Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа
Целью данной работы является общий обзор деятельности небанковских финансовых организаций, истории развития и современного состояния, выявление существующий проблем в деятельности данных структур, а также возможных путей их решения. Задачи данной курсовой работы:
− рассмотреть сущность и типологию небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть специфику небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть и проанализировать формирование и деятельность небанковских финансовых организаций существующих в Республике Беларусь.
Сейчас в Беларуси работает 25 страховых компаний. По состоянию на 01.04.2012г. собственный капитал страховых организаций республики составил 2 909,2 млрд р. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в действующих ценах на 922,6 млрд р., или на 46,4 %. Уставной капитал составляет 1 807,9 млрд р., или 62,1 % от величины собственного капитала.
Страховая премия (страховой взнос) — плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. За 1 квартал 2012 года страховыми компаниями получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 893,2 млрд р. Прирост поступлений за 1 квартал 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в действующих ценах составил 514,4 млрд р., или 135,8 %.
В первом квартале 2012 года размер страховых взносов в рамках обязательного и добровольного страхования в Беларуси различался всего на 1%. Однако страховые выплаты по обязательному страхованию составляют 55% от общего размера выплат, а по добровольному −всего 45%.
По добровольным видам
В структуре поступления
страховых взносов по
По обязательным видам страхования получено страховых взносов 455,6 млрд р. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 51,0% (за 1 квартал 2011 года – 48,4%), из них личное страхование – 36,5% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 7,4%, страхование ответственности – 56,1%.
Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике за 1 квартал 2012 года составили 457,1 млрд р. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 45,0%, обязательных видов страхования – 55,0%.
Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 1 квартал 2012 года составил 51,2 % (за 1 квартал 2011 года – 57,5 %).
В структуре страховых выплат
по добровольным видам
По обязательным видам страхования страховые выплаты составили 251337720 тыс. р. Из них на выплаты по личному страхованию приходится 40% от суммы страховых выплат по обязательным видам страхования, имущественное – 3%, страхование ответственности – 57%.
Страховые резервы − особые фонды страховщика, предназначенные для выполнения им принятых обязательств по выплатам страхового возмещения (страхового обеспечения), которые должны быть произведены при наступлении страховых случаев.
Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.04.2012г. составила 1906,2 млрд р. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 1514,3 млрд р., а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни – 391,9 млрд р. (на 01.04.2011г. – 812,0 млрд р. и 284,9 млрд р. соответственно). Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 1 квартал 2012 года составила 125,1 млрд р.
Страхование в первом квартале 2012 года было прибыльным для абсолютного большинства страховых компаний. Совокупная чистая прибыль страховых компаний на 1 апреля 2012 года составила 165740,1 млн бел. р.
Данные о прибылях и убытках, о выплаченных страховых возмещениях, о поступивших взносах по договорам прямого страхования и перестрахования по каждой страховой организации, осуществляющей свою деятельность на территории Республики Беларусь , отдельно представлены в приложении А.
Отчетливо видно, что «большая тройка» (Белгосстрах, Белэксимгарант и Белорусская национальная перестраховочная организация) владеет подавляющей частью (76%) совокупного капитала всех страховых компаний страны.
При этом наибольший капитал
среди всех страховых
На третьем месте по величине собственного капитала находится Белорусская национальная перестраховочная организация, капитал которой оценивается в 520,6 млрд бел. р.
Капитал остальных страховых
организаций значительно
Наибольшие страховые премии смог получить Белгосстрах, с учетом перестрахования компания смогла привлечь взносов на сумму 434,4 млрд бел. р., что составляет 48,2% от совокупного размера страховых взносов во все страховые организации Беларуси. Белгосстрах на 1 апреля получил страховых премий на 34,4% (или на 285,2 млрд бел. р.) больше, чем по данным на 1 января 2012 года.
ТАСК по-прежнему находится на 2 месте по величине страховых премий. Компания на 1 апреля 2012 года получила страховых взносов на 33,9% (на 47,7 млрд бел. р.) больше, чем по данным на 1 января 2012 года. Однако доля страховых премий ТАСК по отношению к совокупной величине страховых взносов во все белорусские страховые компании сократилась с 8,3% в январе до 8% в апреле 2012 года.
Самой прибыльной компанией в первом квартале стал Белгосстрах, чистая прибыль которого составила 54828,9 миллионов бел. р. или 33,1% от чистой прибыли всех страховых организаций Беларуси.
На втором месте по размеру
прибыли находится Белорусская
национальная перестраховочная
организация, чистая прибыль
Совсем немного от
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011 - 2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики предполагается осуществить путем достижения следующих стратегических целей:
− развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;
− повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;
− максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).
Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих:
− повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;
− обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;
− формирование среды добросовестной конкуренции;
− совершенствование законодательства о страховании;
− переход на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора;
− развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.
Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.
Таким образом, практически все компании по итогам квартала стали прибыльными. В число лидеров по основным показателям деятельности страховых организаций входят Белэксимгарант, Белорусская национальная перестраховочная организация, Стравита, Би энд Би иншуренс Ко, ТАСК, Промтрансинвест, Белнефтестрах, Белкоопстрах. Но безусловным лидером по всем основным показателям деятельности страховых организаций является Белгосстрах, который осуществляет страхование имущества граждан (приложение Б),обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также добровольное страхование физических и юридических лиц. Белгосстрах оказывает более 100 вариантов услуг страхования по 74 видам добровольного и обязательного страхования.
В данной работе были рассмотрены не все виды небанковских финансовых организаций, так как их довольно большое количество и далеко не все они представлены на рынке кредитных услуг в Республике Беларусь.
Из данного небольшого обзора видно, что небанковские кредитно-финансовые организации играют очень важную роль в кредитной системе любого государства. В странах с развитым рыночным механизмом хозяйствования данные структуры уже очень давно проникли на рынок и успели даже создать себе прочный фундамент для дальнейшего развития.
Однако, как видно из первой главы, ни один источник не дает точной трактовки понятий каждого из видов небанковских кредитно-финансовых организаций. В связи с этим возникают некоторые сложности в понимании сущности данных структур, а также видов их деятельности, так как некоторые организации в одном государстве могут выполнять несколько видов операций на кредитном рынке, в то время как в другом государстве эти операции выполняют разные структуры. Это связано с расширением видов выполняемых операций.
Безусловно на все вышеперечисленное оказывает огромное влияние и развитость рынка небанковских услуг.
В Республике Беларусь данные организации, по понятным причинам, появились не так давно и многие из них только сейчас начинают осваивать рынок, либо же вообще только проникать на него.
Однако в нашей стране уже разработана достаточно устойчивая нормативная база, регламентирующая деятельность небанковских кредитно-финансовых организаций. В то же время существует и ряд недоработок. В частности они связаны с проведением страховых операций, о которых упоминалось в третьей главе. Однако в ближайшее время предусмотрено внесение поправок в ряд нормативных актов с целью улучшения условий деятельности данных структур. В тоже время в законодательстве прописано, что Национальный банк имеет право устанавливать для небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные условия заключения сделок с клиентами. С одной стороны данный пункт себя оправдывает в сделках социальной значимости. Однако, в условиях рынка это является прямым вторжением в деятельность структур кредитного рынка, что может вызвать негативные последствия и определенную долю зависимости от государственных структур.
Относительно страховых компани
.
В нашей стране еще существует проблема с объемом предоставляемых страховых услуг. В первую очередь это связано с нехваткой средств для расширения страховой деятельности. Решить данную проблему компаниям самостоятельно крайне сложно. Поэтому одним из наиболее вероятных способов решения проблемы финансирования может стать привлечение иностранных инвесторов для расширения существующего и организации нового перечня услуг.
Одним из способов решения
данного вопроса является
Для развития данного сектора экономики нужно сделать очень много шагов прежде всего в законодательной сфере. Безусловно, что деятельность небанковских финансовых организаций должна быть строго регламентирована. Однако вслед за появлением новых нормативным актов, занимающихся регулированием деятельности данных структур, появляются новые проблемы, связанные с трактовкой понятий в нормативно-правовых актах. Безусловно, в один шаг прийти к желаемому результату невозможно, необходимо пройти очень долгий путь проб и ошибок, прежде чем чего-то достигнуть.
1 Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Тарасова. – Минск: Мисанта, 2003. – 511 с.
2 Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2007. – 297 с.
3 Банковский кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по состоянию на 17.07.2006 г. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 199 с.
4 Деньги, кредит, банки : учеб.-метод. комплекс для студентов эконом. специальностей / сост.: Б.Н. Желиба, И.Н. Кохнович. – Минск : Изд-во МИУ, 2005.
5 Постановление. Об утверждении положения о порядке проведения ломбардных операций: утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 1994 г. N 353. – Минск.
6 Инструкция о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. №175: текст по состоянию на 01.01.2012 г.− Минск.
Информация о работе Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты