Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение функций и сущности государственного кредита, его видов, способов управления государственным кредитом а также деятельность Российской Федерации в области государственного кредитования.
При написании работы использовались как обобщающие труды по экономической теории, так и работы, касающиеся собственно проблем государственного бюджета и государственного долга, в том числе и материалы периодической печати.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 5
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 10
2.1. ФОРМЫ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 10
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. 15
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ. 20
ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЁМЩИК, КРЕДИТОР И ГАРАНТ. 22
4.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК. 22
4.2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ГАРАНТ. 24
4.3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК КРЕДИТОР. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ЛИТЕРАТУРА. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

- гарантированные  займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную (номинальную) стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и  выражает денежную сумму, предоставленную  держателем облигации  государству во временное  пользование. Именно эта сумма выплачивается  владельцу облигации  в момент ее погашения  и на нее начисляются  проценты. Однако реальная доходность облигаций  для их держателей может быть выше или  ниже установленного номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации  продаются по курсовой цене, которая отклоняется  от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и  зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень  ссудного процента, время покупки  облигации, степень  насыщенности фондового  рынка государственными ценными бумагами и др.

Другим  видом государственных  займов являются казначейские обязательства, которые  отличаются от облигаций  целями  выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи  облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные  цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или  не выплачивается  вообще, по казначейским обязательствам –  в виде процентов. Облигации могут  быть либо свободно обращаемые или с  ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют  только ограниченный круг обращения и  реализуются только среди населения.

Государственные внутренние займы  классифицируют по нескольким признакам. По праву  эмиссии они делятся  на выпускаемые:

- центральным правительством;

- республиканскими  правительствами;

- местными органами  власти.

Широкое распространение  получила практика выпуска  государственных  займов центральным  правительством. Задолженность  республиканских  и местных органов  власти является, как  правило, незначительной.

По  признаку держателей ценных бумаг займы  могут подразделяться на реализуемые:

- только у населения  (например, Государственный  выигрышный заем 1982 года);

- среди юридических  лиц (Государственный  внутренний 5% заем 1990 года);

- универсальные, т.е.  предназначенные  для размещения  среди физических  и юридических  лиц.

В зависимости от формы  выплаты доходов  выделяют:

- процентные займы  (владельцы получают  твердый доход  ежегодно путем  оплаты купонов  или один раз  при погашении  займа путем начисления  процентов к номиналу  ценных бумаг,  но без ежегодных  выплат). Примером  процентных долговых  обязательств являются  казначейские обязательства  государства и  облигации 5% займа  1990 года.

- выигрышные займы  (весь доход держатели  облигаций получают  в форме выигрышей  в момент погашения  облигаций, причем  доход выплачивается  не по всем облигациям, а только по  тем, которые попали  в тираж). Примером  выигрышного займа  является Государственный  заем 1982 года.

- процентно-выигрышные  займы (условиями  выпуска таких  займов предусматривается  выплата части  дохода по купонам,  а другой части  – в форме выигрышей)

- беспроигрышные займы  гарантируют, что  в течение срока  действия займа  выигрыш упадет  на каждую облигацию.

В настоящее время  процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей  стране не выпускаются.

- беспроцентные (целевые)  займы не предусматривают  выплату процентов,  но гарантируют  получение соответствующего  товара, спрос на  который пока полностью  не удовлетворяется.  Примером является  Государственный  целевой заем 1990 года.

По  срокам погашения  займы делятся  на:

- краткосрочные –  срок погашения  до 1 года;

- среднесрочные –  срок погашения  до 5 лет;

- долгосрочные –  срок погашения  более 5 лет.

По  месту размещения займы подразделяют на:

- добровольные;

- размещенные по  подписке;

- принудительные.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими  учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую ответственность  за уклонение от покупки  облигаций. Займы, размещаемые  среди населения  по подписке с рассрочкой платежа, формально  являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой  массово-политической компанией, которая  делает их по существу обязательными.

Государственные займы могут быть облигационными и  безоблигационными. Облигационные займы  сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные  займы оформляются  подписанием соглашений, договоров, а также  путем записей  в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.

В тесной связи с  государственными займами  находится и вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства –  обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление  безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы.

Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме  процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий  и хозяйственных  организаций в  виду их особого положения  на рынке, не имеют  коммерческой цели, а являются средством  поддержки жизненно важных для народного  хозяйства экономических  структур.

По  гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В России созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

2.2. Международный государственный  кредит.

 

Традиционно международный кредит представлял собой  предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной  страны предприятиям, финансовым институтам  и правительству  другой страны на условиях возвратности, срочности  и платности. Кредиторами  и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного  кредита и перевода валютных ресурсов в  этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных  же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим  источником кредитных  ресурсов стал собственно международный рынок  капиталов, не имеющий  непосредственно  какой-либо национальной принадлежности.

Традиционной  формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой  важный фактор повышения  конкурентоспособности  товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая  часть машин и  оборудования на мировом  рынке продается, как правило, в  кредит. Условия этого  кредита – сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования  рисков - существенно  влияют на конкурентоспособность  товара. Чем продолжительнее  срок кредита, чем  ниже его стоимость (проценты + комиссионные), чем  больше льгот предоставляет  при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность  товара на мировом  рынке.

Старейшая форма внешнеторгового  кредита – фирменные  кредиты. Преимущественно, это ссуды, предоставляемые  экспортером одной  страны импортеру  другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней  торговле. Вплоть до начала 60-х годов  XX века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки: ограниченные сроки кредита (от 1 до 7 лет), сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский  внешнеторговый кредит имеет с позиций  импортера определенные преимущества перед  фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции, более длительные сроки кредита, большие  объемы поставок по кредиту, сравнительно меньшая стоимость  кредита.

Помимо  внешнеторгового  кредита банки  предоставляют своим  контрагентам их других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты  позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в  гораздо более  широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может  осуществлять за счет этого кредита  закупки в любой  стране, где качество и цена окажутся для  него наиболее подходящими. Валютные кредиты  предоставляются  заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты  внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в  свободно конвертируемой валюте.

Международный кредит, прежде всего, предполагает определение  суммы кредита, его  сроков и условий  погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов  страхования кредитного риска. Помимо этого  здесь появляются два важных новых  элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении  кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась  высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты  предоставляются  в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита  осуществляется необязательно  в той же валюте, в которой был  выдан кредит. Например, Россия получает кредиты  в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в  эмиссионном проспекте  при выпуске международных  облигаций. Срок международного кредита зависит  от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции  в международной  торговле каждое государство  стремится создать  условия для повышения  конкурентоспособности  отечественных экспортеров. В этих целях государство  во многих странах  с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в  экспортное кредитование. Происходит это в  разнообразных формах. В одних странах  созданы специальные  государственные  и полугосударственные (смешенные  с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового  кредитования, в других – банковские консорциумы, перед которыми ставится задача создания благоприятных  условий рефинансирования внешнекредитных  операций коммерческих банков в центральном  банке.

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита