Метод эксперимента в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются способы получения информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.
Курсовая работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части рассматриваются теоретические основы: эксперимент как эмпирический способ получения знаний,виды эксперимента,этапы эксперимента. Вторая часть - практическая. В ее состав входит обзор периодических изданий, таких как «Комсомольская правда», журнал «Журналист», «Аргументы и Факты», «Литературная газета» на предмет выявления использования метода эксперимента,а так же исследование эстетического аспекта метода.

Содержание

1.Введение

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

7.Заключение.

8.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

непосредственно.docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)

Один  из последних экспериментов Ярославы Таньковой-серия статей  «Как я  была колхозницей» о том, «как Ярослава приехала в колхоз им.Ленина Рязанской  области, с трудом нашла приют  и устроилась скотницей в местный  коровник ».

Репортажи Таньковой пользуются большой популярностью, имеют широкий отклик у аудитории.

В местной  прессе метод эксперимента встречается  все реже и реже.

Почему  метод эксперимента, при всех его  плюсах, используется сейчас незаслуженно редко?

В советское  время в переодической печати шла агитация,статьи были направлены на поднятие рабочего духа,поэтому  столь популярен был метод  смены профессии,когда корреспондент  перевоплащался в столяра,плотника и с восторгом описывал будни  простых советских граждан.

Сейчас  метод используется редко,поскольку  считается избитым,большинство интересных профессий уже испробованы.На одном  из форумов отклик  на статью о  смене профессии («Журналист меняет профессию:официант»,Елена 

 
 

Сиянович, газета «Pro-город»)был отрицательным.Посетитель форума требовал журналистов доказать свою профессиональную состоятельность,написать статью о парковке у авторынка,а не менять профессии.Хотя успех экспериментов Таньковой доказывает обратное:читателям еще интересны перевоплощения.

 
 
 

                                                          Глава 4.

Аспекты использования метода.

 

Как метод эксперимент  этически оправдан - он выявляет скрытые  человеческие пороки, недостатки различных  социальных сфер. Но в ходе эксперимента журналист зачастую применяет различные  способы усыпления человеческого  внимания.

Одной из основных проблем эксперимента как метода является отсутствие документально  зафиксированных норм проведения эксперимента.

В психологии основным ориентиром при проведении эксперимента является документ Американской Психологической  Ассоциации,прнятый в 1973 году «Этические принципы проведения исследования на человеке».

Положения этого  документа «разъясняют исследователю  этичное ответственное отношение  к участникам экспериментов в  ходе проведения исследовательских  работ-от первоначального замысла  до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследований»

Основная цель исследователя в данном документе  определяется как «осуществление своих  замыслов с уважением к людям, принимающим в них участие, и  с заботой об их достоинстве и  благополучии».

Основными принципами проведения исследования на человеке является осознание экспериментатором  ответственности за исследование: «Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности.»

В России и СССР никогда не существовало документов, оговаривающих проведение эксперимента.

Основной принцип  проведения исследования на человеке в журналистике нарушается постоянно: «Этика требует, чтобы исследователь  информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нём  участие, а так же отвечал на все  вопросы о других подробностях исследования»

В «Законе о  средствах массовой информации»1,как и в Кодексе профессиональной этики российского журналиста 2, нет никаких упоминаний об обязанностях журналиста при проведении эксперимента, никаких ограничений применения метода. Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым, но лишь законным способом.

В книге М.Лукиной  «Технология интервью»3 смена профессии определяется как форма обмана и вероломства, так как не всегда испытуемые извещены о проведении эксперимента. К тому же различные виды маскировки,

1.«Закон о средствах массовой информации», Москва, Дом Советов России,27 декабря 1991 года

2 .«Кодекс профессиональной этики российского журналиста»,Конгресс журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва

3. М.Лукина, «Технология интервью»,Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003.

переодевания  воспринимаются так же как форма  обмана. Автор отмечает, что очень  мало внимания уделяется этической  составляющей эксперимента.

Таким образом, этическая сторона эксперимента полностью зависит от личности журналиста.

Экспериментатор не просто создает условие для  проведения эксперимента, не просто наблюдает  за ходом эксперимента,но,по словам Т.В.Корниловой, «организует специальный  контроль-упраляет переменными, посредством  чего активно вмешивается в ход  изучаемых процессов»

Активность экспериментатора играет важную роль в ходе эксперимента. Она включает в себя не только организацию, планирование и проведение эксперимента, но и контроль за переменными экспериментального процесса (независимыми и зависимыми переменными).

Основные моральные  принципы, которыми должен руководствоваться  каждый журналист при проведении эксперимента, в частности, эксперимента по смене профессии, изложил Н.Никитин:

«Журналист не может выдавать себя за профессионала, деятельность которого связана с  жизнью, физическим и нравственным здоровьем, материальным благополучием  других людей. Главное правило : забудь о том, что ты журналист. Здесь  по-настоящему и прежде всего перед  самим собой стань тем, за кого ты себя выдаешь».«Старайся освоить  новую профессию как можно  быстрее  и выполнять свои обязанности  как можно лучше. Не задавай много вопросов : все, что нужно, умей видеть, а не услышать. Не торопись: часто то, что с риском  пытаешься узнать сегодня, без труда становится известным завтра. Не пытайся знать больше положенного : твоя осведомленность в любом случае имеет предел, перешагнуть через который нельзя, не меняя своё положение в организации. Не стремись быть особенно интересным : старайся сводить дружеские разговоры на текущие проблемы,планы,случаи из жизни и т.п. своих собеседников, а не собственные. Но основной принцип-будь тем, за кого себя выдаешь»

Прежде всего  необходимо согласовать возможность  эксперимента с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал вам помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом.

Несмотря на простоту вышеперечисленных правил, журналисты часто рискуют, организовывая  и проводя эксперимент,а иногда и нарушают законы.


Информация о работе Метод эксперимента в журналистике