Бюджетное планирование на муниципальном уровне ( на примере муниципального образования «Калевальский национальный район»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

Прежде чем говорить о бюджетной системе Российской Федерации (далее-РФ), необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСНТЫХ БЮДЖЕТОВ..............................................................................3
1.1 Роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации........,.........................................................................................3
1.2 Бюджетный процесс на муниципальном уровне..........................10
1.3 Характеристика методов бюджетного планирования на муниципальном уровне..........................................................................21

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МО «КАЛЕВАЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН».......................................................................32
2.1Формирование доходной части бюджета МО «Калевальский национальный район».............................................................................32
2.2 Анализ распределения расходов МО «Калевальский национальный район» ............................................................................42
2.3 Совершенствование бюджетного планирования МО «Калевальский муниципальный район»................................................56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................х
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................х
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

1-2 глава дипл.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Карельский филиал

 

Специальность: 080105.65 «Финансы и кредит»

Специализация:  «Государственные и муниципальные финансы»

Выпускающая кафедра: Экономики  и финансов

 

 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Бюджетное планирование на муниципальном уровне ( на примере муниципального образования «Калевальский национальный район»)»

 

 

Автор работы:

студент 6 курса

заочной формы обучения

Ф.И.О.Шулья Алина Викторовна

подпись____________________

 

Руководитель работы:

Должность, звание: к.н.э., доцент кафедры экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС

Ф.И.О. Никульченков Кирилл Евгеньевич

Подпись ____________________

 

Заведующий выпускающей кафедрой:

Должность, звание: д.э.н.. профессор, заведующий кафедрой государственного регионального управления Карельского филиала РАНХиГС

Ф.И.О. Сачук Татьяна Викторовна

Подпись ___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2013г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСНТЫХ БЮДЖЕТОВ..............................................................................3

1.1 Роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации........,.........................................................................................3

1.2   Бюджетный процесс на муниципальном уровне..........................10

1.3 Характеристика методов  бюджетного планирования на муниципальном уровне..........................................................................21

 

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МО «КАЛЕВАЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН».......................................................................32

2.1Формирование доходной части бюджета МО «Калевальский национальный район».............................................................................32

2.2 Анализ распределения  расходов МО «Калевальский национальный район» ............................................................................42

2.3 Совершенствование  бюджетного планирования МО «Калевальский  муниципальный район»................................................56

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................х

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................х

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................63

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСНТЫХ БЮДЖЕТОВ

 

 

1.1.  Роль  местных бюджетов в бюджетной  системе Российской Федерации

 

 

Прежде чем говорить о бюджетной системе Российской Федерации (далее-РФ), необходимо определить, что, собственно, представляет собой  бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1

В соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) Бюджетная система  РФ -  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной  системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
  • В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из: государственного бюджета (или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства); бюджетов членов федерации (штатов - в США, земель - в Германии, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местных бюджетов.
  • Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации — действуют свои бюджетные и налоговые системы.

 Бюджетная система РФ представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджетный кодекс закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

  • Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации (83 субъекта) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов российской федерации;
  • Третий уровень - местные бюджеты, в том числе:

        - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга;

           - бюджеты городских и сельских поселений.

     Ведущим звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет, который утверждается как федеральный закон. Государственный бюджет является важным инструментом претворению в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. Претворены в жизнь приоритетные национальные проекты («Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье»), финансируются различные государственные и региональные программы социально-экономического характера. Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства (доходы бюджета) предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны страны и безопасности государства (расходов бюджета).

Отдельное, не менее, а, может  быть и более важное звено бюджетной  системы РФ составляют, многочисленные местные бюджеты. Исходя из определения бюджета согласно БК РФ , можно сказать, что местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.  Являясь низовым звеном бюджетной системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.1

Сущность местного бюджета проявляется через его функции:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления;
  • контрольная функция (контроль за  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, которые подведомственны местным органам власти ).

 Качественное выполнение бюджетами их функций неотделимо от понимания общепризнанных принципов его формирования. Основными принципами формирования бюджета являются:

  1. принцип единства, согласно которому все доходы и расходы должны объединяться в одном бюджете;
  2. принцип полноты означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета  в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в местном бюджете;
  3. принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета;
  4. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
  5. принцип прозрачности (открытости) заключается в обязательном опубликовании в средствах массовой коммуникации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании, полноту представления информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений о местных бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований;
  6. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;
  7. принцип достоверности гласит о надежности прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета
  8. принцип самостоятельности в соответствии с БК РФ означает:

   а) право законодательных органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие  собственных источников доходов  оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

в) законодательное  закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов  органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники  покрытия дефицитов бюджетов.


  1. другие права предусмотренных БК РФ ;
  2. принцип сбалансированности означает, что объем расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов.

         Статья 15 БК РФ закрепляет, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований1.

       Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района, который представляет собой двухуровневую систему местных бюджетов2:

  • первый уровень - бюджет муниципального района, в состав которого входят бюджеты городских и сельских поселений;
  • второй (низовой) уровень составят бюджеты городских и сельских поселений.

  Бюджеты городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, закрытых административных территориальных образований и иных муниципальных образований остаются одноуровневыми.  
    Роль местных бюджетов в бюджетной системе РФ характеризуется следующим:

  • сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации полномочий по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией РФ, в которой прописано : «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения» 1, а также в соответствии со главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»2
  • формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие территории. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицины, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
  • С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы развития регионов по благоустройству сел и городов, их газификации, развитию сети дорог, возрождению и сохранения памятников, используя по необходимости межбюджетные отношения;
  • Имея в своем распоряжении финансовые средства органы местной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
  • Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы власти на местах могут, централизовано направлять ресурсы на решение стратегических задач развития своей территории и приоритетных отраслей;
  • Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулировать эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, создавать новые местные производства и промыслы, тем самым улучшать экономическое состояние территории.

Информация о работе Бюджетное планирование на муниципальном уровне ( на примере муниципального образования «Калевальский национальный район»)