Банковские пластиковые карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 00:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты. Задачи работы:
Описать основные характеристики банковских пластиковых карт.
Описать рынок банковских пластиковых карт России, Южного Федерального Округа и Ростовской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
1.1 Банковские пластиковые карточки как один из видов безналичных расчетов
1.2 Виды мировых и российских платежных систем, сформированных с использованием пластиковых карт
2. РАСШИРЕНИЕ ВИДОВ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
2.2 Рынок банковских карт Южного Федерального Округа: тенденции формирования и развития
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В ЮЗБ СБ РФ
3.1 Анализ современного состояния рынка банковских карт ЮЗБ СБ РФ
3.2 Стратегия развития ЮЗБ СБ РФ в области банковских карт
3.3 Методы оптимизации управления процессом использования банковских карт в ЮЗБ СБ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Банковские пластиковые карты.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

 

Уход с рынка крупных игроков (СБС-Агро, Инкомбанк) привел к изменению предложения и как следствие росту стоимости конечного продукта для клиента. В связи с этим достигнутый ранее в регионе уровень охвата торговой сети в сфере эквайринга и общее количество владельцев банковских карт значительно снизился.

 Вместе с тем освободившаяся ниша постепенно заполняется новыми участниками. Активнее продвигать свои услуги стали Газпромбанк, Центринвест, а также Альфабанк. Новые участники ведут активные действия, направленные на захват своего клиента, что создает предпосылки для появления новых схем работы с клиентами.

 На сегодняшний день, практически все банки региона  предлагают своим клиентам обслуживание с использованием банковских карт, но самостоятельный выпуск и эквайринг могут предложить только некоторые из них. Основная масса предложений местных банков сводится к субэмисии карт крупных московских банков.

 Наиболее активно проявил  себя Центринвест, который являясь самостоятельным участником системы Europay, активно предлагает карточные продукты Eurocard/MasterCard. Банки, как правило, реализуют локальные зарплатные программы, в рамках определенных проектов (Гутабанк – выплачивает заработную плату сотрудникам дочерней компании, Метраком-банк выплачивает заработную плату железнодорожникам и сопутствующим организациям). Но, несмотря на активизацию рынка высокая стоимость карточных проектов и отсутствие проработанного плана эмиссии, не позволяет развернуть ни одному из местных банков процессинговые услуги по картам международных платежных систем.

Количество кредитных карт на ростовском рынке невелико, данный сегмент рынка находится на стадии формирования. Банки выпускают в основном расчетные (дебетовые) карты с возможностью овердрафта. При этом сегодня многие банки уже начинают активно предлагать не только овердрафт, но и настоящие кредитки. Темпы роста кредитных карт выше, так как этот рынок начал формироваться позже, чем рынок потребительских кредитов.

Например, банк «Русский Стандарт» кредитные карты на ростовском запустил с октября 2004 года. По данным «Русского Стандарта», на сегодняшний день обладателями кредитных карт банка стало более 50 тысяч жителей Ростова и области. Однако нужно учесть, что стратегия банка – максимальный охват своей аудитории. По этой причине количество активированных кредитных карт значительно ниже, нежели выданных.

Другие банки работают более адресно. Например, ростовский филиал РОСБАНКа, который вывел кредитный пластик на рынок летом прошлого года, на сегодняшний день выдал около 2 тыс. кредиток. Скромнее показатели ростовского филиала МоскомПриватбанка, который потребительское кредитование в торговых центрах запустил лишь в прошлом году, сделав ставку при этом не на крупные сети, а на небольшие магазины, с которыми банк подписывает эксклюзивные договоры. Кредитку клиенту банк предлагает уже после того, как он выплатил задолженность по первому кредиту. В результате в прошлом году (с сентября) МоскомПриватбанк выпустил 280 кредитных карт, которые позволяют осуществлять расчеты в торгово-сервисной сети. Но уже в первом квартале этого года выдано больше – 306 карт. Во втором квартале текущего года начата активная реализация кредитной карты «Универсальная», которая позволяет не только осуществлять расчеты в торгово-сервисной сети, но и снимать наличные денежные средства. Планируются к запуску и другие массовые карточные проекты.

В ближайшее время проявит себя и филиал Балтийского банка, который открылся в Ростове в конце прошлого года.

Первые фирменные банкоматы Балтийского банка уже появились, в том числе в некоторых торговых центрах, однако понятно, что аудитория у банка пока сравнительно небольшая.

