Характеристика одной из глобальных проблем современной мировой экономики и перспективы ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика .doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Снова обратимся к мнению экономиста П. Линдерта, который считает, что верным способом разрешения проблем права собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, является введение залога, т.е. активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком. К тому же, когда у кредиторов есть такая гарантия как залог, кредитование осуществляется по более низкой процентной ставке, а должники стремятся к более равномерному ритму заимствования, в большей степени соответствующему росту новых реальных производительных капиталовложений (вместо того, чтобы «в спешке» осуществлять заимствования, как только иностранные банки предоставляют такую возможность).

Кредиторы идут на уступки заемщикам, тем или иным образом реструктуризируя долг.

Реструктуризация долга - это переоформление долговых обязательств, по которым наступил или просрочен срок платежа. В это понятие входят:

1. Реструктуризация долга по линии Парижского клуба. Она наиболее значима для государственных долгов и происходит по общему согласию стран-кредиторов. Список участников Парижского клуба может изменяться, однако, на нем присутствуют преимущественно главные кредиторы. Главная задача встреч в Парижском клубе — создать более приемлемые условия для возвращения долгов.

2. Реструктуризация долга коммерческими  банками. Наиболее популярным приемом  реструктуризации долга для коммерческих  банков кредиторов стал принятый в 1989 г. план Бреди. Согласно этому плану, банки идут на реорганизацию некоторой части долга развивающейся страны (как правило, это снижение процентных выплат) лишь в том случае, если ее правительство приступит к осуществлению более радикальной программы макроэкономических и структурных преобразований. Каждый банк-кредитор имеет право выбрать свои методы реструктуризации, которые были ранее оговорены в условиях договора.10

Пересмотр (реструктуризация) долга, также включает:

  • перенос сроков платежей на более поздний период;
  • сниженные суммы выплаченной задолженности (списание, продажа со скидкой на вторичном рынке; перевод (конверсия) в национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника);
  • обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредиторов с целевым назначением оплаты прошлых долгов – рекапитализация;
  • обмен в национальной валюте одного долга на другой – взаимозачет.

 

Ведущую роль в решении проблемы внешней задолженности играют международные валютно-кредитные учреждения. Так, в рамках Международного Валютного Фонда (МВФ) разрабатывается стабилизационная программа, которая включает целый ряд мероприятий по преодолению или смягчению остроты долгового кризиса для страны-должника. Основными пунктами этой программы являются:

  • либерализация валютного контроля;
  • отмена импортного контроля;
  • понижение валютного курса;
  • содействие открытости экономики;
  • принятие антиинфляционных мер.

Антиинфляционные меры предусматривают жесткий контроль за объемами банковского кредитования, требования сокращения дефицита госбюджета, контроль за заработной платой, поощрение свободного ценообразования, стимулирование рыночного механизма.

Помимо МВФ вопросами кредитных отношений также занимаются Мировой банк (эти два института являются основными звеньями), региональные банки реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Центральный банк ЕС, транснациональные банки и биржи и другие менее значимые организации.

 Итак, расскажем немного подробнее об основных организациях и направлениях их деятельности, для лучшего понимания сложившейся кредитной ситуации.

МВФ был учрежден в целях содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления правил регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением. Другими словами, был призван развивать многостороннюю систему платежей и также, оказывать кредитную помощь официальным органам стран.

Ресурсы МВФ складываются из взносов стран в валютах стран-членов, коллективной валюте – СПЗ (специальные права заимствования) и в золоте, а также из привлеченных займов, полученных фондом процентов и т.п.

По авторитету и влиянию в сфере международных расчетов и кредита МВФ сравним с центральными банками в национальной экономике.

За каждой страной в соответствии с ее экономическим потенциалом закрепляется квота, которая подлежит оплате и, в соответствии с которой распределяются голоса  членов фонда при принятии им решений, а также определяется размер доступа к ресурсам фонда.  На США приходится около пятой части, на все развитые страны – около половины голосов. Понятно, что именно эта группа определяет политику фонда. И хотя формально МВФ должен находиться вне международной политики, на деле он часто оказывается ее инструментом в руках США.

К новым задачам фонда относится, как заявляет его руководство, «способствование устойчивому неинфляционному экономическому росту во благо всего мира».

Мировой банк (Всемирный банк) представляет собой объединение связанных между собой финансовых институтов таких как: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Центральным звеном группы Всемирного банка, безусловно, является Международный банк реконструкции и развития, в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объем операций. Членами этой организации могут быть только страны, принятые в МВФ.

В отличие от МВФ банк предоставляет странам-членам кредиты по большей части на осуществление конкретных экономических проектов под правительственные гарантии. Его деятельность преимущественно распространяется на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.11 МБРР не финансирует полностью не одного проекта, ни одной программы, а привлекает к участию в займах частные банки развитых капиталистических государств. Тем самым он способствует их проникновению в развивающиеся страны и гарантирует им участие в прибылях.

