Сущность и значение анализа активов и пассивов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследовать в теоретическом плане сущность и значение анализа активов и пассивов коммерческих банков, а также проанализировать на конкретном примере организацию и управление активно-пассивными операциями банка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить активно-пассивные операции и их роль в банковской деятельности;
• Рассмотреть управление активами с точки зрения зарубежного опыта;
• Изучить роль пассивов для коммерческих банков;
• Проанализировать управление активно-пассивными операциями на примере ОАО «Альфа-Банк».

Содержание

Введение 3
Глава I. Активные операции коммерческих банков 7
1.1. Активные операции, их роль и место в банковской деятельности. Экономическая сущность активных операций 7
1.2. Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков в области активных операций 12
Глава II. Пассивные операции коммерческих банков 21
2.1. Пассивные операции, их роль и место в банковской деятельности. Экономическая сущность пассивных операций 21
2.2. Роль пассивных операций для коммерческих банков 25
Глава III. Анализ деятельности ОАО «Альфа-Банк» 40
3.1. Цель, задачи, основная деятельность ОАО «Альфа-Банк» 40
3.2. Анализ управления активно-пассивными операциями ОАО «Альфа-Банк». Мероприятия по улучшению эффективности 42
Заключение 60
Список литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

диплом окончательный вариант.doc

— 920.50 Кб (Скачать файл)

2.Выбирать оптимальные  пропорции между величинами депозитов,  заемных средств и капитала, обеспечивающие желаемый уровень стабильности фондов так, чтобы банк мог позволит себе держать высокодоходные активы, которые обычно требуют инвестиций на более длительные сроки при более высоком уровне риска.

В результате нововведений была выработана стратегия управления пассивами.8 Ее целью было установление контроля над источниками средств банка, аналогично контролю над активами. Главным рычагом управления являлись цены, в том числе величина процентной ставки, и другие условия, которые банк предлагал депозиторам и кредиторам, чтобы обеспечить желаемый объем, структуру и издержки фондов. Столкнувшись с повышенным спросом на кредит, банк мог просто увеличить предлагаемую ставку по депозитам и заемным средствам денежного рынка по сравнению с конкурентами и получить дополнительные фонды. Банк, перенасыщенный фондами, но обладающий немногими прибыльными направлениями их использования, мог сохранить свою депозитную ставку неизменной или даже снизить ее, давая конкурентам преимущества по привлечению средств на денежном рынке.

Суть банковской деятельности заключается в привлечении свободных средств юридических и физических лиц и размещении их с наиболее высокой доходностью при наименьшем риске. Так как доходность прямопропорциональна рискованности различных банковских инструментов, необходимо проанализировать структуру активов банка. Кроме рисков, подстерегающих банки при осуществлении активных операций, существуют риски пассивных операций, в основном связанные с зависимостью банка от заемных средств. С целью определения этой зависимости необходимо проанализировать структуру пассивов банка.

2.2. Роль пассивных  операций для коммерческих банков

 

Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с  их помощью банки приобретают  кредитные ресурсы на денежных рынках.

Существуют  четыре формы пассивных операций коммерческих банков:9

а) взносы в уставный фонд (продажа паев и  акций первым владельцам);

б) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

в) депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);

г) внедепозитные операции.

Пассивные операций позволяют привлекать в  банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций (а, б) формируется первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две формы (в, г) пассивных операций образуют вторую крупную группу ресурсов — заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

Собственные ресурсы банка представляют собой  банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеет особую специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Значение собственных ресурсов банка прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания, оборудование, зарплата), без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Структура собственных средств разных банков неоднородна. Они включают: уставный капитал; добавочный капитал; резервный фонд, фонды специального назначения и др., а также нераспределенную прибыль.

Привлеченные  средства банков покрывают около 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно высока. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

К пассивным  кредитным операциям прежде всего  относятся депозитные операции.

Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пассивов.

В качестве субъектов депозитных операций могут  выступать: государственные предприятия и организации; государственные учреждения; кооперативы; акционерные общества; смешанные предприятия с участием иностранного капитала; партийные и общественные организации и фонды; финансовые и страховые компании; инвестиционные и трастовые компании и фонды; отдельные физические лица и объединения этих лиц; банки и другие кредитные учреждения.

Объектами депозитных операции являются депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк, на определенное время оседаемые на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций.

По срокам депозиты принято подразделять на две  группы: депозиты до востребования; срочные  депозиты (с их разновидностями —  депозитными и сберегательными сертификатами).

Срочные банковские депозиты — это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный  в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада.10

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрального банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций.

Привлеченные  средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей его собственные средства. Фактически привлеченные средства — это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.

К привлеченным средствам банка принадлежат  остатки средств на текущих, бюджетных и расчетных счетах клиентов, сберегательные и срочные вклады физических и юридических лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а также средства на корреспондентских счетах других банков (лоро-счета). В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства — депозитными обязательствами.

Целью банковского  менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления — стоимость привлеченного средства и их объем.

