Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Содержание

Введение......................................................................................................3-4
ГЛАВА I: Речевой этикет.
1.1 История возникновения речевого этикета...............................5
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его
формирование.................................................................................................5-7
ГЛАВАII: Правила и нормы речевого этикета.
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,приветствие..................................................................................8
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания.....................................................................9-11
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,резюмирование и комплименты ….............................................11
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении посредством телефона.................................................................................12
Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры
страны (от автора)......................................................................................13-14
ЛИТЕРАТУРА …....................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по основам.docx

— 17.34 Кб (Скачать файл)

            

Министерство образования Ульяновской  области

Областное государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Речевые этикетные  формулы обращения к собеседнику.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

 

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

                      

 

                               Ульяновск2011                                                                  

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 Оглавление

 

 

 

  

 

Введение......................................................................................................3-4

ГЛАВА I: Речевой этикет.

1.1 История возникновения  речевого этикета...............................5

                1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его

формирование.................................................................................................5-7

ГЛАВАII: Правила и нормы речевого этикета.

    2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,приветствие..................................................................................8

            2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания.....................................................................9-11

    2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,резюмирование и комплименты ….............................................11

            2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении посредством телефона.................................................................................12

              Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры

страны (от автора)......................................................................................13-14

   ЛИТЕРАТУРА …....................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Кроме того, в современном мире сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (и устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает. Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения. Задачи: рассмотреть историю вопроса; охарактеризовать понятие "культура речи"; проанализировать особенности речевой культуры человека; выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения. В настоящей работе использованы следующие литературные источники. Культура русской речи и эффективность общения Под. Ред.Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев. Монография посвящена основам теории и актуальным проблемам культуры речи. Особое внимание уделено взаимодействию функциональных разновидностей языка. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Характеризуются стилистическая система современного русского языка, наиболее сложные аспекты орфографии и пунктуации, основы риторики. Валгина Н.С. Современный русский язык. Дана целостная концепция активных процессов в русском языке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сферах жизни общества..Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I: Ревой этикет

 

 

 

      1.1История возникновения речевого этикета   

     Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и  управляющей системы общества. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих     поведение человека в обществе, т.е .этикет. Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих   правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.                                                                                                                       

    1.2 Основа речевого этикета и факторы

   Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает  культурой общения. "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм    нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий — близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Об этом прекрасная книга В.Е.Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях." Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А.Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует авторитета, порождает доверие и уважение.  Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации. Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти факторы:Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция,совещание, консультация, юбилей или другой праздник. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1) речевые формулы для  начала общения,

2) речевые формулы применяемые  в процессе общения,

3)речевые формулы для  окончания общения.

  Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как  формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе. Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВАII: Правила и нормы речевого этикета

 

                                      

    2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения

   Приветствие  если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы:                                                 «Разрешите с Вами познакомится. Я хотел бы с Вами познакомится                                                 Давайте познакомимся.»В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть     здравым", т.е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер.    Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении,служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета. Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованным в «Комсомольской правде» за подписью Андрей: «У нас, наверное, в одной единственной стране в мире нет обращения друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй!»Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан,пани – Польша, Чехия и Словакия).

    2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения

  После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения и т.д. По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются. Приглашение Позвольте (разрешите) пригласить Вас., Приходите на праздник (юбилей, встречу..), будем рады Вас видеть. Поздравление: Примите мои (самые) сердечные поздравления.. Поздравление – принятый обществом ритуал уважения и радость за  близкого человека.                                                                                           

  Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не  должно быть сухим, казённым. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (Вам) свои (мои) глубокие (искренние) соболезнования. Приношу (Вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования. Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье). Благодарность Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку; фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за … Кроме официальных благодарностей существуют ещё и обыденные, неофициальные благодарности. Это обыкновенное «спасибо», «вы очень любезны», «не стоит благодарностей» и т. д.                                              

     Вежливость и взаимопонимание Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей... Что это значит - быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Hopмы поведения, в том числе и речевого поведения, которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны,обнаруживают,показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой,вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий. Невежливость - это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками. Следовательно, нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением партнера. Ну, а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к  «Словарю по этике», который определяет вежливость так: «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость — это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому. Вежливым или невежливым можно быть по-разному. В.Е. Гольдин пишет: «...у вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т. д. Журнал «Здоровье» сообщает: «Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтические действия. И не такую ли нагрузку несут повседневные  спасибо, пожалуйста, извините, не в этом ли скрыта их власть над нашим настроением?» Приятно получать знаки внимания, собственно, «за спасибо» многие из нас готовы отлично работать! «Комсомольская правда» рассказала о том, как ученики 10-го класса одной из школ весь учебный год враждовали друг с другом: одни были на стороне юноши, обидевшего девушку, другие на ее стороне. Наконец решили закончить дело миром. «И Оля сказала: «Я его прощаю». А потом, сквозь слезы: «Да я б в тот же день простила, если б он подошел да извинился по-хорошему...»Сервантес говорил: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Уважение, доброжелательность, направленные другому, делают лучше и нас самих. И плохо и окружающим, и нам, когда этого нет.                                                                    

     2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения

   Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)                                                                

   Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных  профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку                                                             - Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите. - Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. - С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать).  - Приятно было познакомится!                                                                                     

     Отсутствие прощального ритуала или его невнятность или скомканность никак не говорят о том, что человек ушёл «по-английски», это говорит или о негативном,враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.                                                                                                 

     2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении                                                                

     Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н.А. Акишина в своей книге «Речевой этикет русского  телефонного разговора» так раскрывает эту проблему: «Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств. Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: Телефонный разговор не является средством массовой коммуникации. Это форма общения с обратной связью, что сближает его  непосредственной формой устного речевого общения.                 

    В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры:

Информация о работе Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику