"Желтая пресса" в контексте развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение места желтой прессы в контексте развития информационного общества.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю возникновения «желтой прессы».
2. Выявить характерные черты «желтой прессы».
3. Проанализировать заголовки желтой прессы с целью выявления наиболее характерных признаков.
4. Охарактеризовать роль «желтой прессы» в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I «Желтая пресса»: история формирования, причины влияния на общественное мнение, отличительные черты как типа издания………..6
1.1 Социальная сущность «желтой прессы»..…………………………… …6
1.2 Типологические черты желтой прессы…………………………………13
1.3 Природа заголовков в прессе. Заголовки в желтых изданиях………...21
Глава II Анализ заголовков в прессе…………………………………….…25
2.1 Методы воздействия российских изданий желтой прессы…………….25
2.2 Анализ заголовков как совокупного заголовочного текста…………...29
2.3 Анализ заголовков по иным существующим классификациям……….35
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список литературы ……………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР желтая пресса в контексте развития информационного общества.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 _______

  1. Сазонов Е.А. Указ. Соч.

 

1.3 Природа заголовков в прессе. Заголовки в желтых изданиях

Заголовок в журналистике, в особенности желтой, сильно отличается от литературных заглавий. Однако их объединяет происхождение. Первоначальная функция заголовка – дать короткое и удобное для ссылки обозначение и в кодексе, содержащем ряд произведений, отделить одно от другого. Отсюда малая значимость заголовка в композиции текста, его незначительная графическая выделенность и часто не связанный с тематикой произведения характер заголовка.

Сейчас при создании заголовков в журналистике используется множество выразительных средств речи. Однако помимо этого есть графические и иллюстративные средства. Графика – это шрифты, линейки, рамки и подложки. Для желтой прессы характерно многообразие цветов, размеров шрифтов, в особенности в заголовках. Иллюстративные средства, что следует из самого названия – это фотографии, рисунки, диаграммы.

В общественно-политических и прочих «серьезных» изданиях последние два средства тесно связаны друг с другом. Графика должна быть лаконична, иллюстрации – информативны и интересны. 5

Существует множество различных типологий заголовков.

Э.А. Лазарева классифицирует заглавия на основе отражения им элементов текста. Такой подход позволяет изучать связь заголовка с текстом.

 1. Однонаправленные заголовки. Они соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста. 

- Заголовок, выражающий  тему текста. Такое заглавие характерно  для новостей; оно однозначно  и самодостаточно: можно сразу  понять, о чем будет материал.

________

5Литературная энциклопедия. М., 1929-1939 гг.

- Заголовок, называющий героя публикации. Актуально лишь в случае со знаменитостями. Часто журналист обыгрывает имя с помощью различных стилистических средств.

- Фразеологизмы и знаменитые  фраз цитаты часто используются  журналистами, нередко в трансформированном  виде.

- Актуализация второстепенного содержания статьи очень часто используется в желтой прессе. Заглавие отражает, например, скандальный факт, о котором в статье упоминается только вскользь.

- Заголовки, выражающие идею материала. Они логически вытекают из текста статьи, однако при первом прочтении их значение не соответствует действительности.

2. Комплексные заголовки. Данный заголовок соотносится сразу с несколькими элементами текста. Таким образом, он сложнее и информативнее однонаправленных заглавий. 6

Есть еще одна классификация, которая показывает, насколько информативен заголовок.  М. Шостак классифицирует заголовки следующим образом:

  1. Повествовательный заголовок (новостной)
  2. Заголовок, переходящий в текст
  3. Заголовок-резюме или комментирующий заголовок. Автор выражает оценку, отношение или комментируют ситуацию
  4. Заголовок-парадокс. Пробуждает любопытство, шокирует читателя, иногда усиливает значимость на самом деле не важного сообщения
  5. Имена в заголовке. Иногда журналист использует как приманку лишь однофамильца известной личности.
  6. Заголовок-цитата (часто используется в интервью)
  7. Игровой заголовок (перефразировка, игра слов)7

И.П. Лысакова классифицирует  заглавия на основе его связи с текстом.

