Характеристика одной из глобальных проблем современной мировой экономики и перспективы ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика .doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Однако, оценивая, например степень остроты долговой проблемы для США, мы должны иметь в виду, что у этой страны самый большой ВВП (15,71 трлн. долл.; отношение долг/ВВП достигло 103%. И растет на около 1,5% в месяц) и она многие годы является ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Рассматривая ситуации с США, политический аналитик Владимир Золотарев задается вопросом: «Не хочет или не может платить? Каждый месяц правительство США «зарабатывает» 175 миллиардов долларов. Как утверждают, этого более чем достаточно для обслуживания долга и обеспечения важных государственных расходов. Государство владеет 650 миллионами акров земли, это примерно одна треть территории США. Продажа этой земли, не считая дохода, избавит бюджет от 11 миллиардов ежегодно, связанных с ее обслуживанием. Государство также владеет железнодорожной компанией Amtrak, почтой, контролем авиа трафика и тому подобными конторами, которые легко можно продать. Думаю, не нужно напоминать и о гигантском военном бюджете, который просто изнывает в ожидании сокращения. В конце-концов, даже возврат к государственным расходам уровня 2002-2003 года, как говорят специалисты, решает проблему».14

Аналогичная ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг, государственный долг большинства наиболее развитых стран мира не превышает 65% ВВП. В ЕС в качестве одного из критериев возможности присоединения к Экономическому и валютному союзу (вступления в «зону евро») используется показатель отношения долга к ВВП не выше 60 %. Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.

Другое дело – бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд).

Вернемся же к ведущим и крупнейшим государствам мира и рассмотрим последние статистические данные. Так, внешний долг 50 крупнейших государств мира достиг 65 трлн. долл., и это не предел: по информации Еврокомиссии, внешний долг подавляющего большинства государств в еврозоне только нарастает.

Проанализировав ситуацию, аналитики Международной организации кредиторов (WOC) пришли к выводу, что в последние годы внешний долг в крупнейших экономиках не сокращался, а рос. Таким образом, рост был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у нерезидентов.  
Лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев сохраняют прошлогодние позиции. 
Внешний долг США стал равен объему ВВП по итогам 2011 г.

Только у Японии этот показатель ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговых рейтингах для этой страны. Уровень японского государственного долга (который включает и внутренние заимствования) зашкаливает: отношение к ВВП составляет 226%. Страна продолжает решать основные проблемы преимущественно за счет внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель. 

Следом за Японией по этому показателю идет Греция (161%). На 3-м месте Италия (120%), которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011 г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии - на 8% и 9% соответственно. В целом для стран еврозоны 2011 г. сложился достаточно удачно. Экономический рост наблюдался во всех странах за исключением Греции (-1%). 

Что же касается России, то она по всем показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП не превышает 30%, его рост за год - всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% по отношению к ВВП, а на каждого россиянина приходится $1247. При этом практически вся задолженность покрывается международными резервами.

Чтобы лучше понимать количественный уровень внешней задолженности Росси необходимо ознакомится с внутренней структурой ее кредитных обязательств.

 

3.2 Внешний долг России и его структура.

 

Внешний долг - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Вероятно, зависимость России в данной сфере будет и дальше усиливаться по мере усиления процессов глобализации и либерализации на финансовых рынках.

В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

  • усиливается зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  • ослабляется мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
  • сокращается объём средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  • дестабилизируется денежно-кредитная ситуация;
  • происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга.

Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла.  Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1900 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., в 1993 г. – до 80 млрд. долл., в 1999 г. превысила 140 млрд. долл., а в 2005 г. равнялась 98 млрд. долл. Внешний долг РФ за январь-сентябрь 2012г. вырос на 9,6% и на 1 октября с.г., по оценке Центрального банка (ЦБ) РФ, составил 597 млрд 651 млн долл.15

Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание внешнего  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.  
           2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.  
            3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.  
            4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.  
            5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.  
             6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.16

С одной стороны, исходя из экспортных поступлений, Россия вполне в состоянии обслуживать и погашать свой долг, так как относительные показатели значительно ниже пороговых, принятых в мировой практике. Однако низкий уровень ВВП лишает страну материальной основы для устойчивого развития, что приводит к периодически повторяющемуся кризису внешней задолженности. При этом перевод денег за рубеж для погашения долга сокращает до минимума объём финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие национальной экономики.

