Метод включенного наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – определение места и роли метода эксперимента в современной журналистике и местных СМИ, а также выяснение возможности адекватного использования данного метода.
Объект исследования – качественный тип издания и его рубрика «Журналист меняет профессию»
Предмет – газета «Работа.Учеба.Сервис», как современный качественный тип издания.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

      Публикации  в жанре эксперимента выигрышны  для журналиста тем, что они  обычно позволяют создавать тексты, обладающие динамичными чертами, «живым» наглядным изложением  материала. Они позволяют соединить в себе аналитическое и репортажное начала. Иначе говоря, автор эксперимента не только анализирует какое-то явление, но и применяет присущее репортажу детальное описание созданной ситуации.

      Таким образом, из всего вышесказанного, можно  выделить основные моменты, которые  журналист должен учитывать при  планировании эксперимента.

а) Определение цели эксперимента.

б) Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы.

в) Выделение предмета эксперимента.

г) Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.

д) Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.

е) Формулировка гипотез и определение задач.

ж) Проверка эффективности эксперимента [Ким 2006, 67]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение метода эксперимента в

печатных СМИ

( на  примере газеты «РАБОТА. УЧЕБА. СЕРВИС»)

      2.1 История развития газеты «Работа. Учеба. Сервис». Анализ издания.

      В настоящее  время тексты в жанре эксперимента  активно публикуют массовые популярные (особенно молодежные) издания. Причем  о том, что выступление основано  на изучении экспериментальной  ситуации, читатель может узнать  из разных, но достаточно красноречивых  рубрик. В Москве и Подмосковье одним из таких изданий является газета по трудоустройству «Работа. Учеба. Сервис» (далее – «РУС»). В данном  издании для журналистского эксперимента отведена отдельная рубрика, которая носит название «Журналист меняет профессию».

В данной главе мы обратимся к истории «РУС» и проанализируем отдельно взятые материалы. 

«РУС» - полноцветное издание по трудоустройству, знакомое широкому кругу москвичей и жителей Подмосковья. Формат издания – А 5, штат редакции состоит из 13 человек. Сегодня «РУС» - ведущее издание в области кадровых СМИ столицы.

История данного издания началась в 2001 году.  Тогда руководством холдинга «Бета Пресс» было принято решение об основании еженедельной бесплатной газеты по трудоустройству «РУС». Тогда это было 4 страницы формата А5. В 2003 году газета стала крупнее: объем вырос до 16 полос, формат А3, расширен состав редакции. Разработаны логотип и дизайн газеты, технические условия публикации объявлений и рубрикатор. Качество предоставляемых услуг привело к росту клиентской базы. Наряду с объявлениями стали публиковаться статьи внештатных корреспондентов и консультации юриста по вопросам трудоустройства. В 2004 году газета приняла современный вид, став полноценным изданием с объемом в 32 полосы. В дальнейшем оббьем газеты достиг 56 полос, была разработана интернет-версия, рубрикатор газеты сегодня охватывает максимальное количество сфер деятельности, за исключением сетевого маркетинга.  Тираж издания превышает 145 тысяч экземпляров и сертифицирован Национальной тиражной службой.

Все номера газеты существенно расширены за счет материалов, где корреспонденты издания рассказывают о наиболее востребованных профессиях в рамках рубрики «Журналист меняет профессию». Главный редактор – Литвиненко Ирина Владимировна.

Репутация «РУС» достаточно высока. Под репутацией обычно понимается авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Очевидно, что это черты образа «серьезной газеты», в которых отражается и стилистика, и информированность, и статус авторов, плюралистичность и толерантность подачи информации. Эта репутация проявляется и через рекламную составляющую. Чем выше рейтинг издания или программы у той или иной аудиторной группы, тем больше объемы и расценки рекламных поступлений.

Редакция газеты регулярно проводит мониторинг, чтобы досконально изучить свою аудиторию и ориентироваться на  ее потребности. Так, согласно анализу, аудиторией «РУС» можно назвать в большинстве случаев людей в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих в Москве и Подмосковье, имеющих среднеспециальное  или среднее общее образование, реже – высшее. По роду деятельности это чаще всего специалисты, служащие, а так же строительные рабочие и обслуживающий персонал.

2.2 Анализ материалов «РУС» из рубрики «Журналист меняет профессию»

«Журналист меняет профессию» - постоянная рубрика газеты. Один из штатных корреспондентов раз в месяц по заданию редакции меняет род деятельности. У всех материалов есть общие черты – лаконичность описания, кратковременность (на «перевоплощение» дается ровно сутки), обязательно обозначение фирмы, компании – работодателя.  Ввиду кратковременности эксперимента журналист минует этапы предварительного специального обучения, который зачастую занимает около месяца, и поэтому на практике выполняет лишь дозволенный минимум. Таким образом, журналист соблюдает один из важных критериев этики  - журналист не должен мешать работать и зарабатывать другим людям, недопустимо чтобы из-за его присутствия  стопорилась работа. Журналист всегда должен спрашивать себя, не занимает ли он чьего-то места.

По структуре и форме написания материалы похожи, здесь можно выделить общие черты. В лид автор выносит значение какой-либо профессии в наши дни, нередко при помощи сравнений и риторических вопросов:

«На что мы обращаем внимание в первую очередь, приходя в кафе, ресторан или клуб? На оригинальный дизайн интерьера? Или, может быть, на поражающий своим разнообразием ассортимент блюд? Безусловно, все это очень важно для успеха заведения. Однако почувствовать себя желанным гостем можно лишь там, где тебе будет предложено максимальное качество обслуживания. Согласитесь, даже самые дорогие шторы или мебель не спасут, если посетитель увидит перед собой хмурого и неприветливого официанта. В таком случае клиент просто посидит, поест и… вряд ли еще раз придет в это заведение»(Работа как образ жизни, №366 от 18.05.2009). Так же в лиде журналист обозначает цели и задачи очередного редакционного задания.

Второй этап – после небольшой презентации предприятия, обозначения его продукции и значения на рынке услуг, начинается введение в профессию. В ходе беседы журналист выясняет, какие требования предъявляет работодатель, в чем будет заключаться работа, каковы будут условия труда. Здесь же журналист получает «талмуд»  - это могут быть различные  своды правил и обязанностей, стандарты обслуживания, концепция заведения, в отдельных случаях даже различные Законы РФ. Все это для ознакомления с профессией, грамотного теоретического вхождения в нее, что очень важно перед началом практики. В этой же части, как правило, появляется «наставник» - профессионал, человек опытный в своем ремесле, душевно щедрый, который помогает откровенно рассказать и показать суть работы, а так же убережет от возможных ошибок новичков.

« Администратор – руководящая должность. Он не только целиком и полностью отвечает за функционирование салона, работу с гостями, но и доводит до персонала салона информацию об акциях и специальных предложениях и прочих нововведениях. Вы понимаете, что этот сотрудник должен ориентироваться во всех сферах деятельности салона? – в процессе введения в должность спрашивала меня Галина. – Необходимо быть четким и динамичным в работе, адекватным в принятии решений, доброжелательным, клиентоориентированным и терпеливым. Кроме того, важно, чтобы администратор умел работать не только с людьми, но и с документами, кассой. Все это в совокупности очень редко встречается у кандидатов на эту должность», (Работа в индустрии красоты, №384 от 21.09.2009)

После ознакомления и самоподготовки начинается третий этан – первые шаги в профессии. Так журналисту «РУС» позволяют делать довольно мало, то первые шаги зачастую сводятся к минимуму, самой легкой части работы. Но, выполняя  вербально этот позволенный минимум, журналист ведет непрерывное наблюдение за коллегами,  пытаясь для себя ответить на вопросы: как человек работает? На что он обращает внимание прежде всего? Что считает самым важным в своем деле? Именно эти наблюдения: «мелочи», «примеры», «детали» составляют впоследствии канву материала.

Благодаря хорошему наставнику журналист выясняет, в чем секрет успеха в той или иной профессии, а так же некоторые психологические моменты, которые приходят лишь с опытом.

«Кстати, опытный официант даже при взгляде со стороны может определить «типаж» того или иного гостя. 

 
– Видишь, сидят двое мужчин с папкой документов? – сказала Алена. – Заказали по чашке кофе. Скорее всего, они пришли обсудить деловые вопросы. Вот за тем столиком компания молодых людей, отмечающих какое-то событие. Значит, планируют провести здесь не один час. Общаясь с разными людьми, ты проходишь хорошую школу. И это пригодиться тебе не только в работе, но и в жизни», (Принимаем гостей, или как я была официантом, №436 от 4.10.2010)

В заключении журналист подводит итоги дня – что узнал для себя нового, насколько трудно было освоиться в новой роли. Часто вместе с оценкой журналиста себя самого звучит и оценка его работы наставником.

Таким образом, журналисты «РУС» стараются освоить новую профессию как можно быстрее и выполняют свои обязанности как можно лучше, соблюдая основное правило, сформулированное Н.Никитиным: «Забудь что ты журналист. Здесь по-настоящему и прежде всего перед самим собой стань тем, за кого ты себя выдаешь»

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследовав публикации журналистов газеты «РУС» на предмет использования метода включенного наблюдения, мы пришли к следующим выводам:

  1. Журналисты «РУС» в своей профессиональной деятельности активно используют такой социологический метод как наблюдение. Так как все проанализированные публикации основываются на данном методе исследования.
  2. Публикации «РУС» можно охарактеризовать по позиции наблюдателя как включенное наблюдение, по степени формализованности как структурированное, по месту проведения как полевое наблюдение.
  3. Частотность употребления метода включенного наблюдения имеет постоянную статистику употребления в газете «РУС». Его применение обуславливается конкретной тематикой, временным запасом.

Таким образом, исследование подтвердило, что журналисты газеты «Работа.Учеба.Сервис» активно используют при подготовке публикаций один из традиционных методов – метод включенного наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1.   Бочаров Г. Будущего нет // Журналист. 2006. № 6. С. 56
  2.   Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. 431 с.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – м.: ИНФА-М, 2004. – 582 с.
  4.     Засурская Я.Н. Культура журналистского исследования // Вестник Московского ун-та. Серия 10: журналистика, 2006. - №6 – С. 3 -5
  5.    Зерчанинова Т.Е. Две стратегии – две культуры: количественный и качественный подходы к социологическому исследованию // Научный вестник Уральской академии государственной службы, ноябрь 2007. - №1. – С.28 – 35
  6. Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 1986. - №6. – С. 20 – 28
  7.    Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 336 с.
  8. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 336 с.
  9. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318 с.
  10. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 79 с.
  11. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике. – СПб: Питер, 2001. – 362 с.
  12.   Разин А. На наш век хватит // Журналист. 2006. № 6. С. 56-58.
  13. Социология журналистики // Под ред. Проф. Е. П. Прохорова. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 232 с.
  14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 200. – 312 с.
  15. Труд журналиста: Методика и техника организации журналистского наблюдения/ Сост. В.П. Таловов. – СПб: Питер, 2002. – 279 с.
  16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 332 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Метод включенного наблюдения