Коррумпированность российских СМИ на примере районных газет «Известия Южного Тушина» и «Наше Северное Тушино»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Руководитель Национального антикоррупционного комитета К. В. Кабанов на одном из заседаний заявил: «Коррупция в России стала системой государственного управления. Основные причины коррупции - отсутствие политической конкуренции и независимых СМИ». И действительно, в последние годы проблема коррупции стала одной из наиболее актуальных. Государство вводит новые проекты, предлагает «хватать взяточников за руки», психологи пытаются разобраться в её причинах, а социологи делают неутешительные выводы общественного мнения о том, что бороться с коррупцией невозможно.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Коррупция как общественное явление 4
1.1. Определение понятия «коррупция» 4
1.2 История возникновения коррупции в обществе 5
1.3 История возникновения коррупции в России 6
1.4 Борьба с коррупцией в России 7
Вывод 9
Глава 2: Коррумпированность российских СМИ 10
2.1 Причины возникновения коррупции в российских СМИ 10
2.2 Доказательства наличия коррупции в российских СМИ 14
Вывод 21
Заключение 23
Приложение 25
Библиография 33

Вложенные файлы: 1 файл

коррумпированность российских СМИ на примере районных газет.doc

— 2.11 Мб (Скачать файл)

По мнению одного из первых чёрных пиарщиков в России, Владимиру А. (свою полную фамилию он никогда не раскрывает), коррупцию можно объяснить очень банально – журналисты тоже хотят есть и им как и всем, нужны деньги: «Уровень коррумпированности российских СМИ в последние годы я бы оценил как резко уменьшающийся. Раньше, в период правления Ельцина, безвластия, был высокий уровень коррумпированности. Чем он был обусловлен? Тем, что уровень жизни был низкий, людям надо было что-то кушать, журналисты получали мало, и мы помогали им вести достойное существование. Можно сказать, мы были донорами, спонсорами журналистского сообщества. Сейчас журналисты стали жить гораздо лучше, и политика СМИ поменялась. В издания идет большой приток рекламных денег. Хороший журналист может рассчитывать на большую зарплату. До кризиса журналисты в Москве получали до 5000 долларов в месяц. Это хорошие деньги».

Огромную роль, конечно, играет и учредитель издания. В своей  курсовой работе я рассматриваю московские районные газеты «Известия Южного Тушина» и «Наше Северное Тушино», учредителями которых является управа района «Южное Тушино» и «Северное Тушино» соответственно. Если мы обратимся к закону о СМИ главе 2, статье 18, то сможем там прочитать права учредителя и его статус: «Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции». Т.е. фактически учредитель СМИ может делать всё, что он хочет. И в самой же статье существует противоречие: с одной стороны учредитель не имеет право вмешиваться в деятельность средства массовой информации, а с другой – может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции – т.е. логически полностью вмешиваться в деятельность этого СМИ. Вот и получается, что первоначально задуманные как источники информирования населения, эти газеты сейчас занимаются только пропагандой губернаторов, префектов или начальников управ.

 

2.2 Доказательства наличия коррупции в российских СМИ

 

Возьмём выпуск газеты «Известия  Южного Тушина» № 1 от 15 февраля 2011 года. В разделе новости первое же сообщение «Мэр утвердил главу управы». Далее новости благоустройства: «В этом году районные власти (т.е. опять глава управы) займутся благоустройством дворовых территорий и ремонтов подъездов…». Далее следует интервью с заместителем главы управы по общим и организационным вопросам Ларисой Ищук и начинается оно просто «фантастически»: «Самое трудное искусство – это искусство управлять. Сегодня в нашем районе оно доверено молодому руководителю – И.В.Дьякову. 33-летний глава управы весьма креативен, по-современному решает поставленные городской и федеральной властью задачи. В этом году его соратником стала Лариса Ищук. Ещё в середине 90х они вместе пришли на своё первое место работы в управу…» . Причём почему интервью о заместители главы управы началось опять с главы управы я так и не поняла. Иначе как пиаром я это назвать не могу. В другом номере натыкаюсь на репортаж «Один день из жизни женщины – руководителя» об Альфие Хлыниной  - первым заместителем главы управы. Вроде нейтральный материал, как вдруг абзац: «Где бы не находился глава управы, он, как говорится, «постоянно держит руку на пульсе». На этот раз попросил особое внимание уделить подготовке к празднованию в районе Дня Защитника Отечества». Опять же, складывается впечатление, что бедного главу управы пытаются притянуть практически во все материалы газеты.

