Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – осветить основные причины возникновения мировых финансовых кризисов, оценить их влияние на различные сектора экономики и государство в целом, определить необходимые меры по преодолению кризисов и возможные последствия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Мировые финансовые кризисы: понятие, причины, последствия...........................................................................................5
Понятие мирового финансового кризиса…….…………………….....5
Причины и способы проявления мировых финансовых кризисов.....9
Возможные последствия мирового финансового кризиса для государства……………………………………………………………15
Влияние мирового финансового кризиса на финансовый и реальный сектор экономики…………………………………………….....................…20
Подходы к преодолению мирового финансового кризиса........................………………………………………………....20
Оценка степени влияния мирового финансового кризиса на финансовый сектор экономики………………………………………23
Влияние мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики……………………………………………………………..27
Антикризисная политика………………………………….........31
Мировой финансовый кризис как последствие финансовой глобализации………………………………………………………….31
Меры, применяемые правительствами ведущих экономик мира...37
Перспективы преодоления мирового финансового кризиса...…….44

Заключение…………………………………………………………...48

Список использованных источников........................................................51

Приложение 1..............................................................................................53

Приложение 2..............................................................................................55

Приложение 3..............................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 160.52 Кб (Скачать файл)

Созданная мировая финансовая система, в которой поначалу не принимали  участие из тогдашних держав-победителей лишь СССР и Китай, обеспечивала жесткую привязку валют стран-участниц к доллару США, выступившего с того времени как основная мировая, резервная валюта, который сам поддерживался золотом по довоенному курсу —35 долларов за тройскую унцию при том, что доллар эмитировался только США и обеспечивался американским золотом, накопленным в результате оплаты поставок ими вооружений союзникам. МВФ и Мировой банк, в котором ведущая роль принадлежала тем же США, обеспечивали функционирование созданной системы, следя за установленным валютным паритетом и оказывая содействие в его поддержании, а также помощь в послевоенном восстановлении экономики и развитии мировой торговли и связанных с этим расчетах.

Положение стало кардинально  меняться в 70—е годы, когда президент  США Р.Никсон в результате возросшего торгового и платежного дефицита и огромных расходов на вьетнамскую войну и гонку вооружений сначала поднял цену золота, а затем вообще отказался от обмена доллара на золото, что в 1975 г. было закреплено в уставе МВФ на конференции в Ямайке. Это положило конец твердым обменным курсам валют, переведя их на режим свободного плаванья. С тех пор восторжествовала система дерегулирования международных финансовых отношений и экономического развития в целом, считающаяся англо-саксонской новацией, к которой затем нехотя и с оговорками подключились Западная Европа и Япония. При этом США де-факто сохранили за долларом положение главной резервной мировой валюты, в которой производятся расчеты по экспортно-импортным операциям, прежде всего по сырьевым товарам, хранятся валютные резервы стран, что позволяет США как основному импортеру и инвестору пускать в мировой оборот столько долларов, сколько они сочтут целесообразным, обеспечивая их стоимость ничем иным, кроме как своим авторитетом и могуществом[11,c.7].

Поскольку мировые валюты стали плавать, т.е. изменять произвольно  свой курс, это увеличило риск производных валютных операций и потребовало создания инструментов хеджирования. Автором новации стал в 1972 г. чикагский юрист Л.Меламед, на идеях которого и специализировалась чикагская товарная биржа, став мировым центром оборотов с фьючерсами. За ними последовали другие производные финансовые инструменты, которые наводнили мировые финансовые рынки и стали в силу их слабого правового регулирования одной из причин их волатильности и открытости для неожиданных подъемов и спадов.