Внешний долг России включает:

  • задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
  • внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом межбанковском рынке;
  • задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образующуюся до 1991 г.

Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.

Правительством РФ достигнуты договоренности о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В  соответствии с подписанным документом погашение долга Россией должно завершиться в 2020 г. Подписание договора также дало России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчает ей получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.

С Лондонским клубом также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет.

Должники России – это развивающиеся, бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР, ставшие самостоятельными государствами. Большая часть международных требований России перешла к ней от СССР.

В отношении долгов стран СНГ Российской Федерации в настоящее время предпринимаются шаги по выработке различных вариантов конвертации (обмена). Так, Украина частично погашает свою задолженность России, не взимая арендную плату за пользование бухтами Севастополя.

 

3.3 Проблема финансовой нестабильности. Перспективы развития.

 

Проблема финансовой нестабильности порождается воздействием на мировую экономику и финансовую систему различных факторов. К их числу следует отнести:

  • транснациональный спекулятивный капитал;
  • наличие крупномасштабных быстродействующих способов информации;
  • общую экономическую неустойчивость;
  • недостаточную эффективность работы МВФ.

 

Мировая экономика балансирует на грани очередного серьезного спада. Рост производства уже значительно замедлился в 2011 году, а в 2012 и 2013 годах ожидается вялый рост. Проблемы, препятствующие развитию мировой экономики, многочисленны и взаимосвязаны.17

Наиболее актуальной задачей является борьба с продолжающимся кризисом в сфере занятости и с ухудшением перспектив экономического роста, особенно в развитых странах. В то время как безработица остается высокой, почти 9 процентов, а доходы не растут, восстановление буксует в краткосрочной перспективе из-за отсутствия совокупного спроса. Но по мере того как все больше и больше работников, особенно молодых, остаются без работы в течение длительного периода, среднесрочные перспективы роста также ухудшаются из-за разрушительного воздействия безработицы на трудовую квалификацию и навыки.

Быстрое охлаждение экономики было одновременно и причиной, и следствием кризиса суверенного долга в еврозоне, а также финансовых проблем в других странах. Шаги правительств для  достижения упорядоченного урегулирования суверенного долга Греции сопровождались продолжающимися потрясениями на финансовых рынках и ростом беспокойства  по поводу возможного дефолта в некоторых крупных странах в зоне евро, в частности в Италии. Принятые ответные меры жесткой экономии еще больше подрывают перспективы роста и занятости, что делает бюджетную корректировку и улучшение  платежеспособности финансового сектора все более сложными.

 В экономике Соединенных  Штатов также  сохраняется высокая  безработица, неуверенные настроения потребителей и бизнеса, хрупкое равновесие в финансовом   секторе. Европейский Союз (ЕС) и Соединенные Штаты Америки—две крупнейшие экономики мира—тесно взаимосвязаны. Их проблемы могут легко распространяться друг на друга и привести к очередному мировому экономическому спаду. Развивающиеся страны, экономика которых быстро восстановилась после мирового кризиса 2009 года, подверглись бы в таком случае негативным воздействиям через торговлю и финансовые каналы.

Рост мирового валового продукта (МВП) прогнозируется на уровне 2,6 процента в базовом сценарии на 2012 год и 3,2 процента на 2013 год. Этот сценарий мирового экономическое положения и перспективы в 2012 году основывается на относительно оптимистичных предпосылках, включая предположения, что кризис суверенного долга в Европе не выйдет за пределы одной или нескольких малых стран и что эти долговые проблемы могут быть решены более или менее упорядоченным образом.

Тем не менее, если творцы экономической политики, особенно в Европе и Соединенных Штатах, не справятся с  кризисом занятости и не сумеют предотвратить развитие кризиса суверенного долга и нарастание неустойчивости  финансового сектора,  мировая экономика может войти в следующий кризис. В альтернативном сценарии ухудшения ситуации рост МВП замедлится до 0,5 процента в 2012 году, что означает снижение среднего дохода на душу населения во всем мире. Глобальный рост производства может повыситься до примерно 4,0 процента в 2012 и 2013 годах, но при сохранении нынешнего курса такой оптимистический сценарий будет оставаться далеким от реальности.

Информация о работе Характеристика одной из глобальных проблем современной мировой экономики и перспективы ее решения