Метод эксперимента в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются способы получения информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.
Курсовая работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части рассматриваются теоретические основы: эксперимент как эмпирический способ получения знаний,виды эксперимента,этапы эксперимента. Вторая часть - практическая. В ее состав входит обзор периодических изданий, таких как «Комсомольская правда», журнал «Журналист», «Аргументы и Факты», «Литературная газета» на предмет выявления использования метода эксперимента,а так же исследование эстетического аспекта метода.

Содержание

1.Введение

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

7.Заключение.

8.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

непосредственно.docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)

4.Метод  независимого измерения зависимых  параметров. Проводится крайне редко,  поскольку его реализация трудна-эффект  воздействия измеряется не в  ходе эксперимента, как в предыдущих  методиках, а вне его.

В.Н.Дружинин отмечает, что нет абсолютного  метода, ни один из них не дает абсолютно  достоверного знания, и выбор метода зависит от ситуации.

 

2

 

Глава 3.

Этапы эксперимента

 

Теоретическая часть, подготовка и планирование играют огромную роль в проведении эксперимента. Исследователи(Т.В.Корнилова31, К.Д.Зароченцев2) отмечают, что надежность полученных данных напрямую зависит от точности следования схеме эксперимента.

Планирование  эксперимента— комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов.

Итак, из чего же состоит эксперимент?

Планирование  эксперимента традиционно разделяют  на два этапа-содержательный и формальный. Т.В.Корнилова считает, что формальное планирование для проверки психологических гипотез возможно тогда, «когда переменные эксперимента представлены и управляемы независимо друг от друга».Формальное планирование должно достичь возможность сравнения полученных результатов, добиться возможности сопоставления данных и обеспечить экономическое проведение исследования. При содержательном планировании, по мнению К.Д.Зароченцева, важен сам предмет данного исследования. При содержательном планировании необходимо иметь дополнительное знание. Следует ознакомиться с литературой по теме исследования, применить экспериментальную методику, или, если такой не найдено, разработать собственную оригинальную методику. Так же на стадии содержательного планирования, отмечает автор, определяется теоретическая основа исследования, планируются основные этапы эксперимента, а именно :выдвижение гипотезы, сотавление плана, подборка экспериментальной группы, сбор данных.Некоторые исследователи выделяют дополнительные этапы. Например,К.Д.Зароченцев,предлагает выделять не только гипотезу, но еще экспериментальную гипотезу, так называемую догадку, и контргипотезу,поскольку определяет целью любого эксперимента проверку конкурирующих гипотез.

Что такое гипотеза? Большой психологический словарь  Б.Мещярекова и В.Зинченко 3дает такое определение : «Гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) — в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть  получен. Гипотезы могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются гипотеза относительно принципа («идеи») решения.»,а К.Д.Зароченцев назвает

1 Т.В.Корнилова,Экспериментальная психология.Теория и методы.Учебник.Аспект-Пресс,М.-2003,Гл.1.Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования

2 К.Д.Зароченцев Эксперименталная психология.Учебник.Проспект,М.-2005 Гл.2 Организация и проведение психологического эксперимента,Гл.2,5 Планирование эксперимента

3 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г.,Зинчеко В.П.,Прайм-Еврознак,М.-2003

 
 
 
 
 

гипотезой «предполагаемый  результат научного поиска» или  «научное суждение (совокупность гипотетических предположений) о предмете исследования и возможных научных фактах, характеризующих  изучаемый предмет,явление,психологический  процесс,структуру,свойства,связи,отношения,критерии и показатели эффективности функционирования изучаемой ученым модели психологического явления или процесса».

Исходя из гипотезы формируют последующую  схему  проведения эксперимента, его структуру  и условия. Гипотеза определяет и  тип эксперимента. Гипотеза может  дополняться и корректироваться в ходе эксперимента. Проверка гипотезы осуществляется на основе сбора эмпирических данных в экспериментально контролируемых условиях. В ходе эксперимента экперементальная гипотеза может быть опровергнута или  подтверждена.

Следующий этап-составление  плана эксперимента.

Т.В.Корнилова  предлагает при планировании ориентироваться  на безупречный эксперимент. Безупречный  эксперимент -это эталон экспериментального исследования, который разделяется  на три составляющих : идеальный  эксперимент, бесконечный эксперимент  и эксперимент полного соответствия.