Одновременно в том же Чикаго М.Фридмэном и его учениками была основана чикагская школа экономистов, не согласных с кейнсианской теорией о государственных интервенциях в экономику. Они провозгласили примат свободного от бюрократического вмешательства рынка лучшим средством финансового, а следом за ним и экономического роста и обогащения. Практически параллельно Р.Рейган в США и М.Тэтчер в Англии поддержали те же идеи, провозгласив курс неоконсервативного либерализма, якобы способного обеспечить ускоренный рост, сократив государственную собственность и вмешательство в экономику, укрепив режим частной собственности и сделав ее достоянием широкого круга граждан, прежде всего домовладельцев и игроков на бирже, оградив их тем самым и от левых влияний.

Указанный курс дал неоднозначные результаты. Всемерное дерегулирование финансовых операций, в тандеме с широко рекламированным тридцатилетним экономическим ростом, стремительным наращиванием биржевых оборотов и спекуляций, смещением традиционного банковского кредитования в сферу секюритизации операций при интеграции коммерческой и инвестиционной деятельности, широким выходом последней на мировой рынок при вовлеченности в нее институциональных инвесторов и многократном возрастании для страхования от связанных с этим рисков все новых производных финансовых инструментов, сопровождалось периодическими финансовыми сбоями. Достаточно указать на так называемый Big Bang и стагфляцию 70-х - 80-х годов или плачевные финансовые результаты "Великой модернизации" на рубеже веков, растущей волатильностью всей мировой финансовой системы, как она сложилась и функционировала после ее перевода на плавающие курсы валют при всемерном дерегулировании банковской деятельности[18].

Хотя и в  этот период видные ученые и специалисты выражали тревогу, в эффективность нового курса продолжали верить крупнейшие представители финансового мира, включая ныне критикуемого «знаменитого» руководителя Федеральной резервной системы США в 1987-2006 годах А.Гринспэна, который, признавая рискованность новых заемных операций, приносящих высокую прибыль, тем не менее, считал действенными применяемые механизмы распределения риска, пусть даже и ущерб экономической стабильности, особенно в глобальном измерении.

Открытие национальных  экономик для движения своего и иностранного капитала, признаваемое неолибералами важнейшей предпосылкой оптимизации его использования в глобальных масштабах, усиливает, как показывает практика последних десятилетий, уязвимость национальной экономики по отношению к периодически возникаемым финансовым кризисам, составляющим неотъемлемый элемент рыночной экономики капитализма на всех стадиях его развития. После относительно благополучного периода начала 1990-х годов разразилась череда финансовых кризисов, от которых пострадали многие крупнейшие нарождающиеся рынки, уплатив тем самым тяжелую дань активному вовлечению без надлежащей подготовки в процесс финансовой глобализации. Наиболее крупными и тяжелыми по своим последствиям из них стали мексиканский /1994 г./, азиатский /1997-98 гг./, российский /1998 г./, бразильский /1999 г./, турецкий /2000 г./ и аргентинский /2001 г. с продолжением/[11,c.11].

Для всех этих кризисов характерны и общая природа, и национальная специфика. Во всех случаях в их основе лежит сочетание ошибочности внутренней экономической политики и изъянов национальных финансовых систем с неуправляемостью и произвольностью движения международного капитала, особенно краткосрочного, спекулятивного, способного под влиянием ожидаемой повышенной доходности либо реальных или мнимых угроз своему сохранению как массово притекать на данный рынок, так и еще в большей степени его покидать, обрекая его на неминуемый кризис, особенно если национальные рычаги и регуляторы не срабатывают, а внешняя помощь отсутствует или недостаточна.

Финансовые кризисы в  развивающихся и нарождающихся  экономиках не приняли глобального  характера, и их удалось локализовать, хотя сохраняется опасность трансформации  локальных сбоев в глобальные катаклизмы, что в полной мере продемонстрировал  ипотечный кризис осени 2008г. в США.

 

 

3.2 Меры, применяемые правительствами ведущих экономик мира

 

Сначала рассмотрим программу  антикризисных мер правительства  РФ.