Редактор «Известий Южного Тушино»  и «Наше Северное Тушино»  Ольга Петрусева рассказала мне  ещё об одной «фишке» - когда звонят из управы или префектуры и просят помочь какому-нибудь чиновнику выиграть на выборах в Госдуму. Причём за пиар газете ничего не платят – это просто рабочее задание для издания. Последним подобным «заданием» стал член фракции «Единая Россия» Виктор Таранин.  Пока никому не известный через несколько месяцев он должен стать звездой района. Для этого сбоку на полосах начинают создавать всевозможные соцопросы, в которых он якобы случайно участвует (последние два опроса помещены в №2 и №3 газеты «Известия Южного Тушино» Таранина спрашивали, какими он видит женщин XI века, например). После двух-трёх соцопросов, по словам Петрусевой, планируется опубликовать небольшое интервью с Тараниным, а под конец года выпустить большой материал в рубрике «Персона», ведь читателям фотография Таранина уже примелькается, и его мнение будут воспринимать как авторитетное.  Подобный механизм пиара чиновников применяется в газете уже ни один год и всегда приносит хороший результат. 

Если говорить о «хитростях»  и о том, как редактора изгаляются в попытке акцентировать внимание на чиновниках района, то надо смотреть на вёрстку. Возьму один из материалов, например №11 2009 года «Вестника Северного Тушино» «Всё идёт по плану». Читаем лид: «23 сентября в Северном Тушине состоялась встреча и.о. префекта Северо-Западного округа Анатолия Николаевича ПИМЕНОВА с населением. Тема встречи: «О ходе выполнения Программы социально-экономического развития района Северное Тушино на 2009 год». Кроме и.о. префекта, присутствовали депутат Мосгордумы Валерий Петрович СКОБИНОВ, заместитель руководителя Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы Александр Борисович ЗАТВАН, первый заместитель префекта СЗАО Павел Леонидович КОЗЛОВ, заместитель префекта Николай Васильевич КЕЧКИН, глава управы района Северное Тушино Михаил Павлович ТАРАКАНОВ и руководитель внутригородского муниципального образования Северное Тушино в городе Москве Николай Филиппович ЕРОФЕЕВ». Мне лично в глаза сразу бросаются большие заглавные буквы, которыми выделены все фамилии. Да и перечисление всех имён с их должностями никакой информационной нагрузки в материале не несёт. Больше даже похоже на отчёт о заседании и перечислении присутствующих. Стиль автора подтверждает мои наблюдения: «На встрече жители района задавали вопросы по различным сферам деятельности управы района, префектуры, депутатов. На все вопросы получены компетентные ответы». Зато жителям района – т.е. прямым читателям – сразу показывают, что местная администрация не просто так зарплату получает, а проводит разные заседания.

Заказную частную  рекламу в «Известиях Южного Тушино» или в газете соседнего района «Наше Северное Тушино» не печатают, но в каждом издании можно заметить несколько статей с «джинсой» - вроде бы и новостной материал, а рассказывает, что в округе появилось новое кафе с самыми вкусными шашлыками на свете (в статье «Доброе кафе» в №10 2010г газета «Наше Северное Тушино», где рассказывается о кафе «Аморино»). Или хорошо известная эпопея с «народными гаражами» в Москве: например, в №3 2011г. газеты «Северное Тушино» помещён с первого взгляда даже проблемный материал, который начинается со слов: «На днях в редакцию газеты «Наше Северное Тушино» пришли представители жителей, которые приобрели машиноместа в многоэтажных паркингах, построенных по программе «Народный гараж» на ул. Героев Панфиловцев. У них было множество вопросов к застройщикам по поводу строительных недоделок». Далее газета сообщает, что устроила разговор между этими людьми и застройщиками – компанией «Главмосстрой» и приводится часть заданных вопросов. Представитель компании не устаёт в каждом своём ответе подчёркивать то, что именно «Главмосстрой» выполняет эти работы, а когда его спросили о конечных сроках, то он пообещал закончить строительство до февраля 2011 года и заверил, что иначе и саму компанию правительство Москвы оштрафует или вовсе уволит. Т.е. политика газеты даже в этом материале сохраняется – Главмосстрой пропиарили, администрацию на всякий случай подстраховали (если гаражи не будут построены, то волна негодования отразится на застройщике, а никак ни на управе с префектурой, они же хорошие, следят за фирмами, штрафуют их, хотя сами получают от застройщиков процент с выручки). Больше всего меня поразил ну совсем уж взятый из какого-то буклета конец этого материала: «народный гараж – вторая по значимости программа в столице. Ей придан статус приоритетной и социально значимой. Программа утверждена для того, чтобы улучшить состояние дворовых территорий и повысить комфортность проживания…». И ни одного плохого слова о проекте «Народный гараж», хотя тут есть о чём говорить и это ещё одна  большая тема для материала. Даже люди в вопросах к застройщику в основном спрашивали о сроках конца стройки, и не будет ли строительных недоделок. 