При составлении  плана эксперимента нельзя ориентироваться  на идеальный эксперимент. Такой  эксперимент подразумевает под  собой отсутствие побочных факторов, и его проведение в реальности невозможно.

Бесконечный эксперимент  это такой эксперимент, проведение которого позволяет осуществлять бесконечное  количество экспериментальный проб с бесконечно большим числом испытуемых. Минус такой экспериментальной  схемы в том, что полученные в  ходе эксперимента данные теряют свою актуальность, эксперимент бесмысленен.

Эксперимент полного  соответствия наиболее интересен, поскольку  в ходе исследования полностью воссоздаются реальные ситуации, реальные условия, причем для исследователя экспериментальная  ситуация искусственна, а для испытуемого-естественна.Т.В.Корнилова  отмечает, что такой эксперимент  невозможно воспроизвести в точности, невозможно полностью скопировать  повседневные ситуации,следовательно,этот эксперимент, «выигрывая в точности, проигрывает в глубине экспериментирования».

После составления плана следует стадия подбора экспериментальных групп.

Существует несколько  критериев выбора испытуемых-пол,возраст,профессиональная принадлежность, образ жизни и  т.д.Эти критерии напрямую зависят  от гипотезы

К.Д.Зароченцев выделяет несколько стратегий подбора  испытуемых в группы.Эти стратегии  используются только в случаях,когда  экспериментатор может контролировать отбор,в случаях не с случайными обстоятельствами.

Стратегия случайного подбора в группы ставит перед  собой цель создания эквивалентных  по составу групп.Индивидуальные различия людей в этом случае распределяются в группах поровну.Стратегия случайного подбора допускает и наличие  испытуемых-добровольцев.

Стратегия попарного  уравнивания предполагает наличие  тестирования.Предварительное тестирование выявляет побочные факторы,которые  могт повлиять на результаты эксперимента.

Стратегия случайного распределения слоев является чем-то средним между предыдущими двумя  стратегиями.Она состоит из двух этапов.Первый этап включает в себя предварительное тестирование по выбранному критерию,а второй-случайный отбор  испытуемых в экспериментальную  и контрольную группы.

После подбора  групп идёт непосредственно осуществление  эксперимента.Следующим этапом является сбор данных.В психологии и социологии за этим этапом стоит протоколирование и написание экспериментального отчета,в журналистике зачастую сразу следует написание журналистского произведения.

 

                Глава 5.Эксперимент в журналистской практике.

 

В журналистской  практике выделяют такие виды метода эксперимента,как эксперимент непосредственно  на аудитории,и эксперимент как  смена журналистом профессии.

В.Ф. Олешко 1в учебном пособии рассматривает такие  виды журналистской деятельности, как игрореализация и хэппенинг. Автор представляет мир, как «почти аналоги театру», поскольку люди, работающие в СМИ, нередко выполняют актёрские функции (причем как в прямом, так и в переносном смысле).

Игрореализация  –это особый вид эксперимента в  журналистской практике. Автор определяет игоререализацию как «все свободные, импровизационные и творческие виды журналистской деятельности, поскольку  они непринужденны, нередко спонтанны  и выполняются чаще всего не под  воздействием каких-либо внешних обстоятельств. Игра как таковая, приемы и методы, способствующие игрореализации, нередко  являются едва ли ни единственным способом общения журналиста со всеми многочисленными  группами аудитории СМИ одновременно».

Игрореализация  как метод весьма близок к чистому  эксперименту. Игра идет по жёстким  правилам, и сильный внешний импульс  исключён.

Как вид  игрореализации автор выделяет хэппенинг : «Некое «представление» в котором  сюжет вариативен, а действие разворачивается  как бы в зависимости от случая-от степени участия в нём не только «актеров»,которые сами, помимо режиссера, достраивают сюжет, но и зрителей, которые могут быть, согласно замыслу, вовлечены в действие.»

Таким образом,хэппенинг подразумевает  активную роль как и экспериментатора, так и испытуемых. Минус хэппенинга-в  психологическом дискомфорте, который  может чувствовать испытуемый.

Существует  множество методов при проведении эксперимента. В зависимости от активности экспериментатора и испытуемых, существуют такие методы ролевого участия, как:

-эксперимент  поневоле

-эксперимент  на себе

-журналист  в роли

-деятельный  работник

-внедрение

-подставная  фигура

-комиссия

-положительный  образец

 

1 В.Ф.Олешко,Психология журналистики,издайтельство Михайлова,М.,2006

2

-руководитель  службы в роли ее клиента

-меченые  атомы

-экспериментальная  оценка

-симуляционный  метод

 

Как метод  эксперимент в настоящее время  используется редко. А.А.Тертычный отмечает,что данный жанр «проявился» в отечественной журналистике в качестве самостоятельного в начале 90-х гг. Однако по сути своей материалы, подобные тем, которые сейчас часто можно встретить под рубрикой «эксперимент» ,публиковались на страницах прессы на протяжении десятилетий,но для них не существовало тогда подобного определения.

 В  19 веке репортажи  Нелли Блай,журналистки  «The World»,имели скандальную известность.  Настоящую известность Нелли  принесли статьи о нью-йоркской  психиатрической больнице на  острове Блэкуэлл.Журналистка пробралась  туда под видом сумасшедшей  женщины, у которой скончалась  мать. После тщательной подготовки(чтения  работ по психиатрии,репетирования  «безумного взгляда» и «дикого  хохота»),Нелли отправилась в  приют для бездомных женщин, а  оттуда-в ту самую больницу  на острове Блэкуэлл.Её  напускное  безумие оказалось настолько  убедительным, что при профессиональном  обследовании четверо из пяти  врачей признали ее сумасшедшей.

Серия репортажей Блай повлекла за собой  возбуждение уголовного дела. Эти  статьи вывели на чистую воду всех чиновников, отвечавших за состояние больницы: в грязных палатах царил холод, персонал пьянствовал и избивал  больных,медикоментов не было. В своих  материалах Нелли называла больницу «человеческой крысоловкой, куда легко  попасть, но откуда невозможно выбраться».

Блай  надевала маски нищенок,проституток,фабричных  работниц. Она обличала социальные пороки, выводила на чистую воду шарлатанов. Коллеги именовали ее «крестоносцем  в юбке».

В творчестве Эгона Эрвина Киша, (1885-1948), репортера догитлеровской Германии, метод эксперимента используется в «очерках неистового репортёра». Путешествуя по России, автор посещает Лефортовскую

тюрьму,женский  домзак,и создает два сборника:«Цари, попы, большевики» (1927) и «Изменившаяся Азия» (1932).

Активно использовался метод  в советское  время-журналисты примеряли на себя профессии таксистов,мусорщиков,дворников,работников моргов и больниц. Наиболее известны серии репортажей Михаила Кольцова, Анатолия Гудимова,Ларисы Рейснер.

Репортажи Михаила Кольцова («Семь дней в  классе», «Три дня в такси», «В ЗАГСе») это не просто зарисовки глазами репортера,ставшего таксистом и классным руководителем.Они рисуют живые портреты эпохи,персонажи этих репортажей яркие,запоминающиеся.Каждый репрортаж поднимает ряд социальных проблем: увеличение количества разводов, неразборчивость браков, появление браков «по расчету» («В ЗАГСе),непрофессионализм работников такси(«Три дня в такси»),потеря интереса школьников к учебе, неумение преподавателей заинтересовать учеников(«Семь дней в классе»).

Сейчас  метод эксперимента практически  не встречается на страницах периодических  изданий. Часто эксперимент можно  встретить лишь на  страницах  «Комсомольской Правды».

К примеру, в 2008 году в рубрике «Портрет явления» была опубликована серия репортажей о неформальных молодёжных движениях. Корреспондент «КП» Евгения Супрычева,перевоплащалась  в различных представителей молодежных субкультур, пытаясь выяснить, «кто и зачем объединяется в самые  популярные субкультуры страны».Статьи сопровождались комментариями психолога, словарями субкультурных движений и советами для родителей(чего стоит  бояться, если ваш ребенок эмо/гот/панк и т.д.).

Настоящим ударником метода эксперимента является Ярослава Танькова,с её сериями репортажей «Как я была «девочкой фабричной», «Как я охотилась на олигархов», «Как я развлекала туристов в Египте», «Как я уходила в монастырь».Серия  репортажей Таньковой о ее египетских приключениях стала основой для  книги  «Замуж за араба и другие восточные сказки».

Информация о работе Метод эксперимента в журналистике