С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стали играть Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Парижский клуб был создан в 1956 г. и представляет собой неформальную организацию правительств стран-кредиторов. Клуб занимается вопросами урегулирования государственной задолженности стран и проводит многосторонние переговоры с ними по проблемам реструктуризации  их государственных долгов. Клуб не имеет жесткой организационной структуры, традиционно председателем клуба избирается высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции.

Лондонский клуб объединяет около 600 частных банков-кредиторов, осуществляющих согласование своей позиции по отношению к должникам. Клуб не имеет какой-либо организационной структуры и обычно собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. Соглашение со страной о реструктуризации долга обычно предусматривает выкуп правительством частного долга своих компаний со скидкой либо обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции национальных компаний).

Несколько лет назад президент Эквадора Л. Гутьеррес предложил создать клуб должников в противовес Лондонскому и Парижскому клубам (мол, так нас скорее услышат). А «услышать должников важно, поскольку проблема международной задолженности усугубляется.

Среди валютно-кредитных и финансовых организаций европейских стран следует упомянуть Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

ЕБРР – международная организация, созданная в 1990 году. ЕБРР был образован с целью содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также для поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Европейский банк реконструкции и развития является международной финансовой организацией, которая финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Вкладывая капитал прежде всего в те предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка. Банк содействует развитию предпринимательства и переходу к демократии и рыночной экономике.12

ЕБРР совмещает в себе следующие черты:

1) межгосударственной организации (ЕБРР имеет право заключать  международные договоры; сотрудники банка, а также их семьи обладают дипломатическим иммунитетом; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения, таможенных и иных пошлин и обладают иммунитетом от досмотра и обыска, ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную силу соответствующего судебного решения);

2) инвестиционного банка (т.е. ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных бумаг предприятий, в случаях, если иные методы финансирования являются менее приемлемыми; кроме того, он выступает в качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных проектов, оказывает техническое содействие);

3) коммерческого банка (ЕБРР  вправе привлекать финансовые  средства с мировых финансовых  рынков, с последующим финансированием  финансово-кредитных и иных коммерческих институтов; предусматривается статус ЕБРР как гаранта инвестиционных проектов и займов).

В Венгрии, Чехии, Словении, Польше и Румынии деятельность ЕБРР сосредоточена на оказании содействия приватизации, развитии кредитно-финансового сектора, решении экологических и транспортных проблем, совершенствовании систем телекоммуникаций.

Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров.

В современном мировом хозяйстве международные финансовые организации, призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем, эта их функция неизменно усиливается, также возрастает их значение в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Получение займов и кредитов как у международных финансовых организаций, частных банков, так и по линии государственной экономической помощи породило проблему внешней задолженности развивающихся стран. В последнее время проблема стоит очень остро, но, тем не менее, постоянно предлагаются и приводятся в действие все новые способы по ее решению.

 

3.  ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ.

3.1 Внешний долг зарубежных государств.

 

Для стабильного и устойчивого развития страна должна иметь определенное соотношение между уровнем долга и определенными макроэкономическими  параметрами. К числу таких показателей относятся:

  • отношение обшей суммы долга к ВВП;
  • отношение общей суммы долга к экспорту (индикатор устойчивости долга);
  • отношение величины обслуживания долга к экспортным поступлениям (характеризует текущую тяжесть задолженности).

Считается, что страна может устойчиво развиваться, если отношение объема долга к экспортным поступлениям менее 200%, а текущее обслуживание долга не превышает 20 – 25 %.

Однако показатели устойчивости и текущей тяжести внешнего долга оказывают неодинаковое влияние на страны с разным уровнем развития. Так, согласно оценкам, пороговое значение долга для бедных стран составляет примерно 50 % ВВП по отношению к номинальной сумме долга.

Лидером по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий были США. Достаточно сказать, что если в июне 2005 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составил 13,4 трлн. долл., то в этот период на руках у нерезидентов находилось американских ценных бумаг на 6,8 трлн. долл. (т.е. более половины этих обязательств). Хотя это и не соответствует их экономике, это наглядный пример того, как хорошо можно жить в долг. Но если рассматривать рейтинг по этому показателю в 2012 году, то США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии более чем в 10 раз больше объема ВВП, Великобритании – в 4 раза, Нидерландов и Гонконга – в 3 раза.  Что касается США, то 30 сентября здесь закончился 2012 бюджетный год. Размер внешнего долга на его конец составил 16,066 трлн. долл. За первый день нового года размер долга вырос на 93 млрд. долл. и достиг рекордной отметки в 16,159,487,013,300.35 долл.13

Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель – коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долго- и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 60-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 60-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. 

Информация о работе Характеристика одной из глобальных проблем современной мировой экономики и перспективы ее решения