Теоретические основы организации потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной курсовой работы:
• рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования;
• проанализировать виды потребительского кредитования ОАО «Россельхозбанк»;
• выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: изучить сущность кредита и его принципы, рассмотреть понятие потребительского кредита, а так же провести анализ кредитования физических лиц на примере ОАО «Россельхозбанк».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.33 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

 

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального  хозяйства любого развитого государства.

Важнейшая задача банка - это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое.

 Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.

Внедрение новых кредитных  продуктов имеет целью привлечение  большого количества клиентов и удовлетворение потребностей различных слоев населения. Экономическая стабилизация и рост реальных денежных доходов населения в настоящее время позволил банку предложить клиентам привлекательные условия предоставления кредитов и существенно упростить технологию их получения.

Кредитные операции - самая  доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется  основная часть чистой прибыли, отчисляемой  в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.

Банки предоставляют кредиты  различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных  ресурсов. Средства банка формируются  за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве  развитых стран. Кроме того сфера  действия потребительского кредита  намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Потребительское кредитование получило такое широкое распространение  в развитых странах в первую очередь  потому, что посредством использования  данной технологии финансирования покупок  резко расширяется емкость рынка  по целому спектру потребительских  товаров и недвижимости.

В России также наблюдается  стремительный рост потребительского кредитования.

Можно отметить несколько  причин подобного роста:

во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности;

во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как  следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель);

в-третьих, опыт последних  лет показал неэффективность  простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары, услуги и пр.

Таким образом, данная курсовая работа является весьма актуальной.

Цели данной курсовой работы:

    • рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования;
    • проанализировать виды потребительского кредитования ОАО «Россельхозбанк»;
    • выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.

Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: изучить сущность кредита и его принципы, рассмотреть понятие потребительского кредита, а так же провести анализ кредитования физических лиц на примере ОАО «Россельхозбанк».

Объектом исследования является ОАО «Россельхозбанк».

Период исследования – 2010-2012 гг.

Предмет исследования –  финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Россельхозбанк».

Информационной базой  для анализа деятельности банка  послужил Устав ОАО «Россельхозбанк», бухгалтерский баланс, отчет о  прибылях и убытках, рабочие программы и иные документы банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы организации потребительского  кредитования

 

1.1 Сущность кредита,  его принципы и функции 

 

Как экономическая категория  кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных  с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время.

Кредит, выступающий в  денежной форме, нельзя отождествлять  с деньгами. Кредитные отношения  отличаются от денежных:

1) составом участников. В  денежных отношениях участвуют  продавец и покупатель, при этом  стоимость в товарной форме  переходит в денежную. В кредитных  отношениях действуют кредитор  и заемщик, между которыми возникают  отношения по поводу движения  и возврата стоимости (как правило,  в денежной форме);

2) функциями. Деньги выполняют  пять функций, тогда как функции  кредита совсем иные;

3) участием денег и  кредита в самом процессе отсрочки  платежей. Деньги при платежах  в рассрочку проявляют свою суть в момент оплаты обязательств, т.е. на втором этапе, тогда как кредит как экономическая категория - на самом этапе отсрочки.

4) потребительной стоимостью, получаемой участниками отношений.  Деньги как всеобщий эквивалент  обладают всеобщей потребительной  стоимостью, тогда как кредит  удовлетворяет участников в момент  предоставления ссуженной стоимости:  кредитора - получением дохода, заемщика - получением ссуды, здесь действует  лишь единичная потребительная  стоимость. [12]

При анализе сущности кредита  следует различать три элемента:

1) субъект,

2) объект,

3) ссудный процент. [8]

Субъекты кредитных отношений  – это кредитор и заемщик.

Кредитор предоставляет ссуду на время, оставаясь собственником ссуженной стоимости. Для выдачи ссуды кредитору необходимо иметь определенные средства. Их источником могут стать собственные накопления, а также заемные средства, полученные от других хозяйствующих субъектов.

В современных условиях банк-кредитор предоставляет ссуду за счет собственного капитала, привлеченных средств, хранящихся на счетах его клиентов, а также  мобилизованных с помощью эмиссии  ценных бумаг. При размещении ссуженной  стоимости кредитор контролирует ее производительное использование, чтобы  кредит был получен и за него он имел доход.

Заёмщик - сторона по кредитным  отношениям, получающая кредит и принимающая  на себя обязательство возвратить в  установленный срок ссуженную стоимость  и уплатить процент за время пользования  ссудой.

Заемщик получает ссуду и обязуется ее возвратить к обусловленному сроку. Заемщик не является собственником ссуженного капитала, он лишь временный его владелец. Он использует ссуду в производстве или обращении, чтобы извлечь доход, и возвращает ссуду после ее участия в кругообороте и получения дополнительной прибыли. Заемщик платит за кредит ссудный процент, он должен обладать определенным имущественным обеспечением, гарантирующим возврат кредита по требованию кредитора.

Взаимодействие кредитора  и заемщика выступает как единство противоположностей. Как участники  кредитной сделки они заинтересованы друг в друге. В то же время кредитор и заемщик имеют противоположные  интересы: кредитор заинтересован в  получении более высокого процента, а заемщик - в низком проценте. Заемщик  зависит от кредитора, диктующего ему  свою волю.

Объект кредитных отношений  – это ссуженная стоимость.

Ссудный капитал - денежный капитал, имеющий особую форму движения и обладающий определенной спецификой:

  • это капитал - собственность, владелец которой продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное владение;
  • это своеобразный товар, потребительная стоимость которою определяется способностью приносить заемщику прибыль;
  • имеет своеобразную форму отчуждения, т.е. передача его заемщику и возврат кредитору различен во времени;
  • в отличие от промышленного и торгового капитала ссудный капитал всегда выступает в денежной форме.

С развитием кредитных  отношений единственным источником образования ссудного капитала выступают  временно свободные денежные средства государства, юридических лиц и  населения, на добровольной основе передаваемые финансовыми посредниками для последующей  капитализации и извлечения прибыли. [11]

Стоимость ссудного капитала - это способность к обмену между  кредитором и заемщиком, а потребительная стоимость - способность производить  прибыль, часть которой заемщик  отдает кредитору в виде ссудного процента.

Ссудный процент – это  своеобразная цена ссуженной стоимости, передаваемой кредитором заемщику во временное пользование с целью  ее производительного потребления. В отличие от обычного товара, цена которого выражает его стоимость  в денежной форме, ссудный процент  представляет собой иррациональную форму цены, а не действительную цену, поскольку она является условием использования ссудного капитала для  получения прибыли. Эта прибыль, добытая заемщиком, подразделяется на две части: одна присваивается  заемщиком, получившим ссуду, в виде предпринимательского дохода, вторая передается кредитору в виде ссудного процента.

Цена кредита определяется спросом и предложением на рынке  ссудных капиталов и зависит  от следующих факторов:

  • цикличности развития производства (при спаде ссудный процент, как правило, растет, а при подъеме снижается);
  • инфляционного процесса;
  • эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через центральный банк при кредитовании коммерческих банков;
  • динамики денежных накоплений физическими и юридическими лицами;
  • сезонного производства (в России, к примеру, ставка ссудного процента традиционно повышается ближе к осени при необходимости кредитования сельского хозяйства);
  • размеров государственного долга.

На рынке ссудных капиталов  через механизм конкуренции определяется норма ссудного процента, которая представляет собой отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к общей сумме ссудного капитала.

Норма процента зависит от спроса и предложения на рынке  ссудного капитала в каждый момент, а также государственного регулирования. [19]

Кредитные отношения в  экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов.

К принципам кредитования относятся:

  • возвратность;
  • срочность;
  • обеспеченность;
  • платность;
  • целевое назначение. [15]

Рассмотрим подробнее  каждый из принципов.

1. Возвратность означает, что средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата  служат непрерывность кругооборота  средств и их наличие к сроку  возврата ссуды. Кредит как  определенная система экономических  отношений отличается от других  денежных отношений тем, что  здесь движение денег происходит  на условиях возвратности. Следовательно,  в данном принципе заключена  сущность кредитных отношений:  ссуда возвратна и важно обеспечить  возврат средств в установленный  срок.

2. Срочность кредитования  представляет собой необходимую  форму достижения возвратности  кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не  просто возвращен, а возвращен  в строго определенный срок, т.е.  в нем находит конкретное выражение  фактор времени. И, следовательно,  срочность есть временная определенность  возвратности кредита. Срок кредитования  является предельным временем  нахождения ссуженных средств  в хозяйстве заемщика и выступает  той мерой, за пределами которой  количественные изменения во  времени переходят в качественные. Если нарушается срок пользования  ссудой, то искажается сущность  кредита, он теряет свое подлинное  назначение.

3. Обеспеченность ссуд  как принцип кредитной сделки  показывает, что имеющиеся у заемщика  имущество, ценности, недвижимость  или солидный гарант позволяют  кредитору иметь уверенность  в том, что возврат ссуженных  средств будет обеспечен в  срок. Данный принцип подразумевает  реальное обеспечение предоставленных  заемщику ссуд различными видами  имущества или обязательствами  сторон. В качестве обеспечения  своевременного возврата ссуды  кредиторы по договору принимают  в залог поручительство и обязательства  в других формах, принятых практикой.

Кредитор, давая ссуду  в залог, проверяет, обеспечена ли ликвидность  залогового имущества, то есть способность  активов к превращению в деньги. Проверяются так же способность  ценностей к длительному хранению, стабильность цен на заложенное имущество, издержки по хранению и реализации залога. В зависимости от того, насколько заложенное имущество отвечает данным требованиям, определяется объем выдаваемой ссуды.

Информация о работе Теоретические основы организации потребительского кредитования