Финансирование высшего образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования
со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Ведение
Сущность и цели финансовой политики
Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы
Социально-экономические проблемы и ограничения развития
Задачи финансовой политики
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития
Развитие конкуренции в Российской Федерации
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества
Развитие институциональных инвесторов
Реформирование банковской системы
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
Развитие рынка страховых услуг
Развитие малого бизнеса
Оптимизация форм государственного регулирования экономики
Повышение открытости экономики
Поддержка экспорта
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики
Предполагаемые результаты
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 140.71 Кб (Скачать файл)

производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и

15-18 процентов за трехлетний  период (с 2003 по 2005 год) в целом  (в

зависимости от внешнеэкономических  условий). Это позволит рассчитывать на

ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.

Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия

для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в  социальной

сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по

сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения

производительности труда, повышения  минимальных государственных гарантий по

оплате труда и снижения налоговой  нагрузки на фонд оплаты труда реальная

заработная плата возрастет  на 30-34 процента.

Будут созданы предпосылки для  стабилизации численности населения  на основе

как воспроизводственных, так и  миграционных компонентов, преодоления

деформаций в структуре распределения  доходов населения. Ускоренное развитие

сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и

социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни  и

потребления. Более быстрыми темпами  будут расти доходы малообеспеченных

социальных групп. Тем самым  будет создана основа для устойчивого  расширения

массового внутреннего спроса и  перехода в перспективе к потребительски-

ориентированному экономическому росту.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств

будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и

повышению уровня жизни пенсионеров.

Удельный вес населения с  доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25

процентов в 2002 году до 19-20 процентов  в 2005 году.

Прогнозируемое повышение конкурентоспособности  российских товаров и услуг

будет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских

товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и  в

росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта

товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.

Предусматриваемые финансовой политикой  меры по стимулированию инновационной

активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной  стоимости

будут способствовать освоению новых  внешних рынков высокотехнологичной

продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров

возрастет к 2005 году до 9,7 процента и  до 11 процентов в 2008 году против

9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых  условиях 2002 года).

Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости

экономического развития в целом.

Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное

сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть,

позволит добиться дальнейшего  снижения долговой нагрузки, что облегчит

решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В

частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего  продукта

уменьшится до 24-25 процентов к  началу 2006 года, а платежи по обслуживанию

снижения долга не будут превышать  с 2006 года 31 процента доходов

федерального бюджета.

Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения

чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации

импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка

Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму  шестимесячного

импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк

Российской Федерации будет  в состоянии стабилизировать  ситуацию на валютном

рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и

недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного

баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет  за

три года примерно на 20-23 процента, оставаясь  ниже показателей 1998 года.

При этом паритет покупательной  способности в 2005 году будет составлять около

40 процентов от значений номинального  обменного курса.

Переход к рыночным принципам ценообразования  в отраслях естественных

монополий вместе с повышением ликвидности  финансовых и товарных рынков, а

также накоплением стабилизационного  фонда в периоды относительно высоких цен

на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с

последующим снижением до 5-7 процентов  в течение 2006-2008 годов.

Этот процесс будет происходить  на фоне повышения привлекательности  рублевых

активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения

реальных процентных ставок по кредитным  ресурсам. Совокупность

макроэкономических показателей  и результатов институциональных  реформ сделает

возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что

приведет к дополнительному  притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и

позволит повысить устойчивость экономического роста.

Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого

роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее

структуры. Базовым фактором этого  процесса станет повышение привлекательности

секторов с высокой долей  добавленной стоимости для долгосрочных

инвестиционных вложений.

Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий  и

сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут

стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового

внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.

Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового

внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой

структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и

производств, около 30 процентов –  за счет технологических направлений

энергосбережения, а 20 процентов –  благодаря организационно-техническим

мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования

энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации

российской экономики и ухода  от сырьевой специализации. Производство

первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет  до 1575-1625 млн. т в условном

эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза

ниже прироста валового внутреннего  продукта. Прирост производства

электроэнергии составит за тот  же период всего 6-8 процентов.

В экономике произойдет структурный  сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей.

Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве

составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году

это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента

соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в  машиностроении

и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом

опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом,

увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на

рынках товаров длительного пользования для населения.

Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового

внутреннего продукта, прежде всего  за счет развития малого

предпринимательства (в основном в  сферах бытовых услуг, туризма,

профессиональных услуг и в  финансовом секторе) и повышения

конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта

и связи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хочется в общем охарактеризовать цели финансов и финансовой

политики, их основных направлениях и особенностях в России в условиях

кризиса.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация  финансовых

ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей, развития

общества. Изучив теорию и  структуру финансов можно прийти к выводу, что в

современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы

жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных

проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает

хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия  в

правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными

социальными и нравственными  последствиями.

Коренные изменения, внесенные  в механизм государственных финансов.

Формирование доходов  государственного бюджета переведено на налоговую основу;

принципиально изменилась структура  расходов бюджета и система бюджетного

финансирования. Широкое  распространение получила система  внебюджетных фондов.

Анализируя состояние  финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно

сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению

бюджетного процесса в  регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и

их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет

региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется

определению рациональных форм изъятия доходов предприятий  в пользу

государства, а также доли участия населения в формировании финансовых

ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования

финансовых ресурсов путем  их распределения между сферами  общественного

производства, а также  их концентрации на главных направлениях экономического

и социального развития.

    

Список  использованной литературы

 

1.      Общая  теория финансов: Учебник /Л.А.  Дробозина, Ю.Н. Константинова,

Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995

г.

2.      Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 г.

3.      Распоряжением  Правительства РФ от 15 августа  2003 г. N 1163-р «Об

утверждении программа социально-экономического развития Российской Федерации

на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)»

4.      Теория  финансов: Учебное пособие / Н.Е.  Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е.

Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Высшая школа, 1998 г.

5.      Финансы  / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под

ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995 г.

6.      Финансы:  Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:

Финансы и статистика, 1997 г.

    

   


Информация о работе Финансирование высшего образования в РФ