1. Одноплановые заголовки (заголовок используется в одном значении)

- Заголовок, смысл которого раскрывается и конкретизируется в тексте

- Заголовок в тексте  приобретает дополнительные смыслы  и выражает оценку

- Заголовок утрачивает  некие семантические признаки, «спрямляется», т.е. изначально заглавие экспрессивно, но сам текст таких смыслов не содержит. Данный тип встречается редко.

- Слово, используемое в  заголовке, приобретает в тексте  новое значение (актуально для  перефразированных фразеологизмов)

- Текст восстанавливает  прямое значение фразы, использованной  в заголовке (встречается редко).

2. Двуплановые заголовки (заголовок приобретает в тексте второе значение, сосуществленное с исходным). Это значение можно понять, только вернувшись к заголовку после прочтения текста.8

Примеры к данным классификациям приведены в практической части курсовой работы.

Вернемся к выразительным средствам журналистики.

В желтой прессе тесно связаны все три элементы выразительных средств. Экспрессивные, стилистически окрашенные слова в заголовках часто выделяют другим цветом или необычным шрифтом. Статью сопровождают скандальные фотографии. Главное – «продать» материал как можно большему количеству читателей.

 

_________

6Лазарева Э.А.  Заголовок в газете. Свердловск, 1989 г.

7 Шостак М.А. Сочиняем заголовок//Журналист.1998.№3.С.1-5

 

«В практике желтой прессы, – пишет А.А. Тертычный, – сложились устойчивые типы заголовков в зависимости от цели, которую они преследуют».  Условно их обозначают как:9

  1. Интригующие («Ломовая дружба. Серная кислота как средство убеждения»)
  2. Страшные (Трагедия в семье актера. Домогаров: убийца моего сына до сих пор не наказан)
  3. Сногсшибательные (Муслим Магомаев перед смертью рассказ о романе с Галиной Брежневой. Сенсационное расследование газеты Жизнь)
  4. Скандальные (Фигуристка Юко Кавагути хочет разбить семью своего русского партнера)
  5. Интимные (Сильвестр Сталлоне и Майкл Дуглас импотенты? )

А.А. Тертычный, кроме того, говорит о том, что такие заголовки лишь «до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов». Но если рекламное начало не будет продолжением смыслового содержания заголовков, то читатель может понять, что его обманывают, дезориентируют».

В желтой прессе получается наоборот. Многие уже понимают, что кричащий заголовок не всегда соответствует тексту, но все же покупают газеты. Желтые газеты злоупотребляют яркими, хотя и лживыми, заголовками, но их продажи не падают, а доходы от рекламы только растут. 

 

 

 

 

_______

8Лысакова И.П., Рогова К.А. Современная газетная публицистика: проблемы стиля. С-Пб., 1987 г.

9 Тертычный А.А. Заголовок  - слово главное//Журналист №1.2004 г. С.81.

 

Глава II. Анализ заголовков в желтой прессе

2.1 Методы воздействия российских изданий "желтой" прессы

На сегодняшний день популярными российскими изданиями "желтой" прессы являются "Экспресс-газета", "Жизнь", "Желтая газета",  "Спид-Инфо". Во всех этих изданиях преобладает:

А) Эпатирующее освещение табуированной тематики;

Б) Сенсационность;

В) Тематический эклектизм;

Г) Доминирование визуальной составляющей над текстовой.

Как уже было сказано в первой главе, в "желтой" прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В "желтой" прессе наблюдается экспансия "ярких" оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Например, издание "Экспресс-газета" является развлекательным изданием. В ней публикуются скандалы и новости шоу-бизнеса, новости спорта. Распространяется она тиражом 700 тыс. экз. В газете преобладают яркие фотографии, привлекающие внимания аудитории к кричащим заголовкам, типа: "Звездные кости" (о знаменитостях, которые довели себя диетами), "Бешеный огурец" (по поводу истерии о зараженных огурцах), "Дом престарелых для проституток", зареванное лицо Кэмерон Диас под заголовком "Кэмерон Диас бросил бойфренд" и т.д.

Именно "желтые" издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку "желтые" издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли.

Кроме стандартных черных и белых заголовков в том же издании "Экспресс-газета" в основном встречаются красные (например: "Певица Жасмин сильно поправилась", "Эвелина Бледанс: Игорь Бочкин - большой любитель женщин!", "Автор лучшей книги десятилетия рассказал, на что потратит $100000", "Надя Михалкова и Резо Гигинеишвили придумали имя для дочки", "Газманов: Основное занятие моей дочки - выбивание подарков из родителей"), но есть и голубые ("Мужа Овсиенко обвиняют в убийстве"), и желтые ("Звезды на скачках").

Красные заголовки можно встретить в электронном издании газеты "СПИД-инфо". Например: Певица Виктория Макарская: "Всегда встречаю мужа голой", "Елена Ваенга позирует в стиле "ню", "Англия в шоке. Жена принца Уильяма бесплодна!" и др.

Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в "желтых" изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Такое сочетание можно встретить на страницах того же издания – "СПИД-инфо". В нем чередуются фотографии откровенного содержания и теме же фотографиями обнаженных тел, но больше эстетического характера. Например, изображение обнаженной девушки, облитой в шоколаде под заголовком "Мое портфолио".

Как правило, издания "желтой" прессы используют заголовочные комплексы как особый оформительский элемент. В изданиях "желтой" прессы они выступают как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в "желтой", и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В "желтой" прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки "желтой" прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.

  1. С пометкой скандал, Дима Билан: «Жду извинений Градского» – газета «Жизнь» о высказывании композитора, что Билан и Агутин поют хуже, чем их воспитанники.
  2. Победитель телешоу «Танцы со звездами» умер от рака в 28 лет – 28-летний танцор Антон Ковалев, ставший в паре с Дарьей Сагаловой победителем «танцев со звездами» в 2008 году, скончался в минувшую субботу.
  3. «Роды в огне» – Жительница Красноярского края начала рожать, когда выводила стариков из пылающего двухэтажного дома. 41-летняя Евгения Колесинская ночью спасала своих близких из полыхающего дома и неожиданно почувствовала, что ее малыш готов появиться на свет раньше срока.
  4. «Пересадка совести» – преподаватель иностранных языков Наталья Д. продала свою почку, чтобы погасить кредиты в банках, отягощавшие ее жизнь.
  5. «Из Пушки по Воробью» – Телеведущая Оксана Пушкина устроила грязные танцы с Алексеем Воробьевым на свадьбе у друзей.
  6. «Дитя раздора» – Настоящий мексиканский сериал разыгрался в Краснодарском крае. Мужчина выкрал у юной любовницы новорожденную дочь, чтобы её растила супруга, не способная иметь своих детей. А затем подал в суд на молодую мать в надежде лишить её родительских прав.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______

10 «Жизнь» 2011-2012 гг.

2.2 Анализ заголовков как совокупного  заголовочного текста

Первый вариант анализа – это анализ совокупного заголовочного текста одного номера  (СЗТ) какого-либо издания.  Он является полноценным текстом, который отображает картину мира на момент выхода номера и интересы издания.

С одной стороны, СЗТ линеен, так как газета соблюдает последовательность высказываний. Но при этом заголовочный текст считается прерывистым. Заглавия не стоят рядом и не связаны последовательно; каждое отдельное высказывание содержательно независимо. Таким образом, читатель может сам выбирать последовательность чтения – смысл от этого не пострадает.

Данная особенность совокупного заголовочного текста важна, так как именно он может наиболее полно отразить особенности издания. «Совокупный заголовочный текст имеет единое содержание, сформированное в рамках единства и целостности концепции издания». В желтой прессе, учитывая её особенности (цели, интересы, средства выразительности) совокупный заголовочный текст (далее СЗТ) будет наиболее ярким и характерным.

Для первого примера был выбран полный совокупный заголовочный текст газеты «Желтая газета». Далее представлены фрагменты СЗТ, с разных полос газеты, выбранных по принципу смены тематики.

Информация о работе "Желтая пресса" в контексте развития информационного общества