"Желтая пресса" в контексте развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение места желтой прессы в контексте развития информационного общества.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю возникновения «желтой прессы».
2. Выявить характерные черты «желтой прессы».
3. Проанализировать заголовки желтой прессы с целью выявления наиболее характерных признаков.
4. Охарактеризовать роль «желтой прессы» в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I «Желтая пресса»: история формирования, причины влияния на общественное мнение, отличительные черты как типа издания………..6
1.1 Социальная сущность «желтой прессы»..…………………………… …6
1.2 Типологические черты желтой прессы…………………………………13
1.3 Природа заголовков в прессе. Заголовки в желтых изданиях………...21
Глава II Анализ заголовков в прессе…………………………………….…25
2.1 Методы воздействия российских изданий желтой прессы…………….25
2.2 Анализ заголовков как совокупного заголовочного текста…………...29
2.3 Анализ заголовков по иным существующим классификациям……….35
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список литературы ……………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР желтая пресса в контексте развития информационного общества.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

«Желтая газета» № 47 декабрь

  1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент)

Малиновская занималась диким сексом с Серегой // Сидихин соблазняет Мельникову// Николай Басков облизал грудь Ани Семенович// Бывшая теща мстит Николаю Фоменко.

  1. полоса. Год ужасный, год несносный, потому что високосный Клара Новикова звонит умершим // Бориса Моисеева боятся показывать по «России» / Как ты додумалась, до Золушки мужского рода.… / Однако вот он – Золушок, и это вовсе не слушок.
  2. полоса. Мамы-папы, не водите деток на концерт к Лолите

Сергей Жигунов уверен: его поставило на ноги чудо / Доконали-довели Жигунова костыли /// Лолита смыла себя в унитаз / Есть вопросик к Лоле: как ей в этой роли? / Мрачновата парочка: и Максим, и Аллочка /// На Фоменко ополчилась экс-теща / Ясно, что без тещи жизнь была бы проще /// Алла вернула Звереву стринги, которые своровала / Трусов много. Носи, Серега! /// Елена Кондулайнен разбилась в Монголии / Это, Леночка, не рок, это качество дорог.  

8 полоса. Вырвется, как ни глуши, этот страстный крик души.

Лолита: «главное – не ё….ся» // Такую непростую задачу поставила перед собой ведущая телешоу «Ты суперстар» / наверное, в самом деле они свое отпели // Лель не осилила песню Валерии // Под Милявской прогнулся пол // Малежику обидно за Муромова / Нуда, махнула, матерком – зато каталась с ветерком!

9 полоса. Авербух не виноват, что проснулся в нем фанат.

Илье Авербуху дарят стриптизершу // По общему мнению у продюсера «Ледникового периода» совсем не стало личной жизни / «На фиг девок, мужики, становитесь на коньки!» // Родригез оказался неудачником / Не за то схватился – вот и поплатился! // Алферова устроила сцену мужу / У Тимура больше нет на льду партнёрши.

  1. Анализ

А) Название «Желтая газета» говорит само за себя. Заголовки, вынесенные на первую полосу, доказывают специализацию данного издания. При первом же взгляде можно понять, что газета ориентируется на освещение табуированной тематики. Коммуникативная установка – передача светских сплетен.

Б) С точки зрения содержания, газета опять же оправдывает свое название. Издание сообщает только сплетни, причем не те, что бытуют в светских кругах, а те, которые фактически придумывают сами журналисты. Об этом говорят «раздутые» заголовки и стандартное содержание материалов.

В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 4 элемента (название полосы, заголовок, подзаголовок и подпись к фотографии).

Г) Среди заголовков преобладают модальные, экспрессивные структуры. Выражается же экспрессия типичными приемами: сообщение чего-либо неожиданного, странного.:  Клара Новикова звонит умершим; Жигунов уверен: его поставило на ноги чудо.  Помимо этого, в одном из заголовков присутствует обсценная лексика.

Пр. : Лолита: «Главное – не е…ся».

Нецензурное слово передано с помощью начальных и конечных букв многоточия.

Д) Примечательной особенностью «Желтой газеты» являются стихотворные названия полос (нет закрепленных названий; каждый раз придумывается нечто новое в зависимости от материала) и подписи к фотографиям. В них часто содержатся имена собственные в разговорной, фамильярной форме. Пр.: Это, Леночка, не рок, это качество дорог.

Экспресс-газета № 6, 9 февраля.