Да, проект задуман, конечно, хорошо – построить комфортные паркинги возле домов, чтобы проблема «куда поставить машину» больше не волновала граждан, но дальше мы сталкиваемся со сплошным абсурдом. Для того, чтобы быть обладателем места на этом многоэтажном паркинге (хочу заметить места, а не отделённого ото всех бокса с 4 стенами, полочками и окошками), вам надо заплатить 350 000 рублей, а потом каждый месяц ещё платить по 4-5 тыс. рублей. И самое главное – при таких денежных затратах место на паркинге не переходит в вашу собственность. Там нет стен, в дождь или снег машину всё равно заносит, как будто бы она стоит на улице – так и зачем платить столько денег? За эту же сумму можно приобрести обогреваемый бокс в многоэтажном частном гараже, который будут так же охранять, только машину не будет заносить снегом или мочить дождём, а бокс ещё будет являться вашей собственность, которую вы можете продавать \ сдавать \передавать по наследству.  Главное – вы будете уверены, что это ВАШЕ место и завтра вас отсюда никуда не попросят.

Критические материалы  в районных газетах – это вообще редкость. Ольга Петрусева признаётся, что иногда, конечно, она просто выпрашивает управу разрешить пропустить в номер материал, дабы «у людей не создалось впечатления, что мы пишем только хорошее про администрацию». Чтобы не потерять  доверие читателей надо хотя бы иногда выступить с «материальчиком против». И то, подумать над всеми  фразами, взвесить каждое слово. Перед  публикацией газеты или выходом в эфир теле-радио передачи все материалы всё равно отправляются на вычитку к местной администрации, критические материалы урезываются по максимуму и стараются не ставить на первую полосу. В год в печать пропускают около 5-10 подобных материалов (а газета-то выходит каждую неделю!!) Из последних «самых критических» - это статья из №2 2011 года газеты «Известия Южного Тушино» «Под угрозой сосулек». Автор решил разобраться в том, кто виноват, что крыши домов не расчищены от снега, а над крышами навивает множество сосулек. Генеральный директор ООО «РЭП – П» А.В.Агаджанян сообщил автору, что убирать сосульки с козырьков домов должны сами жители, т.к. это их частная территория. Но зачастую жители сами этого сделать не могут, «вот и получается, что ни убирать заносы с балконов, ни тем более сбивать сосульки, некому. Так что нам остаётся только надеяться, что сосульки не упадут ни на наши головы, ни на наши автомобили. Так и живём…под угрозой сосулек…» .

Вообще предварительная  цензура даже не только учредителем  газеты – достаточно распространённая вещь. Недавно Юрий Поляков –  главный редактор «Литературной  газеты» тоже признался, что все  выходящие материалы и все действия газеты он предварительно согласует с правительством Москвы, хотя в настоящее время учредителем и издателем «ЛГ» является открытое акционерное общество «Издательский дом «Литературная газета».

Материалов  о коррупции в какой-либо области в районных газетах тоже нельзя встретить. Нынешний главный редактор объясняет это тем, что районные газеты изначально создавались для облегчения общения между властями и обычными жителями и все материалы носили чисто информационный характер о деятельности администрации.  Т.е. не обвинительный или расследовательский, а информационный. Поэтому те же самые критические материалы – это уже большая поблажка для газеты.

Хотя как  бы газеты не пытались сохранить хотя бы видимую нейтральность, читатели всё равно давно поняли политику районных СМИ и из-за этого их аудитория резко снизилась. Говоря простым языком  - их читают только бабушки.  На одном из самых знаменитых интернет-форумов районов Северное и Южное Тушино – «Тушинском хомяке» в 2006 году бывший ответственный редактор газеты «Южное Тушино» Федоров Сергей попытался наладить связь газеты с читателями и привлечь аудиторию помоложе : «Не секрет, что сейчас газета используется жителями совсем не по назначению и аудитория ее достаточно скудная. Многие и вовсе не знают, что такая газета есть. Согласитесь, эта ситуация неправильная. Тем более, что газета выпускается на деньги района. т.е. на наши с вами деньги. Давайте уже начнем влиять на эту ситуацию, и первым шагом будет наше участие в интерактивном интервью с главой управы Южное Тушино. То, что в беседе с Р.Л. Яфаровым будут заданы абсолютно все присланные вопросы - это гарантируется. В газете же будут опубликованы самые интересные. На все остальные ответ будет помещен в электронном виде. Если Вам было бы интересно увидеть в газете что-то иное, то пишите об этом. Для общения с редактором может также использоваться тема на форуме ТИИЦ. Писать Вы можете и у нас на ресурсе, но ответы, скорее всего, будут публиковаться именно там».  Положительного результата это сообщение редактору не принесло, более того – многие форумчане начали спрашивать, зачем в газете пытаются привить любовь к властям района, на что редактор ответил: «Если есть конкретный негатив про власти, то пиши. А абстрактные разговоры о гебухе, партократии, путинофашизме и пр. ужасах социализма и демократии - оставим правозащитникам различным. Это их работа языком слова разговаривать. P.S. Я надеюсь, что тут не развернется дискуссии на эту тему. Мне просто очень жалко на это тратить время. Мы сотрудничаем с властями и дальше будем только расширять и углублять это взаимодействие. Я как главный редактор вообще вижу миссию ресурса в качестве выполнения роли прослойки между населением и властями, а также различными коммерческими и государственными организациями. Организация грамотного и оперативного обмена информацией между всеми субъектами районной жизни - это наш приоритет!»

Вообще в  районных СМИ любят, чтобы автор  материала либо совсем уж не высказывал своё мнение, либо высказывал его в  пользу местной администрации. Особенно остро я ощутила это на себе, когда сама же готовила материал для соседки «Известий Южного Тушино» и «Наше Северное Тушино» - газеты «Вестника Строгино» ( Все три газеты абсолютно идентичны по наполнению, рубрикам и политике. Только каждая освещает свой район). Глава управы вручал медали ветеранам войны, а на мой вопрос получили ли ветераны денежные дотации к этим медалям он сильно замялся, испугался и просто «ляпнул»: «Соц. защита выделила какие-то средства, но вы ведь поймите, деньги для ветеранов – это не главное, главное  - что о них не забыли!!». Ага, где это, интересно, глава управы увидел, чтобы деньги для ветеранов были не главными? По-моему, тема последних десяти лет – это ничтожно низкий уровень жизни наших ветеранов, которым больше всего нужны деньги! Слова главы управы в своём материал я привела точь-в-точь. После правки редактора, они, понятное дело, были изменены на : «Многие ветераны к 23 февраля были награждены медалью. О денежных дотациях позаботилась социальная защита». На мои тщетные попытки доказать, что редактор поменял смысл моего материала, меня осадили и сказали, что если я хочу и дальше работать в этом издании, то должна принимать и правила этого издания.

 

 

 

Вывод:

В принципе всё  логично и понятно: «кто платит, тот и танцует». И местным властям совсем не надо, чтобы какое-то СМИ портило им имидж, да ещё если оно содержится на деньги из бюджета. Лучше быстренько подстроить СМИ под себя и сделать журналистов своими подчинёнными. Вот Дмитрий Анатольевич Медведев и предложил с 2011 года приватизировать районные и местные СМИ, чтобы они выполняли свои прямые обязанности, а не превращались в рекламные листки своих учредителей.

Как будет осуществляться данный проект я пока себе очень  плохо представляю. Предложенные гранты не помогут и половине местных и районных газет, хотя это, наверное, и к лучшему. Может быть, тогда журналистские материалы станут качественнее и правдивее.  Но спасёт ли приватизация СМИ от её коррумпированности? Вряд ли. Если какая-нибудь большая общероссийская газета и может позволить себе высказаться против определенного чиновника, то пусть даже и частная, но всё равно местная мелкая газета этого сделать не сможет. Позвонят или приедут люди, которые «корректно» объяснят, как нужно и не нужно писать. А кушать, как и жить, хочется всем.

Коррупция, проникшая  даже в газеты, уже ограничивает и записанную в нашей конституции  пресловутую свободу слова, которой, в России, собственно, как и не было, так особо и не появилось. А с теми, кто не боится «корректных» объяснений, потом происходят страшные вещи. Самое мелкое – они теряют свою работу.

Информация о работе Коррумпированность российских СМИ на примере районных газет «Известия Южного Тушина» и «Наше Северное Тушино»