Манипулятивные речевые формулы в текстах СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления особенностей манипуляции в СМИ. Специфика манипулятивного воздействия в масс-медиа рассматривается как одна из характеристик современной речевой деятельности, изучение которой находится в центре внимания многих лингвистов. Сам термин «манипуляция» метафоричен и в своем прямом значении определяется как «сложный прием, сложные действия над чем-либо при работе руками, совершаемые с какой-либо целью ». В социально-психологическом контексте манипуляция приобрела новый объект - человека - и принципиально новые способы осуществления действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ ФОРМ………………………………………………………………………..
1.1. МЕТОД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ………………………………………………………………….
1.2. МАНИПУЛЯЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИКУ ИНДИВИДА………………………..
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ В ТЕКСТАХ СМИ……...
2.2. ПРИЕМ МИФОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ КОМПАНИИ «БИЛАЙН»…………………..
2.2. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМИЦИИ………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

Вторая стадия — оценка информации. Кроме того, обладание телевизором  на этой стадии отмечается человеком  как повышение собственного социального  статуса.

Третья стадия характеризует собой  развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи.

На четвертой стадии — взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить  их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра.

Пятая стадия характеризует собой  появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность  в получении той или иной информации.

При этом современный этап развития телевидения характеризует собой  изменения, происходящие от простого просмотра  телепередач через телеприемник (как это происходило в 20 веке), к таким разновидностям телевидения, как спутниковое (всемировое), кабельное (абонентское), кассетное (ТВ посредством  лазерных дисков), титровое телевидение (видеотекст, телетекст). Кроме того, мы должны говорить и о том, что  манипулирование психическим сознанием  масс заложено в любой телетрансляции. Как отмечает А.Н.Фортунатов (2007), в  специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям  аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма  с первых же секунд должна сигнализировать  зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном  человека не появилось мотивов переключить  канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая  из телевизора подтверждения правильности своего выбора.

Рассмотрим манипуляции посредством  телевидения. (С.К.Кара-Мурза, 2007).

1) Фабрикация фактов.

В данном случае эффект манипулирования  происходит в результате мелких отклонений, используемых при подачи материала, но действующих всегда в одном  направлении. Манипуляторы говорят  правду, только когда правда может  быть легко проверена. В остальных  случаях — стараются преподнести  материал в нужном им ключе. Причем  ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип. 

2) Отбор для материала событий реальности.

В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. При этом допускается  деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна  и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда  ненужное манипулятором сообщение  просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.

3) Серая и черная информация.

Во второй половине ХХ века СМИ  стали использовать технологии психологической  войны. Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне  такое определение: «Это планомерные  пропагандистские мероприятия, оказывающие  влияние на взгляды, эмоции, позиции  и поведение вражеских, нейтральных  или дружественных иностранных  групп с целью поддержки национальной политики». В руководстве (1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политической и социальной структуры страны… до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению».

4) Большие психозы.

Тайными задачами СМИ является превращение  граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования  распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и  подсознание людей. В итоге, такой  толпой легче управлять, а средний  обыватель беспрекословно верит  самым нелепым утверждениям.

5) Утверждение и повторение.

В данном случае  информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился т.н. мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание.

6) Дробление и срочность.

В данной методике манипулирования  используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы  человек не смог соединить их в  единое целое и осмыслить проблему. (Например, статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах; текст или телепередача разбиваются рекламой.) Разрывая на кусочки информацию о важном событии, удается резко снизить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла.

7) Упрощение, стереотипизация.

Данный вид манипуляции  основан на том факте, что человек — продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Оправданием для этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию  без усилий  и внутреннего анализа.

8) Сенсационность.

В данном случае сохраняется принцип  такого преподнесения информацию, когда  из отдельных частей невозможно или  очень затруднительно составить  единое целое. При этом выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее — замалчивается по настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ). Непрерывная бомбардировка сознания, особенно «плохими новостями», выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня «нервозности». Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

9) Изменение смысла слов и понятий.

Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную  или как минимум искаженную. Пример: когда римского папу во время визита в одну из стран спросили, как он относится к домам терпимости, тот удивился, что, мол, разве они есть. После этого в газетах появилось экстренное сообщение: «Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?»

Какое-либо противостояние манипуляциям со стороны СМИ практически исключено. Все люди проживают в социуме, т.е.  находясь между равномерно излучаемых друг от друга сигналов, взаимодействуют  друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит, имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ В ТЕКСТАХ  СМИ.

2.2. ПРИЕМ МИФОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ КОМПАНИИ «БИЛАЙН».

 
Для исследования рекламных текстов  в СМИ мы использовали журнал «Деловой квартал» за 2009-2011 гг17. Для исследования мифологизации мы  взяли рекламные статьи о компании «Билайн».

Мифы в рекламных статьях  обычно используются для увеличения объемов продаж, выделения определенного  бренда из ряда конкурентов, создания положительного образа компании.

Миф первый. Мобильный оператор всегда заботится о тебе

При создании мифов часто используются особенности подсознательного восприятия информации, например причастность к какой-то социальной группе или выделение в какую-то новую группу, в рамках которой происходит взаимодействие. Так, например, можно использовать эту особенность при создании мифа о мобильной связи, делая акцент на том, что абоненты одного оператора – это одна семья, а оператор заботится о ней.

Такой миф о заботе оператора  используется почти в каждой статье. Например, в статье «Билайн» активизировался в бизнес-сегменте» говорится о том, что сотовый оператор позаботился о корпоративных клиентах: ««Билайн Бизнес» отличают: гибкий подход к клиенту — для каждого юридического лица разрабатывается уникальный тарифный план, работа по принципу «одного окна» — на мобильную, фиксированную связь и Интернет выставляется единый счет, а также более выгодная стоимость услуг».

Именно забота  о своих пользователях – это главный аспект многих статей компании.

Миф второй. С помощью  мобильного телефона можно все.

Многие считают, что возможности  сотовой связи ограничены. Ограниченность проявляется в невозможности  использования сотовых телефонов  в некоторых районах, где не установлены  вышки, а также не всегда сотовая  связь бывает качественной, технические  возможности телефонов все-таки еще не позволяют использовать их в качестве помощника по бизнесу, виртуального друга. Однако, создав миф, можно убедить общество в том, то с помощью сотового телефона можно  все.

Необходимо создать впечатление, что даже пространственные ограничения  могут быть преодолены. Для этого  необходимо проводить постоянное акцентирование на том, что весь мир – это единое информационное пространство.

Кроме того, миф о всемогуществе  сотовой связи можно создать  с помощью приема олицетворения  техники. Например, использование таких  образов, как «умный телефон», «телефон-помощник»  поможет создать впечатление  о том, что возможности сотового телефона безграничны. Необходимо позиционировать  возможности сотового телефона как  волшебные, почти мистические. Нужно  сделать упор на том, что телефон  уже «скрещивают» с компьютерами, видеокамерами, телевизорами; он уже  умеет принимать и передавать цветное изображение и видео. Среди возможностей телефона можно  делать акцент на интерактивных сервисах (игры, конкурсы и т.п.), каналах новостной  и рекламной информации, услугах  мобильных платежей. Развитие технологий продолжается: мобильные телефоны становятся все более функциональными (смартфоны).

Чтобы провести данный миф  в общество, необходимо разрекламировать его возможности, используя возможности  телефона на какой-нибудь широкомасштабной акции, делая акцент на том, что, к  примеру, с помощью мобильного телефона можно быть в курсе всех событий. В качестве такой акции может  быть использовано sms-голосование. Этот миф также реализуется в рекламных  статьях компании «Билайн». Например: «Fixed Mobile Convergence (FMC) подразумевают интеграцию фиксированной и мобильной связи в единое удобное для пользователя предложение. FMC включают в себя звонки через короткие номера между мобильными и фиксированными аппаратами, в том числе и в роуминге, функции быстрого набора для общения внутри корпораций и др. Тарифы на FMC предусматривают оптимальную стоимость звонков внутри корпоративной сети, льготную тарификацию телефонного трафика между номерами фиксированной и мобильной сети «Билайн», единые тарифы на международную и междугороднюю связь».

В этой статье рассказано и  о других возможностях сотового телефона, но все это позиционируется как  преимущество сети «Билайн». Так в сознании появляется мысль о том, что это сотовый оператор может все, а не только сотовый телефон.

Миф о том, что с помощью  сотового телефона можно все, существенно  поднимет стремление купить мобильный  телефон и пользоваться всеми  его возможностями.

Самое важное в создании PR-мифов о сотовой связи –  это лишь немного искажать информацию для привлечения внимания, интереса покупателей, используя описанные  в первой главе приемы психологического воздействия на потребителей18. Предложенные нами PR-мифы, на наш взгляд, помогут увеличить объемы продаж мобильных телефонов.  

 

2.2. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМИЦИИ.

Стереотипизация присуща  всем компонентам изданий — и  текстовому материалу, и рекламе, и  иллюстрациям. Она проявляется и  в подаче материалов19.

В последнее время начали появляться в СМИ этнические стереотипы. Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании россиян страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах. Так, представители масс-медиа традиционно рассматривают в этническом контексте социальную по своей природе проблему неконтролируемого притока в столицу неквалифицированной рабочей силы и связанного с этим наплыва криминальных элементов из республик, бывшего СССР и «неблагополучных» регионов России. В результате, в сознании обширной читательской аудитории популярных СМИ закрепляются фобические установки по отношению к выходцам с Кавказа, Закавказья, из республик Средней Азии, а также – Украины, Молдавии и Белоруссии20. Примером может служить публикация в газете «Соседи» от 27.07.2009 года:

«В Екатеринбурге выявлено десять мест несанкционированной уличной  торговли. Купленные на стихийно возникающих  мини-рынках продукты питания могут  нанести серьезный вред здоровью. Ведь наряду с южноуральскими садоводами, реализующими экологически чистый товар, на улице более дешевыми, зачастую некачественными сельскохозяйственными  продуктами нередко торгуют гастарбайтеры...»21

В этой статье делается акцент на том, что именно гастарбайтеры  торгуют некачественным товаром. Однако о том, что и местные жители часто позволяют себе реализовывать  некачественную продукцию, здесь не сказано. Данная статья реализует стереотип о том, что эмигранты мешают горожанам нормально жить.

Информация о работе Манипулятивные речевые формулы в текстах СМИ