Экономическая теория налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
I. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность налогов………………………….……………………………………5
1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 7
1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ 10
II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 13
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 13
2.2. СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
III. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИТЕМЫ РФ 26
3.1. РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ 26
3.2. МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.Экономическая теория налогооблажения.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Федеративное устройство государства определяет организацию  бюджетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов2. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество  и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

В общей сложности  налоговым законодательством РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней.

 

II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

2.1. Основные принципы построения  налоговой системы в экономике  с развитым рынком

В качестве примера рассмотрим налоговую систему США. Один из авторов  Декларации независимости США Б. Франклин произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными  собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансирования. Так, в финансировании за счет государства, социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, поселков в сельской местности, школьных округов, специальных округов. Элементами системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах преобладают  прямые налоги. Доходы штатов и местных  органов власти формируются в  основном за счет косвенных налогов  и поимущественного налогообложения.

Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США  за 2000 год. Объем доходов на данный год был запланирован в размере 976 млрд долл. Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд долл.

Как видим, самой крупной статьей  доходов является подоходный налог  с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.

 

Таблица 1

          Структура доходов федерального бюджета США3

Доходы

Величина, %

Подоходный налог на физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на доходы корпорации

Акцизные сборы

Заёмные средства

Прочие доходы, включая  налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и государственные пошлины

Всего

41

34

10

03

08

 

 

4

100


Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются  все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода.

Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование; текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого  дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств, штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по личным долгам. В результате этих вычетов образуется налогооблагаемый доход.

Необлагаемый минимум  доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению. В начале 2000-х годов он равнялся 2 тыс.долл.

Ставки подоходного  налога приведены в таблице 2. Понижение ставки налога после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для США. Это обосновывается крупной абсолютной суммой выплаты. До 1996 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, их величина нарастала от 11 до 50%. После налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.

Таблица 2

Ставки подоходного  налога4

Налогооблагаемый доход, долл.

налоговые ставки, %

супружеская пара, совместные доходы

супружеская пара, раздельные доходы

одинокий глава семьи

одинокий человек

0 – 29750

29751 – 71900 71901 – 149250

Свыше 149250

0 – 14875

14876 – 35950

35951 – 113300

Свыше 113300

0 – 23900

23901 – 61650

61651 – 123790

Свыше 123790

0 – 17850

17851 – 43150

43151 – 89560

Свыше 89560

15

28

33

28


 

Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов федерального бюджета, уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от России, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 2000-х годов общая ставка была 15,02% от заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато: Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна.

Налог на доходы корпораций имеет  большое количество льгот. Из чистого  дохода вычитаются штатные и местные  налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции, на научно-исследовательские работы.

Действуют налоговые скидки, стимулирующие  использование альтернативных видов  энергии. Компаниям предоставляется  налоговая скидка в размере 50% стоимости  оборудования, использующего солнечную  энергию или энергию ветра  в ходе производственного процесса.

Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 90-е годы была введена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налог более чем на 50%.

В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 90-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля над внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между продажной ценой нефти и её базовой ценой.

Налог на доходы от продажи капитальных  активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах государственного бюджета. Они устанавливаются как на товары: алкогольные и табачные изделия, так и на услуги: дороги и воздушные перевозки.

Свою отдельную от федеральной  налоговую систему имеет каждый штат США. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства. Ставки подоходного налога штатов колеблются от 2 до 12%.

Одним из основных источников доходов  штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. В 2003 — 2004 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и  налоге на деловую активность.

Города США имеют  свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагаются налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

Информация о работе Экономическая теория налогообложения