Основные направления мероприятий  по борьбе с кризисом можно свести к следующим:

1. Усиление социальной защиты  населения и создание рабочих  мест. Для этого предусматривается повышение размера пособий по безработице в 1,5 раза и пенсий на 30%, проведение опережающего обучения, профессиональной переподготовки и повышение квалификации, уменьшены квоты на привлечение иностранной работников.  Для тех, кто временно потерял работу, есть возможность реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам через Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРЖК). Среди мер по поддержке студенчества можно выделить эксперимент получения образовательного кредита по «низкой» процентной ставке (11,5%), фиксация в рублях стоимости на весь срок обучения.

2. Стимулирование внутреннего спроса  на продукцию российских предприятий. В 2009 г. возрастет объем государственного заказа на продукцию и услуги отечественных компаний. В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России. 12,5 млрд. руб. планируется потратить на закупку автомобилей, произведенных в России, для органов исполнительной власти всех уровней[19].

В Программе предусмотрены меры по стимулированию развития малого бизнеса и поддержке инновационной активности в экономике. Государство планирует вкладывать средства в создание бизнес-инкубаторов, гарантийных и венчурных фондов, в развитие программ льготного кредитования малого бизнеса (например, в рамках программы Внешэкономбанка будет выделено до 30 млрд. руб.). Отмечены некоторые точки роста для экономики: энергосберегающие технологии, программы внутреннего туризма, разработка Глобальной навигационной системы. Основной акцент также будет сделан на поддержание двух отраслей – автомобилестроения и жилищного строительства, т.к. они имеют значительный мультипликативный эффект на развитие смежных сфер экономики. Будут субсидироваться проценты по кредитам для сельскохозяйственных предприятий, по проектам создания рыбоперерабатывающей инфраструктуры и модернизации судов. 

3. Снижение налоговой  нагрузки на бизнес и население. В частности, с 2009 г. сокращена ставка налога на прибыль с 24 до 20%. Также предприятия смогут уменьшить налогооблагаемую базу на сумму средств, инвестируемых в оборудование (единовременное списание по амортизации увеличено с 10 до 30% стоимости), на сумму обучения своих сотрудников в полном объеме, на величину процентов по кредитам (норматив вычета увеличен до 1,5 ставки рефинансирования ЦБ в рублях и 22% в валюте). Все это будет способствовать увеличению объема денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий и населения, что в свою очередь, будет стимулировать спрос.

4. Уменьшение административного  давления на бизнес. Будет продолжена работа по борьбе с коррупцией, включая упрощение различных процедур получения разрешений и лицензий, повышение доступности информации. Устанавливаются льготные тарифы на присоединение к электрическим сетям (550 руб. для маломощных подключений).

5. Повышение устойчивости национальной финансовой системы. На рефинансирование банковской системы в 2009 г. будет выделено (в основном, за счет ресурсов Центрального Банка) около 1 трлн. руб., включая 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку,  225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

Основные расходы по реализации программы представлены в Таблице 3 (см. Приложение 1)[18].

Однако, не смотря на применяемые  меры, число официально зарегистрированных безработных уже в марте составило 2,2 млн. человек (см. Приложение 2) и превысило прогноз на этот период. Реальная безработица, по данным Росстата, почти в три раза выше — 6,4 млн. человек, или 8,5% экономически активного населения. По этому показателю Россия опережает Японию (4,4%) и Германию (7,4%) и догнала США и Францию.

Далее рассмотрим меры, применяемые  правительством США. Программа антикризисных мер США, подписанная в феврале текущего года президентом Бараком Обамой, называется  План американского восстановления и реинвестирования (American Recovery and Reinvestment Act). На реализацию поставленных целей будет направлено 787 млрд. долл. (см. Приложение 2). Мероприятия, предусмотренные Планом, позволят:

  1. Сохранить и создать 3 млн. рабочих мест.
  2. Модернизировать систему здравоохранения, включая повсеместное введение компьютерного учета для снижения риска медицинских ошибок.
  3. Наладить производство энергии из альтернативных источников, до увеличения ее объема в 2 раза за 3 года.
  4. Реконструировать 75% зданий, находящихся в федеральной собственности, включая школы, и 1 млн. частных домов.
  5. Увеличить финансирование системы грантов для 7 млн. студентов, снижение налогов по оплате за обучение.
  6. Провести широкомасштабные инвестиции в инфраструктуру, включая строительство и реконструкцию дорог, мостов, дамб, системы общественного транспорта, реновацию железных дорог, обновление аэропортов.
  7. Получить 800 долл. на каждое из 129 млн. работающих домохозяйств в качестве налогового освобождения (кредита) и снизить налоги для семей за счет увеличения налогового вычета на детей.
  8. Обеспечить беспрецедентный уровень прозрачности, мониторинга и ответственности[18].

   Важно также отметить, что программа разработана на 3 года, до 2011 г.

Наряду с антикризисной  программой Обамы, в октябре 2008г. был  принят Антикризисный план Полсона (The Troubled Asset Relief Program, TARC). Он предусматривал выделение 700 млрд. долл. для выкупа проблемных, т.е. неликвидных банковских активов и капитала. На спасение от банкротства страхового гиганта AIG (American Insurance Groupe) на март  2009г. потрачено уже порядка 170 млрд. долл. из федеральной казны. В январе текущего года министерство финансов заявило о выделении 20 млрд. долл. Bank of America (BofA) в обмен на привилегированные акции, а также о предоставлении государственных гарантий на активы банка общей суммой $118 млрд. В рамках данной программы была оказана поддержка двум из трех крупнейших автопроизводителей страны, GM и Chrysler, компании уже получили кредиты на 13,4 млрд. и 4 млрд. долл. соответственно[18].

Самые крупные вливания в  экономику были произведены еще  до разработки Плана Полсона. В сентябре 2008 два крупнейших ипотечных агентства Fannie Mae и Freddie Mac, обладающие половиной ипотечного рынка США в размере 12 трлн. долл., были национализированы государством. Покупка привилегированных акций агентств обошлись налогоплательщикам США в 238 млрд. долларов.

Правительство Германии поддержало законопроект, позволяющий государству  национализировать банки, которым  угрожает банкротство. Для спасения мюнхенского ипотечного банка Hypo Real Estate Holding AG, работающего на рынке  недвижимости, Правительство Германии приобрело 8,7% его акций на сумму 60 млн. евро. До этого на поддержку  уже выделялось 62 млрд. евро в 2008 г.

Помимо этого, в марте 2009г. Правительство Германии утвердило новые правила, касающиеся ограничения зарплат топ-менеджеров. Теперь вознаграждение руководства будет ставится в зависимость от долгосрочного успеха возглавляемого им акционерного общества. Члены правления смогут продать имеющиеся в их распоряжении акции, которые являются частью вознаграждения, только через 4 года после приобретения, вместо 2 лет, как было ранее.

Снижена в 2 раза компенсация  при покупке нового автомобиля. Раньше, сдав машину старше 9 лет, автовладелец получал от государства 2500 евро при  покупке новой.

Предоставление прямой помощи производителям в Германии ведется  не в таких масштабах, как в  США. Например, в марте 2009г. было отказано оказание прямой финансовой помощи известному немецкому автопроизводителю - концерну Opel, входящему в американскую компанию General Motors. Правительство пояснило, что в случае выделения 3 млрд. евро нет гарантий сохранения рабочих мест в стране. Деньги могут уйти в США.

Правительство Франции также прибегает  к прямой помощи для системообразующих  компаний. Так в феврале 2009г. оно оказало финансовую поддержку крупнейшим автопроизводителям страны – альянсу PSA  Peugeot   Citroen  и Renault. Корпорации получат средства в размере 6 млрд. евро под 6-7%, тогда как ставки банков составляют 11-12%.  В обмен производители гарантируют не закрывать заводы, отказаться от сокращения сотрудников на время выплат по кредиту, обязуются уменьшить дивиденды и сократить премии высшему руководству.

Информация о работе Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики