Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – осветить основные причины возникновения мировых финансовых кризисов, оценить их влияние на различные сектора экономики и государство в целом, определить необходимые меры по преодолению кризисов и возможные последствия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Мировые финансовые кризисы: понятие, причины, последствия...........................................................................................5
Понятие мирового финансового кризиса…….…………………….....5
Причины и способы проявления мировых финансовых кризисов.....9
Возможные последствия мирового финансового кризиса для государства……………………………………………………………15
Влияние мирового финансового кризиса на финансовый и реальный сектор экономики…………………………………………….....................…20
Подходы к преодолению мирового финансового кризиса........................………………………………………………....20
Оценка степени влияния мирового финансового кризиса на финансовый сектор экономики………………………………………23
Влияние мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики……………………………………………………………..27
Антикризисная политика………………………………….........31
Мировой финансовый кризис как последствие финансовой глобализации………………………………………………………….31
Меры, применяемые правительствами ведущих экономик мира...37
Перспективы преодоления мирового финансового кризиса...…….44

Заключение…………………………………………………………...48

Список использованных источников........................................................51

Приложение 1..............................................................................................53

Приложение 2..............................................................................................55

Приложение 3..............................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 160.52 Кб (Скачать файл)

Аналогичные метаморфозы  происходили и в иных государствах, переживавших кризис. К примеру, исследование Центра Стратегических и Международных Исследований было посвящено влиянию финансового кризиса на качество государственного управления Индонезии. Этот кризис привел к уходу из власти генерала Сухарто, который бессменно правил страной в 1966-1998-е годы и проведению первых демократических выборов. Во власть, впервые за долгое время, пришли многие патриотично настроенные профессиональные управленцы из сферы бизнеса. При оценке качества индонезийского госуправления использовались соответствующие рейтинги Всемирного Банка - сравнивались докризисный 1996-й и послекризисный 2005-й год. Как оказалось, рейтинг 2005 года оказался хуже практически по всем статьям, небольшой прогресс был отмечен в деле борьбы с коррупцией и обеспечения власти закона. Более того, во время кризиса уровень концентрации власти в стране снизился, а после его окончания - вновь вернулся к уровню эпохи Сухарто[18].

В условиях экономического кризиса государственные институты  часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним проявлением  экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Нынешний экономический  кризис также негативно отражается на экологической политике, например, на перспективах борьбы с глобальным потеплением и развитием альтернативной энергетики. К примеру, исследовательский Worldwatch Institute прогнозирует, что кризис приведет к серьезному уменьшению количества выбросов “парниковых газов”, способствующих глобальному потеплению. Это связано с сокращением объемов промышленного производства и уменьшением потребления автомобильного топлива.

Этот факт, а также смещение приоритетов международного сообщества и руководства многих государств, сделают борьбу с потеплением менее важным делом, что неизбежно отразится на объемах финансирования соответствующих исследований и программ. Аналогичная история произошла с развитием альтернативной энергетики: кризис привел к резкому удешевлению нефти, из-за чего автомобильное биотопливо (спирт, растительное масло и пр.) оказалось дороже бензина, что делает невыгодным его производство.

В начале 2009 года Агентство  по Защите Окружающей Среды США обратило внимание на еще один тревожный факт: падение мировых цен на сырье  сделало невыгодным переработку  мусора. К примеру, в декабре 2008 года стоимость макулатуры упала до $25 за тонну ($105 в декабре 2007 года). В  результате, компании, которые перерабатывают мусор, несут серьезные убытки и  предпочитают просто складировать отходы. История экономических кризисов США показывает, что это традиционное явление. Историк Карл Цимринг в  книге “Наличные для Вашего Мусора: Переработка Мусора в Америке” приводит множество подобных примеров. Так, в  кризис 1873 года, менее чем за год  цена металлолома снизилась вдвое, что привело к разорению сотен  компаний, которые занимались сбором, сортировкой и переработкой отходов. Аналогичная история произошла  во время Великой Депрессии - за четыре года (с 1929 по 1933 год) объемы этого рынка  уменьшились в десять раз, благодаря чему, окрестности крупных городов США превратились в гигантские свалки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ФИНАНСОВЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

