Газетное дело на Мурмане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Долгие годы «Полярная правда» оставалась единственным авторитетным ежедневным печатным органом областного масштаба. Ее монополия стала разрушаться с 1991 года, когда в Мурманской области стали рождаться многочисленные издания новых органов власти: Советов депутатов, администраций области и городов.
Но еще долгое время «Полярная правда» оставалась востребованной у жителей Кольского полуострова, так как журналисты газеты заняли выверенную независимую линию. Именно «Полярка» бралась за трудные темы жизни региона и страны, от которых отказывались прикормленные бюджетным финансированием издания нового времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Медийное пространство Мурманской области……………….………….5
1.1.История развития СМИ Мурманской области………………………………...5
1.2.Виды СМИ Мурманской области ...…………………………………………..11
Выводы по главе 1………………………………………………………………….16
Глава 2. Развитие газетного дела на Мурмане (на примере газеты «Полярная правда»)……………………………………………………………………………..17
2.1.История развития газеты «Полярная правда»………………………………..17
2.2.Газета «Полярной правда» и современное состояние газетного дела Мурманской области……………………………………………………….………20
Выводы по главе 2………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая А. Шулекиной 3 Ж ОЗО (4) (1).doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)


ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО НА МУРМАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ГАЗЕТЫ «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА»)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Медийное пространство Мурманской области……………….………….5

1.1.История развития СМИ Мурманской области………………………………...5

1.2.Виды СМИ Мурманской области ...…………………………………………..11

Выводы по главе 1………………………………………………………………….16

Глава 2. Развитие газетного дела на Мурмане (на примере газеты «Полярная правда»)……………………………………………………………………………..17

2.1.История развития газеты «Полярная правда»………………………………..17

2.2.Газета «Полярной правда» и современное состояние газетного дела Мурманской области……………………………………………………….………20

Выводы по главе 2………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Долгие годы «Полярная правда» оставалась единственным авторитетным ежедневным печатным органом областного масштаба. Ее монополия стала разрушаться с 1991 года, когда в Мурманской области стали рождаться многочисленные издания новых органов власти: Советов депутатов, администраций области и городов.

 Но еще долгое время «Полярная правда» оставалась востребованной у жителей Кольского полуострова, так как журналисты газеты заняли выверенную независимую линию. Именно «Полярка» бралась за трудные темы жизни региона и страны, от которых отказывались прикормленные бюджетным финансированием издания нового времени.

Актуальность темы исследования определяется тем, что газета «Полярная правда» прошла долгий путь развития, была важнейшим инструментом идейно-политической борьбы, а в настоящее время является самостоятельным коммерческим информационным общественно-политическим изданием.

Объект исследования – газета «Полярная Правда».

Предмет исследования – история газеты «Полярная правда».

Целью курсовой работы является проведение анализа становления и развития газеты «Полярная правда».

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть виды СМИ Мурманской области

-  проследить историю развития СМИ Мурманской области;

- определить перспективы развития/функционирования газеты «Полярной правда» в настоящее время.

Методами исследования являются:

- изучение и обобщение  научной литературы;

- анализ;

- сравнение.

Новизна исследования. Впервые сделана попытка проанализировать материалы газеты «Полярная правда» и выявить структуру жанров газеты.

Практическая значимость результатов исследования состоит  в том, что они могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории отечественной журналистики. Кроме того, результаты исследования будут полезны при подготовке вузовских курсов по региональной истории и журналистики.

Структура работы выражается в ее содержании: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика СМИ Мурманской области

 

1.1.История развития СМИ Мурманской области

 

Первые мурманские средства массовой информации не были в полном смысле мурманскими. Первая газета — «Мурман» — печаталась издательством «Помор» в Норвегии (1907), а первый журнал — «Красный Мурман» (позднее — «Карело-Мурманский край») — печатался в Петрограде.

Первая действительно местная  газета — «Известия Мурманского Совета рабочих и крестьянских депутатов» — появилась после февральских событий 1917 и издавалась нерегулярно до прекращения существования самого Совета в 1918. На смену ей пришел «Мурманский вестник», для которого в Мурманске была создана специальная типография. С февраля 1920 начинает выходить газета «Известия Мурманского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (впоследствии — «Полярная правда»).1

С 1930-х начинают выходить районные газеты: «Беломорская волна» («Терский берег»), «Ловозерская правда» «Заполярный труд» («Кольское слово») и городские: «Кандалакшский коммунист» («Кандалакшская газета»), «Хибиногорский рабочий» («Кировский рабочий»), «Северный никель» («Мончегорский рабочий»), газеты различных предприятий и организаций, такие как «Мурманский портовик» ММП (будущая «Арктическая звезда»), «Тралфлот» («Рыбный Мурман»), «Ударник». В 1935 в Мурманском округе помимо «Полярной правды» издавалось уже 17 заводских и районных газет, 9 из которых — в г. Мурманске (3 из них — на железнодорожном транспорте). С 1939 года начинает выходить вторая областная газета — «Комсомолец Заполярья». В 1930-х годах издавалась специальная газета на финском языке «Полярный коллективист». Отдельные статьи и целые страницы на саамском языке публиковались в «Полярной правде».

Появление на Кольском полуострове  Северного флота, а затем частей 14-й армии привело к появлению специальных военных газет «Краснофлотец» ( «На страже Заполярья») и «Часовой Севера». Еще больше таких газет появилось в ходе Великой отечественной войны. Карельским фронтом издавались ежедневная газета «В бой за Родину» и сатирический журнал «Сквозняк» (за годы Великой Отечественной войны вышло 33 номера) — единственный такого рода в действующей армии СССР. В 19-й армии на Кандалакшском направлении выходила газета «Сталинский боец» («На разгром врага»), в 26-й армии — «Боевой путь», в 7-й Воздушной армии — «Боевая вахта», в 10-й гвардейской стрелковой дивизии — «За победу» и др. Издавались газеты военно-морских баз — «На страже Севера» (Новоземельской), «Северная вахта» (Беломорской).

По мере послевоенного роста  городов и поселков, предприятий, учреждений создавались и соответствующие издания — районные газеты «Советская Печенга» («Печенга») и «Знамя пятилетки», городская газета «Североморская правда» («Североморские вести»), многотиражные «Кировский строитель» (треста «Апатитстрой») «Гидростроитель Заполярья» (управление «Севгидрострой»), «Мурманский строитель» (треста «Мурманскжилстрой»), «Горняк Заполярья» (комбината «Печенганикель»), «Заполярная руда» (Оленегорского ГОК), «Энергия плюс» (Кольской АЭС), «Рыбацкая смена» («Университетский курьер», МГТУ)2.

Следующий этап в развитии областных  СМИ приходится на начало 1990-х годов, которые характеризуются заметными структурными изменениями в СМИ. Стали исчезать ведомственные, отраслевые, малобюджетные газеты: «Шельф Арктики», «Гидростроитель Заполярья», «Кировский строитель», «Мурманский строитель», «Заполярный железнодорожник» и некоторые другие. То же происходило и с газетами Северного флота. Упраздняя политотделы на кораблях и в частях, сокращали должности военных корреспондентов, закрывали газеты.

«Полярная правда» перестала быть официальным органом. На смену ей пришел «Советский Мурман» — газета администрации Мурманской области и Мурманской областной думы.

Появились частные газеты, первой из которых стала «Дважды два» (1991 год). К частным газетам того времени можно отнеси также такие газеты, как «Арктические новости» «Все», «РиО», «Моя Кандалакша», «Северная субботняя газета» и др.

Реклама становится важной частью в  средствах массовой информации. Создаются  и специальные рекламные газеты, такие как «Ва-банкъ».

Спустя некоторое время  начали создавать и воссоздавать собственную печать и многие крупные  предприятия: ОАО «Апатит» учредил газету «Хибинский вестник», ММП — «Арктическую звезду», Кольская горно-металлургическая компания — «Кольский никель», «Колэнерго» — «Энергетик Заполярья», Мурманский траловый флот — «Рыбную столицу». Во многом эти газеты сохраняют специфику старой рабочей прессы, пишут о буднях предприятия, о лучших по профессии, трудовых династиях, освещают проблемы социальной сферы. Однако на предприятиях, где сильны профсоюзы, находятся средства для выпуска своей собственной газеты, например «Вестник морских профсоюзов».3

Возникли органы профсоюзных, партийных и общественных организаций: «Дело чести» (областная еженедельная профсоюзная газета), «Губернская» (ЛДПР), «Кольский маяк» (КПРФ), «Славянский ход»; религиозных организаций: «Кольский христианин», «Миссионерская православная газета».

На Мурман приходят общероссийские газеты, включающие региональную часть: «Комсомольская правда — Мурманск» — региональный выпуск общероссийской газеты (см. «Комсомольская правда — Арктика»).

По-прежнему создаются  новые региональные и городские  газеты: «Новости закрытых городов», «Вечерняя Кандалакша», «Нива» и «Кандалакша» (г. Кандалакша); «Вечерний Мурманск» «Любимый Мурманск» (г. Мурманск), «Городское время» (г. Полярные Зори); «Полярный вестник» (г. Полярный).

В области не определен  порядок оказания господдержки средствам  массовой информации, есть нарушения  прав журналистов в местных правилах аккредитации. В составе региональной комиссии по выдаче лицензий на теле- и радиовещание доминируют государственные чиновники. Для распространителей печатной продукции отсутствуют какие бы то ни было льготы, предусмотренные законом, и выстроена сложнейшая бюрократическая пирамида из 17 разрешительных инстанций. Все это создает неблагоприятные условия для свободы массовой информации. Однако есть и положительные сдвиги: в области отменен налог с продаж на любую книжную и периодическую продукцию за исключением рекламных и эротических изданий.

В области необходимо разработать целостную концепцию  информационной политики, основанную на принципах российского законодательства, гарантирующую свободу слова  и открытость власти.4

В целом мурманские СМИ  находятся в состоянии перехода к рыночной медийной модели.

Область имеет средний  уровень медийной насыщенности. В  регионе работает 12 местных телепрограмм, из них половина - негосударственные, и 12 местных радиопрограмм, где половина также - негосударственные. С подпиской на периодику все значительно скромнее: ежемесячно в области выписывается 109,9 тыс. экземпляров периодических изданий. Это означает, что на 1000 человек приходится по 108 экземпляров газет и журналов, что существенно ниже средних показателей по стране. Анализ газетного рынка (проанализировано 16 изданий) показал, что средняя цена на подписку составля ет 13 руб. 08 коп., что чуть ниже средней по России.

Один из источников финансирования мурманских средств массовой информации - областной бюджет. В 2000 году в нем предусмотрены расходы на СМИ в размере 6 200 тыс. руб., что составляет всего 0,22% от общей расходной части бюджета - в два раза ниже общероссийского показателя. Практически все средства (5 700 тыс. руб.) выделяются на печатные СМИ. В регионе половина (52%) газет и журналов - частные, существуют частные типографии.5

Местная ГТРК финансируется  из федерального бюджета в размере 23 230 тыс. руб. Общий объем государственных  дотаций в мурманские СМИ равен 34 430 тыс. руб. Рекламный бюджет области  оценивается экспертами в 13 400 тыс. руб. Соотношение государственных и рекламных денег в общем медийном бюджете — 72 : 28.

Эта структура доходов  свидетельствует: рекламные бюджеты  для большинства СМИ не могут  служить противовесом государственным  дотациям. Рынок в регионе влияет на поведение СМИ, но основным вектором является влияние властей.6

За два этапа «Общественной экспертизы» должностным лицам Мурманской области было направлено 23 информационных запроса. Из них на 8 запросов ответа не последовало, 1 отказ в предоставлении информации, 1 ответ - формальный (отписка), 3 ответа - неполные и несвоевременные, 2 ответа были даны с опозданием, 8 ответов - своевременные и полные.

 

1.2.Виды СМИ Мурманской  области

 

По данным Управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу за 2012 год в Мурманской области зарегистрировано более 240 печатных СМИ. Реально работающих изданий - приблизительно в три раза меньше.

Как сообщили Expedition Media в  отделе по взаимодействию со СМИ Департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области, в Заполярье выходят около 70 газет и более 10 журналов.

С учетом специфики региона  местный печатный рынок считается  насыщенным. «Наша область не густонаселенная. Города и поселки, в основном, создавались при градообразующих промышленных предприятиях. В отличие от средней полосы России мурманские города расположены точечно, они небольшие, компактные. Поэтому, в сравнении с другими регионами, газет и журналов здесь не так много. Хотя сам по себе рынок заполнен, есть государственная, муниципальная, частная, корпоративная, партийная, религиозная, профсоюзная пресса», - говорит Николай Бакшевников, председатель правления Мурманской областной организации Союза журналистов России.7

«Палитра» учредителей и соучредителей мурманских газет многообразна. По информации Департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области, это:

- областные органы  власти (Правительство и Дума).

Учредители областной общественно-политической газеты «Мурманский вестник» (выходит с 1991 года, пять раз в неделю, от 8,5 тыс. экз.);

- муниципальные органы  исполнительной и законодательной  власти.

Соучредители 16-ти газет: «Вечерний Мурманск», «Городское время», «Западная Лица», «Заполярная руда», «Инфо-Вестник Островной», «Кировский рабочий», «Ковдорчанин», «Кольское слово», «Ловозерская правда», «Мончегорский рабочий», «Нива», «Печенга», «Полярный вестник», «Североморские вести», «Терский берег», «Вестник Видяево».8

Информация о работе Газетное дело на Мурмане