  1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент; выборка из разных тематических разделов газеты: новостные и развлекательные полосы)

 

2 полоса. В курсе событий. Обманный пункт /// Измена родненькой // Политик бросил жену ради юной любовницы / // «Утка» чиновников

3 полоса. В курсе событий. Борьба за «Троицу» // Шедевр Рублева не хотят выпускать из музея // Караченцов лечится премьерами // Николай Петрович посмотрел сиквел «Трех мушкетеров» /// Маму Поттера наградили // Джоан Роулинг умоляла французов о прощении.

8-9 полоса. Правда жизни. Не ешь бананы – мутаном станешь! // В Ростове-на-Дону прошла акция в защиту местных фруктов и овощей /// В костюме от обувной фабрики // … прибыл в гости к калининградским студентам мэр столицы /// Мент-клоун // На улицах Екатеринбурга людей развлекает майор в отставке /// Любовь по разрешению // 87-летнего художника чиновники обманом лишили квартиры и права спать с женой /// Поддали жару // В Ростове-на-Дону бандиты полгода грабили бани. 

24 полоса. Основной инстинкт. Продажная любовь /// Трусики на выход / Британские дизайнеры усовершенствовали стринги /// Женская дружба // Мужчинам советуют поучиться у лесбиянок /// Заодно и помоемся /// Звук льющейся воды вызывает у бизнесменов эрекцию.11

 

  1. Анализ

А) «Экспресс-газета», по собственному определению, таблоид № 1 в России. Данное издание ориентировано на среднего потребителя любого возраста и социального положения, которого интересует самые разнообразные новости со всего мира и легкое чтение.

Б) Содержательные особенности. Данный номер газеты включает в себя смесь из светских новостей (сплетен) и информации о некоторых социально значимых явлениях. Эту газету можно назвать универсальной и развлекательной. Здесь есть новости – об искусстве, о новых способах мошенничества, рассказы о простых людях, а это неотъемлемая часть газет

_______

11 «Экспресс-газета» 2011-2012 гг.

 

«для народа» (так как людям интересно читать о том, как живут другие).

В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 4 элемента (название полосы, заголовок, подзаголовок и подпись к фотографии).

Г) Среди заголовков в равной степени встречаются экспрессивные и стандартные заглавия. Не всегда это определяется темой статьи, то есть в информационном материале можно увидеть модальную структуру  заголовка.

Пр.: Обманный пункт (статья о действиях ЦБРФ и опасности повышения курса валют). В развлекательном, даже скандальном – сухое, стандартное заглавие.: Женская дружба (заметка о повышении сексуального мастерства).

Д) Особенность издания – широта освещаемой тематики и, как следствие, разнообразие стилистических приемов в создании заголовков. Например, используется паронимия (Пр.: обманный пункт), трансформированный прецедентный текст (Пр.: Не ешь бананы – мутаном станешь!). Данный текст трансформирован непривычным образом: сохранен смысл и форма высказывания, лексика же полностью заменена (Не пей – козленочком станешь).

Жизнь № 15. 15-21 ноябрь

  1. Совокупный заголовочный текст (фрагмент)

2 полоса. Леонид Шахов / Веришь – не веришь /// Из смс возгорится пламя

6 полоса. Ядовитый фастфуд // Бигмак // Вред // Шаурма // Варлей подцепила вирус /// Отцы в воду

10 полоса. Шокирующий случай! / Выродки // Двое братьев-людоедов съели родного брата /// Федя едет на лечение /// Серега стал отцом

11 полоса. Колдовская книга погубила целую актерскую плеяду / Проклятие мастера // Лавров // Абдулов // Вестник // Адабашьн /// Обида Зары /// Малинин в БКЗ12

  1. Анализ

А) «Жизнь» – очередная универсальная желтая газета. Коммуникативная установка – передача интересных широкой аудитории новостей. Газета избегает рассмотрения серьезных социальных и экономических процессов.

Б) Содержательно газета «Жизнь» почти не выделяется. Главными темами является светская жизнь, какие-либо шокирующие медицинские или аномальные новости.

В) Структура заголовочного текста включает в себя в среднем 3 элемента (название рубрики, заголовок, подзаголовок).

Г) Модальные структуры в СЗТ встречаются редко, преобладают стандартные, номинативные заголовки. Подчас это одно слово с предметным значением. (Пр.: Бигмак, Шаурма)

Д) Специфика СЗТ – конкретность, лаконичность и частое использование имени собственного, то есть редакция делает акцент на объект речи. Заголовок часто построен таким образом, чтобы читателя привлекала именно громкая фамилия, а не какой-либо скандальный факт.

 

 

 

 

 

 

_______

12 «Жизнь» 2011-2012 гг.

 

2.3Анализ заголовков по иным  существующим классификациям

Экспресс-газета № 49 (722)

7 полоса. Фанни Каплан была любовницей  брата Ленина

С первого взгляда данный заголовок – один из самых простых. Это однонаправленный заголовок, полноинформативный, он четко выражает тему текста – рассказ о любовной связи Фанни Каплан и брата Ленина. Здесь интересно использование имени. Читателю интересны родственные связи Дмитрия Ульянова с громкой фамилией – Ленин, поэтому главного героя публикации называют не по имени, а по принадлежности к знаменитому брату.

23 полоса. Галина Ненашева: Я могу  выпить больше!

Это типичный пример заголовка-парадокса. Во-первых, здесь приведена не цитата, а слова, провоположные по смыслу тем, которые говорила сама Галина Ненашева. В статье рассказывается, что она выпила слишком много алкоголя и в состоянии опьянения упала со сцены. Галина же комментирует произошедшее как отравление всего двумя рюмками алкоголя. Таким образом, журналист для привлечения внимания фактически сфальсифицировал слова певицы. Этот заголовок одноплановый, так как заголовок в тексте приобретает новое значение. Данный заголовок  комплексный, так как соотносится с героем публикации и его цитатой. Он неполноинформативен, так как не позволяет сразу понять, о чем говорит Галина Ненашева. 

Экспресс-газета № 15 (740)

4 полоса. О бедном министре замолвите  слово

Данный заголовок  содержит в себе трансформированный прецедентный заголовок («О бедном гусаре замолвите слово»). Это однонаправленное заглавие, выражающее идею материала (о декларациях, о доходах). Заголовок неполноинформативный (так как содержит только сообщение об объекте речи, но ничего не говорит о теме статьи) и игровой (так как используется трансформированный прецедентный текст), что типично для желтой прессы.

5 полоса. У кого снесло Башкортостан?

В этом заглавии используется устойчивое разговорное выражение «снесло голову». Это словосочетание со сниженной окраской. Правомерно его отнесение к игровым заголовкам. Название выражает идею материала (оно вытекает из того, что в Уфе назвали улицу в честь соратника Гитлера). Таким образом, это однонаправленный заголовок. Здесь присутствует ярко выраженная оценка, которая развивается в тексте (одноплановое заглавие).

Жизнь № 49, 3-9 декабря

18 полоса. Лолита: «Наш шоу-бизнес  – это х…я»

В первую очередь, этот заголовок относится сразу и к заголовкам-цитатам, и к заголовку-имени. Провокационную цитату продолжает и текст о поведении певицы на вручении премии «Золотой граммофон». Обсценная лексика используется будто бы не прямо: три буквы в слове переданы с помощью точек. Однако это не скрывает смысла фразы. Это характерно для желтой прессы и может заинтересовать читателя. Заголовок комплексный, так как соотносится с героем публикации и громкой цитатой; он полноинформативный, так как содержит в себе тезис. Это одноплановый заголовок, в тесте он утрачивает экспрессивность.

Таким образом, анализ показал, что успех желтых изданий достигается благодаря броским, эпатажным заголовкам. Чаще всего экспрессия работает именно на то, чтобы продать газету, хотя кое-где выражает точку зрения автора (Экспресс-газета № 6 «Обманный пункт»). Стандартные заголовки преобладают только в газете «Жизнь».

Принято считать, что желтые газеты предназначены для ограниченных людей, стоящих на низшей социальной ступени. На самом деле это не совсем так. Язык желтых газет оказался разнообразен – и по словарному запасу, и по частоте использования различных стилистических приемов. Одни журналисты используют фразеологизмы, метафоры, хотя некоторые не пренебрегают и арготизмами. Однако, наиболее часто встречающийся прием – использование прецедентного текста, кроме того, нередко и построение заглавий по одному шаблону. Желтая пресса всегда может дать достаточное количество материала для лингвистических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена объективными факторами. В последнее время во всем мире – и особенно в России – отмечается возрастание интереса к изучению «желтой прессы» как важной части современной массовой культуры. Уставший мозг обычного человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику.  Стремление уйти от стрессов и проблем породило «эскейпизм» – бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации общества, формируя особый тип потребителя информации.

Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как тип издания позволил выделить наиболее характерные психологические черты «желтой прессы». Во-первых, это эпатирующее освещение табуированной тематики. Особенно большой интерес желтая пресса проявляется к трем видам табуированной информации – это интимные отношения. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. «Желтая» пресса нарушает главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие веских причин для нарушения табу – это личная жизнь людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Вмешательство в частную жизнь бывает двух уровней: мягкое и жесткое. Желтая пресса тяготеет больше ко второму типу, темой смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.

Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, реактивная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Реактивная функция реализуется через представление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы.

Информация о работе "Желтая пресса" в контексте развития информационного общества