности данных журналов, визуализации материала, журналистскому стилю и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе получения социального опыта молодое поколение испытывает на себе влияние множества факторов, формирующих личность, помогающих определить вектор духовного развития. Важнейшую роль в этом процессе играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.

В средствах массовой информации возникает новая медиаобразовательная концепция, предполагающая в рамках редакционных процессов проведение специальных действий, повышающих медиакомпетентность молодежи. В результате этих действий меняется молодежная аудитория, ее отношение к СМИ, и, в конечном счете, эволюционно меняются и сами средства массовой информации.

 Проведя контент-анализ таких печатных молодежных изданий, как журналы «YES» и «OOPS», пришли к выводу, что современные СМИ направлены на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежь с ее истинными интересами на периферию медиарынка, что видно из количества предоставляемой рекламы в журналах.

У значительной части читателей наблюдаются признаки нарастающей неустойчивости личности, отсутствие четких интересов, идеалов, убеждений, ценностных ориентации, снижена ответственность за свои поступки, способность к сознательному выбору.

Возникает вопрос: «А что будет дальше?»

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бахтин М.М. Работы 1920-х гг. — Киев, 1994.
  2. Брайант, Дженнингз. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – Москва; Санкт-Петербург; Киев; Вильямс, 2004. [13,287] Кириллова Н. Б.. Медиакультура: от модерна к постмодерну / -2-е изд. – Москва: Академический проект, 2005.
  3. Брайант, Дженнингз. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – Москва; Санкт-Петербург; Киев; Вильямс, 2004.
  4. Геращенко А.Р. Средства массовой информации России. Анализ, тенденции, прогноз. – М., 2005.
  5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия – М., 2009.
  6. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  7. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  8. Колесников О.Э. Интернет для человека.-М.: МЦФ, Изд., фирма «Яуза», -1996, - 281с.
  9. Киселев, А. Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста / А. Г. Киселев. ― СПб.: Питер, 2011. ― 400 с
  10. Панов С. "Интернет-зависимость": причины и последствия / С. Панов // Учитель. - 2007. - № 5.
  11. Cвободная и ответственная пресса / под ред. М. И. Макеенко. — М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2010. — 180 с.;
  12. Типлогия периодических изданий.-М.:Кн.Палата,1991;

 

  1. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации. - М.: Аспект Пресс. 2002.
  2. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  3. Шкондина М.В., Проблематика СМИ. Информационная повестка дня/Под ред. Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. – М.: Аспект Пресс, 2008.
  4. Шкондина, М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995.
  5. Ямпольская Р.М. Типологические издания: особенности языкового стиля. - М., 1996

 

Периодические издания:

  1. «OOPS» - № 183 – март 2014 г.
  2. «YES» - №3 – март 2014 г.

 

Электронные источники:

  1. http://www.oops.ru/
  2. http://yes.com.ru/

 


Информация о работе Молодежные СМИ. Проблемы медиаобразования новых поколений