2.1 Подходы к преодолению мирового финансового кризиса

 

Есть два традиционных классических подхода к преодолению финансового кризисов: неолиберальный и кейнсианский. Сторонники неолиберального подхода утверждают, что для восстановления финансовой системы и корректировки возникших ценовых "пузырей" необходимо ужесточать дисциплину, прежде всего бюджетную, добиваться снижения как государственного, так и корпоративного долга, повышать, а не снижать ставки и уменьшать предложение ликвидности. При этом если данные меры будут сопровождаться банкротствами компаний, которые оказались слабыми и не подготовленными к кризису, значит, так и должно быть[13,c.12].

Согласно теории английского  экономиста Джона Кейнса, который  помог вывести американскую экономику  из Великой депрессии в 1930-х гг., необходимо предпринимать прямо  противоположные меры: обеспечить доступность  кредитования, поскольку подобные кризисы, как правило, всегда начинаются с  банковского сектора - с кризиса  доверия, а затем и кредитного кризиса. В результате кредиты становятся недоступными для всего спектра  предприятий реального сектора  экономики, что приводит к резкому  снижению экономической активности. Во избежание замедления темпов роста  экономики и рецессии сторонники Кейнса предлагают "накачивать" экономику  деньгами, снижать ставки, делать доступными кредиты, определенный период времени  не обращать внимание на возникновение  бюджетного дефицита, потому что поддержание  экономических связей и уровней  потребления в экономике намного  важнее.

Следует отметить, что принципы вмешательства в настоящее время  доминируют в экономическом «мэйнстриме» и правительственных кругах. Интервенционистская стратегия реализуется в большинстве стран современного мира, о чем свидетельствуют и соглашения, достигнутые на встрече G20 в апреле 2009г. Либеральная позиция является скорее маргинальной, и не оказывает значительного влияния на реальные процессы и политические решения. Но складывающаяся ситуация не способна изменить теоретического вывода: стратегия высвобождения частной инициативы более полезна, по сравнению со стратегией государственного регулирования.

Неолиберализм возник почти  одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система  взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических  разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной  конкуренции не вопреки, а благодаря  определенному вмешательству государства  в экономические процессы.

Если кейнсианство изначальным  считает осуществление мер активного  государственного вмешательства в  экономику, то неолиберализм — относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных  мер по инвестированию различных  сфер экономики, расширению объемов  правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит, как  очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета  и инфляции. 
Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л.Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», — доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей условие устранения неравновесия в экономике[13,c.12].

Каждая из двух точек зрения имеет свои плюсы и минусы; сейчас зарождается новый подход, соединяющий воедино оба имеющихся. Согласно нему неолиберальный подход следует применять на первой стадии кризиса, когда в силу появления ценовых "пузырей" "разгоняется" инфляция и центральные банки начинают бороться с ней классическими методами, повышая ставки и снижая доступность кредитов. На втором этапе, когда начинается снижение цен и возникает кредитный кризис, центральные банки, напротив, разворачивают обратную политику, снижая ставки и спасая банковский сектор. Это как раз то, что мы видим сейчас.

Азиатский кризис, также  получивший название кризиса МВФ  по причине значительной роли Международного валютного фонда на первом этапе  развития кризиса, преподнес экономистам  всего мира хороший урок. МВФ, проводивший  в начале азиатского кризиса жесткую  неолиберальную политику, загнал тогда  азиатские экономики в глубокую рецессию с огромным всплеском безработицы, практически полным разрушением  банковских систем, колоссальным снижением  экономической активности[9,c.201]. По этой причине в настоящее время к неолиберальному подходу в мире относятся достаточно осторожно. Нельзя отрицать, что меры неолиберального подхода нужны, и они работают, но только при определенных условиях. Когда же кризис начинает развиваться быстро, как сейчас, первенство отдается кейнсианскому подходу: расширение государственного вмешательства, предоставление дополнительной ликвидности, чтобы не допустить сильного нарушения экономических связей, глубокой рецессии, безработицы и сопровождающих кризис социально-экономических проблем.

2.2 Оценка степени  влияния мирового финансового  кризиса на финансовый сектор  экономики     

 

Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие  финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами  экономики и, в конечном итоге, содействовать  снижению темпов инфляции и экономическому росту.

