Шпаргалка по "Деньгам, кредиту и банкам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:35, шпаргалка

Краткое описание

Ценные бумаги: сущность и виды. Основные ценные бумаги.
Акции: общая характеристика и виды. Доходность акций и факторы, ее определяющие.
Облигации: общая характеристика и виды. Доходность облигаций.

Вложенные файлы: 1 файл

zachet_RTsB.docx

— 221.44 Кб (Скачать файл)

 

Инвестиционные институты - финансовые посредники, выполняющие на рынке ценных бумаг строго определенные функции за счет собственных и заемных средств. Организация, занимающаяся посреднической деятельностью, должна быть юридическим лицом. Учредителями инвестиционных институтов могут быть как российские, так и зарубежные юридические лица.

К инвестиционным институтам относятся:

1. Фондовые брокеры - биржевые посредники при заключении сделок между покупателями и продавцами ценных бумаг. В качестве брокера могут выступать как физические лица, так и организации. Профессиональная брокерская деятельность на фондовом рынке выполняется на основании лицензии.

2. Фондовые дилеры - члены фондовых бирж и банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки!

3.Инвестиционные консультанты, оказывающие консультационные услуги на рынке ценных бумаг.

4.Инвестиционные компании - юридические лица, совершающие сделки на рынке ценных бумаг за свой счет. Играют важную роль в размещении ценных бумаг нового выпуска. На первичном рынке инвестиционные компании выполняют следующие основные функции: формирование выпуска ценных бумаг, андеррайтинг, создание синдиката, размещение ценных бумаг, стабилизация цен распространяемых финансовых средств, подготовка условий для последующих операций с распространяемыми бумагами на вторичном рынке.

 

 

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

 

22 апреля 1996 года

ФЗ регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.

В Законе содержатся понятия и признаки эмиссионной ценной бумаги, акции и облигации. Определяются такие виды ценных бумаг, как именные эмиссионные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя, документарные и бездокументарные формы эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе определен широкий круг лиц - субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.

 

  1. Федеральный закон «Об акционерных обществах».

 

26 декабря 1995 года

ФЗ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

ФЗ распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ.

Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются ФЗ.

АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. 

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.  

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

 

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции».

 

26 июля 2006 года

ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции  федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ Российской Федерации.

Целями ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

ФЗ распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 

  1. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

 

29 ноября 2001 года

ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

ФЗ не распространяется на отношения, связанные с созданием в целях инвестиционной деятельности иных фондов, если они не отвечают признакам акционерных инвестиционных фондов и признакам паевых инвестиционных фондов.

 

  1. Государственное регулирование фондового рынка: цели, принципы, методы.

 

Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) – это рынок, который охватывает отношения, в рамках которых превращение накоплений и сбережений в инвестиции происходит с помощью ценных бумаг.

Основным государственным органом, на который возложено регулирования фондового рынка является Федеральная служба по финансовым рынкам. Методы государственного регулирования фондового рынка делятся на методы прямого и косвенного воздействия. К методам прямого воздействия относятся:

  1. Усовершенствования нормативно-правовой деятельности.
  2. Ведение регистрационной деятельности.
  3. Поддержание правопорядка на рынке.
  4. Ведение разрешительной деятельности (лицензирование)
  5. Выставление требований к участникам рынка.

Косвенными методами государственного регулирования являются:

  1. Ведение определенной кредитно-денежной политики
  2. Проведение грамотной политики управления государственной собственностью (например, имеющиеся у государства пакеты акций приватизационных предприятий).

Основными показателями эффективности государственного регулирования фондового рынка являются: уровень капитализации, фондовый индекс RTSI.

Существуют три основные формы регулирования:

• государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения;

• биржевое регулирование, т.е. регулирование через правила работы общих и специализированных фондовых бирж;

• саморегулирование – через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка.

Опыт зарубежных стран с развитым фондовым рынком показывает, что государство должно выполнять следующие функции:

  • разработку концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;
  • совершенствование и разработку законодательных акций для развития рынка ценных бумаг;
  • разработку норм функционирования рынка и периодическое их обновление;
  • контроль за финансовым состоянием инвестиционных институтов;
  • создание системы страхования участников фондового рынка;
  • непосредственное регулирование рынка государственных ценных бумаг с целью погашения задолженности бюджетов разных уровней.

Практически процесс регулирования рынка ценных бумаг распространяется на первичный и вторичный рынки.

Задача государственного регулирования на первичном рынке состоит в поддержании единых требований при выпуске ценных бумаг в обращение и их регистрации.

На вторичном рынке задачи органов государственного регулирования значительно увеличены. Они включают в себя аттестацию профессиональных участников рынка и выдачу квалификационных аттестатов; выдачу лицензий на право работы на фондовом рынке.

К методам регулирования рынка ценных бумаг можно отнести:

  • регистрацию выпусков проспекта эмиссии;
  • лицензирование субъектов;
  • аттестацию специалистов инвестиционных институтов;
  • аудиторский контроль финансового состояния эмитентов;
  • формирование информации о рынке ценных бумаг и их эмитентах;
  • проверку законности фондовых операций.

 

 

  1. Система органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Федеральная служба по финансовым рынкам и ее функции.

1. Администрация Президента РФ  участвует в работе ФСФР. Контрольное  управление осуществляет специальный  мониторинг выполнения указов  и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет  общее руководство развитием  РЦБ через федеральные органы  исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым  рынкам (ФСФР) издает распоряжения  по вопросам выдачи, приостановления  и аннулирования лицензирования  профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим  распорядительный или индивидуальный  характер, не требующий принятия  постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует  выпуски ценных бумаг кредитный  организаций, осуществляет операции  и регулирует порядок осуществления  кредитными организациями операций  на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски  ценных бумаг корпораций, субъектов  федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

- разработка обязательных правил  и стандартов профессиональной  деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

- осуществление подготовки кадров  и установление требований для  работы на рынке;

- контроль за соблюдением участниками  правил и нормативов;

- обеспечение правдивой информацией  участников рынка;

- обеспечение защиты участников  в государственных органах управления.

 

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — упразднённый федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредиту и банкам"