Для обеспечения  желательной структуры, объемов  и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения  средств, вообще сводящиеся к двум группам  — ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

Сущность  ценовых методов состоит в  использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в  конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.

Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как проведения лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.

Неценовые методы управления основываются на маркетинговых исследованиях того сектора рынка, который обслуживается банком, в изучении потребностей клиентуры, в разработке новых финансовых инструментов и операций, предлагающихся клиентам. В целом применение неценовых методов требует некоторых (иногда и значительных) затрат. Поэтому выбирая метод управления привлеченными средствами, менеджмент банка должен сравнить затраты, связанные с повышением депозитной ставки, и затраты, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.

Быстрое развитие неценовых методов  управления наблюдалось в США после принятия в 1933 году Закона Гласса-Стигалла, которым запрещались выплаты процентов по чековым счетам и централизованно устанавливалась верхняя граница депозитных ставок. Целью таких ограничений была защита банков от чрезмерной конкуренции в сфере привлечения средств, которая будто бы могла привести их к банкротству. Но, как показала практика, такое регулирование не дало желательных следствий и конкурентная борьба продолжалась средствами установления скрытых ставок и поиска новых методов привлечение средств, таких как выпуск коммерческих бумаг. Лишь в 1980 году Конгресс США принял Закон про дерегулирование депозитных учреждений, которым снимались ограничение относительно уровня выплат по депозитам. Итак, объективная необходимость поиска новых источников и способов финансирование оказывала содействие усовершенствованию неценовых методов управления привлеченными средствами.

В практике работы коммерческих банков преимущество имеют ценовые методы управления, поскольку депозитные ставки не подлежат регулированию и устанавливаются менеджментом банка самостоятельно в зависимости от потребности в привлеченных средствах. Неценовые методы управления еще недостаточно популярны в отечественной банковской практике, но обострение конкурентной борьбы и снижения общего уровня доходности побуждает банки к поискам новых приемов поощрения клиентов.

Банки устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от вида депозитного счета, срока размещения средств на депозите и суммы вклада. Ценообразование по депозитным обязательствам банка основывается на анализе соотношений между депозитной ставкой, отображающей рыночную стоимость привлечения средств, и затратами банка, связанными с обслуживанием каждого вида депозитных счетов. Если операционные затраты банка по счету значительные, к примеру, для расчетных счетов клиентов, то ставка будет низкой, или вообще проценты не будут выплачиваться. Иногда банк покрытие затрат на обслуживание депозита перекладывает на клиента, взимая фиксированное комиссионное вознаграждение или устанавливая стоимость проведения каждой операции по счету и одновременно выплачивает проценты за остаток средств на клиентском счете.

На уровень депозитной ставки влияют такие факторы, как спрос и  предложение денежных средств на рынке, уровень ликвидности банка, структура и условия вклада, правила учета и налогообложения доходов и т.п. Но в основу формирования депозитных ставок положено определение базовой рыночной ставки, показывающей тот минимальный уровень доходности, удовлетворяющий инвестора в случае вложения собственных средств в конкретный банк11.

На уровень базовой депозитной ставки влияют основные факторы:

  • реальные темпы экономического роста в стране;
  • ожидаемый уровень инфляции на протяжении периода вкладывания средств;
  • риск невозвращения средств, которое связывается с конкретным банковским учреждением.

По экономическому содержанию процентная ставка — это стоимость (цена) денег на протяжении времени, отображающем альтернативные варианты их помещения и риски. Депозитная ставка является компенсацией собственнику временно свободных денежных средств за их использование на протяжении определенного периода времени.

Традиционным источником формирования ресурсов банка являются вклады клиентов, но с расширением банковской деятельности возникает потребность в поиске новых путей роста ресурсной базы. Если имеющихся привлеченных средств недостаточно для проведения всех активных операций, которые намеревается осуществить банк, то можно или отказаться от операции, или позаимствовать ресурсы на рынке.

Операцию заимствования средств называют куплей фондов, а источника заимствования — недепозитными обязательствами банка. Особенностью заимствованных средств является то, что в процессе их формирования инициатором выступает банк, тогда как при создании депозитной базы инициатива принадлежит клиентам. Если речь идет о заимствовании, банк самостоятельно определяет, сколько и на какой период нему нужно средств, а в процессе привлечения вкладов их сумма и сроки определяются клиентами, учитывая собственные потребности.

Развитию подходов к управлению недепозитными источниками средств банка оказала содействие концепция приоритетных отношений с клиентами, получившая развитие в 70-е годы. К тому времени банковская практика развитых стран убедительно показала, что банк должен предоставлять клиентам все кредиты, несущие чистую прибыль. В таком случае задача менеджеров — обеспечить достаточный объем кредитных ресурсов и поддержать нормативы ликвидности. При таком подходе решения о предоставлении займов принимается раньше, чем решение о формировании ресурсов. Если имеющихся средств недостаточно, то менеджер вынужден искать наиболее дешевый и доступный источник быстрого их пополнения. С этой целью он выходит на финансовый рынок и покупает фонды, то есть заимствует временно свободные средства у других участников.

Информация о работе Сущность и значение анализа активов и пассивов коммерческих банков