Рассмотрим влияние мировых  кризисов на финансовый сектор экономики  на примере азиатского кризиса 1997-1998 г.г.

 Тяжелое состояние финансовых рынков в Японии и ЮВА, падение курса акций в развитых странах, крах финансовых систем в ряде с развивающимися рынками, исчерпание резервов МВФ – это далеко не самый полный список последствий азиатского кризиса, который показал, что мир оказался не готов к потрясению такого масштаба. Существующая на тот момент система регулирования выдерживала кризисы в отдельных странах и регионах, но не без одновременного вовлечения ведущих развитых стран и многих регионов[9,c.43].

Резкое снижение доверия  международных инвесторов к развивающимся рынкам привело к изменению политики финансирования в развивающихся странах. Средняя доходность по облигациям правительств развивающихся стран превысила доходность US T-Bills на 1217 базисных пунктов (индекс EMBI от 26 февраля 1999 года). Уровень доходности облигаций латиноамериканских стран (Brady bonds) сравнялся с уровнем марта 1995 г. после кризиса в Мексике.

Азиатский кризис оказал влияние  и на экономику США. Динамика их ВВП к концу 1998 г. несколько замедлилась, что сопровождалось, в частности, увеличением дефицита текущего платежного баланса, вызванного, в свою очередь, девальвацией азиатских валют. По оценкам, рост ВВП составил в 1998 г. 3,6%. В 1999 г. предполагалось снижение темпов роста до 1,5 - 1,8%. Продолжающийся приток капитала на американский рынок из развивающихся стран привел к росту активности на фондовом рынке. В частности, индекс Доу-Джонса в январе 1999 г. достиг абсолютного максимума в 9643(см. Рисунок 1). Доходность T-bills продолжала снижаться и на 18 февраля составила 4,52%, далее ставка процента еще более снижалась, отражая ослабление конъюнктуры. Ухудшение экономической ситуации в Азии и Латинской Америке, на иных развивающихся рынках способствовало дальнейшему замедлению темпов роста экономики страны.

Рисунок 1.

Индекс Доу-Джонса (02.1998 – 02.1999)


Дефицит торгового баланса США  в 1998 г. оценивается в рекордную  величину $185 млрд.[18].

Для государств, входящих в Европейский  Союз, 1998 г. стал годом сравнительно быстрого экономического развития. Негативное влияние азиатского кризиса на экспорт из этих стран было в значительной степени смягчено улучшением условий торговли, снижением долгосрочных процентных ставок и ростом на иных, не азиатских, рынках. Рост ВВП в ЕС в 1998 г. составил 2,8%, а в 1999 г. оказался на уровне 2,2%. Сохранению высоких темпов роста способствовали, в частности, высокий уровень делового и потребительского доверия, существенное снижение процентных ставок и проведение бюджетно-денежной политики, направленной на максимальное достижение критериев Маастрихтского соглашения.

       Снижение темпов роста в 1999 г. связывается, прежде всего, с тенденцией к замедлению темпов роста промышленного производства, в основном в результате падения экспорта, в том числе в Россию. Угрозой для Европы являлось также состояние европейских банков, которые гораздо больше связаны с Азией и Россией, чем их американские партнеры.

Значительно ухудшилась экономическая  ситуация в Японии. Падение реального  ВВП в 1998 г. на 2,8%, по оценкам большинства  аналитиков, было вызвано финансовыми  проблемами в банковском секторе  страны, кризисом в экономиках азиатско-тихоокеанского региона и в целом уменьшением  доверия со стороны инвесторов. Принятые в апреле, августе и в ноябре правительством Японии меры по корректировке  бюджетно-денежной политики и реструктуризации финансового сектора способствовало повышению деловой активности в стране. В поддержку программы финансового оздоровления было выделено 60 трлн. иен (около 12% ВВП) и дополнительно 17 трлн. для осуществления чрезвычайных экономических мер.  Не смотря на это, в 1999 г. спад экономического роста оказался на уровне около 0,5%[14,c.11].

Информация о работе Влияние мировых финансовых кризисов на финансовый и реальный сектор экономики