В Краснодарском крае широко развита эквайринговая сеть платежной системы «Золотая корона», представленная АКБ «Юг-банк». Перечень предприятий содержит в себе:

АЗС и торговые точки (в 12 городах края)

ПВН (в 10 городах края)

Эмиссия международных карт представлена, в основном, филиалами крупных московских банков (Альфабанк, Внешторгбанк, Банк Москвы, Менатеп-СПб, Автобанк, Москомприватбанк, Импексбанк), а также отраслевых банков (Юганскнефтебанк ). Условия открытия карт для клиентов сравнимы с условиями в Сбербанке. Тем самым привлекательность карт того или иного банка определяется исключительно гарантиями надежности и сервисом при работе с клиентом.

Адыгейское ОСБ N 8620 является самой крупной кредитной организацией в регионе. В банке сосредоточено наибольшее количество обслуживаемой клиентуры региона.

Основными его конкурентами из существующих банков на региональном рынке являются: Банк Москвы, АКБ «Майкопбанк», АКБ «Новация», КБ «Кошехабльбанк», КБ «Адыгея», АКБ «Галлабанк», филиал СПБ «Менатеп», филиал МКБ «Юг-Инвестбанк».

Подводя итоги раздела, можно сказать, что рынок пластиковых карт в России, и, в частности, в Южном Федеральном Округе развивается быстрыми темпами, однако в настоящий момент банковские карты по-прежнему не выполняют своей важнейшей функции: для большинства пользователей они не являются удобным средством платежа.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В ЮЗБ СБ РФ

 

3.1 Анализ современного состояния рынка банковских карт ЮЗБ СБ РФ

 

Юго-Западный банк, сформированный в результате укрупнения региональных банков Сбербанка России образовался путем слияния трех территориальных банков: Ростовского, Краснодарского, Адыгейского банков.

После слияния региональных банков их количество сократилось до 18. По данным статистики о работе территориальных банков Сбербанка России с банковскими картами в 2004 году в разрезе общей эмиссии карточных продуктов Юго-Западный банк переместился с 13 на 9 место, уступая в первую очередь, банкам, находящимся в регионах с развитой промышленностью. По темпам прироста банк занимает 5-6 место.

Юго-Западный банк оказывает следующие виды банковских услуг физическим лицам:

  • прием вкладов;
  • кредитование
  • операции с ценными бумагами
  • операции с банковскими картами
  • дополнительные услуги (аренда индивидуальных сейфовых ячеек, переводы денежных средств и т.д.).

Юго-Западный банк оказывает следующие виды банковских услуг юридическим лицам:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • кредитование;
  • операции с ценными бумагами;
  • операции с банковскими картами;
  • финансирование экспортно-импортных операций;
  • финансирование международных расчетов.

Юго-Западный банк выпускает весь спектр карточных продуктов, эмитируемых Сбербанком России, а также обладает развитой инфраструктурой их обслуживания – сетью банкоматов, пунктов выдачи наличных, торговых и сервисных предприятий, включенных в систему безналичных расчетов с использованием банковских карт.

Построение инфраструктуры обеспечивающей обслуживание владельцев пластиковых карт Юго-Западным банком ведется с учетом основного направления эмиссии по привлечению корпоративного клиента и соответственно обеспечения возможности обналичивания заработной платы посредством банкоматов, что определяет 7 место банка среди остальных банков по развитию сети банкоматов. Развернутая сеть выдачи наличных средств и обслуживания владельцев пластиковых карт в предприятиях торговли в среднем соответствует существующей эмиссии карт в регионе. По этому показателю банк переместился с 10 на 5 место. Принимая во внимание постоянные усилия банка по развитию инфраструктуры обслуживания пластиковых карт, Юго-Западный банк может в перспективе занять лидирующие позиции среди территориальных банков. Спектр услуг в секторе банковских карт предоставляемых Юго-Западным банком Сбербанка России охватывает пять основных направлений (см. рис. 5):

 

Рис. 5. Услуги, предоставляемые по пластиковым картам ЮЗБ СБ РФ

Международные карты Visa, Ec/Mc используются при работе с клиентами среднего класса и VIP- клиентами, на эту категорию рассчитаны Classic и Gold, карточки типа Business предназначены для использования корпоративным клиентом в целях командировочных, представительских и прочих расходов. Кроме того, карты Classic могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организаций с высоким фондом оплаты труда.

В дополнение к этому Юго-Западный банк предлагает широкий спектр дополнительных услуг для держателей банковских карт, таких как Visа-«Аэрофлот», Visа-«Золотая маска», «Мобильный банк», полис «Страхового дома ВСК», карты дисконтных систем IAPA и Countdown.

Объем эмиссии карт международных платежных систем в 2004 году вырос в 3,8 раза и достиг почти 105 тысяч штук. Ускоренные темпы выпуска международных банковских карт позволили в 2 раза увеличить их долю в общем объеме эмиссии. Основной прирост выпуска международных карт достигнут за счет дешевых дебетовых карт Visa-Electron и Macstro, а также карточных продуктов Сбербанка на их основе (Сбербанк-Маеstro «Пенсионная», «Студенческая», «Молодежная»). Из общего количества международных карт, эмитированных в 2004 году, порядка 45 тысяч штук (или 42,9%.) составили карты, выпушенные в рамках реализации «зарплатных» проектов. Значительно увеличился в 2004 году выпуск корпоративных карт. Так, объем эмиссии корпоративных карт АС СБЕРКАРТ вырос в 1,4 раза и достиг 1376 штук. Кроме того, в 1,5 раза выросло количество корпоративных карт международных платежных систем и достигло уровня 97 штук. В 2005-2006 годах эти тенденции сохраняются.

 

3.2 Стратегия развития ЮЗБ СБ РФ в области банковских карт

 

Перспективность развития сектора банковских карт, как направление работы банков, общепризнанна в мировой практике. Высокотехнологичные методы работы с клиентом позволяют перевести работу на качественно новый уровень, предоставляя более широкий спектр услуг, все более широким массам населения.

В качестве клиентов банка можно выделить следующие целевые группы (рис. 6):

 

Рис. 6. Целевые группы клиентов ЮЗБ СБ РФ

 

1. Предприятия, централизованно внедряющие зарплатные проекты.

В настоящее время, для предприятий выплата заработной платы посредством банковских карт выполняет функцию не только повышения имиджа компании, но и оправдана экономически – сокращаются расходы на инкассацию, содержание бухгалтерского аппарата, депонирование средств. К таким предприятиям можно отнести компании с разветвленной филиальной сетью, структуры сетевого маркетинга.

Для этих целей могут использоваться дебетовые карты международных систем Сбербанк-Cirrus/Maestro, Сбербанк-Visa Electron, применяющиеся в основном для выплаты зарплаты работникам предприятий, а также для обслуживания малообеспеченных слоев населения (выплата пенсий, стипендий и организации социальных выплат).

Основным направлением для использования микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ в Юго-Западном банке Сбербанка России также является выплата зарплаты на предприятиях региона. При этом высокая стоимость микропроцессорной карты компенсируется длительностью срока использования, а необходимость установки дорогостоящего оборудования в торгово-сервисной сети позволяет подключать к системе точки, не имеющие возможности организовать качественные каналы связи для работы с пластиковыми картами.

Реализованные в АС СБЕРКАРТ алгоритмы защиты информации позволяют повысить безопасность проведения операций, а также избежать большинства ситуаций связанных с мошенничеством.

Привлечение корпоративных клиентов для реализации зарплатных проектов необходимо сопровождать развитием сети пунктов выдачи наличных, строящихся на базе существующих филиалов Сбербанка, где это возможно и при помощи банкоматов в тех местах, где их установка будет оправдана потоками клиентов. Организация достаточного количества точек самообслуживания на основе банкоматов, способствует повышению доверия со стороны клиента к Сбербанку, поскольку позволяет клиенту быть независимым от режима работы филиалов банка и формирует новое отношение к сфере банковских услуг.

Предприятия, с которыми банк собирается работать по «зарплатным» проектам перечислены ниже.

2. Клиенты, персонально обратившиеся в банк для получения карт.

Эти клиенты ориентированны в основном на международные продукты. Такой клиент выбирает банк по рыночным законам, выбирая банк по критериям надежности, удобства обслуживания, тарифам. Борьба за этого клиента может вестись только путем улучшения качества предоставляемых услуг.

При продвижении международных карт основные усилия необходимо сосредоточить на формировании положительного имиджа банка, активно проводя как рекламу в средствах массовой информации, так и прямую рекламу, направленную на существующего клиента Сбербанка, а также внедрять различные программы поощрения клиентов совершающих операции в торговой сети.

Эквайринг-клиенты:

1. Предприятия идущие из соображений престижа.

Операции в таких точках редки, привлекательность для банка могут иметь только с точки зрения косвенной рекламы банка.

2. Предприятия, имеющие высокий оборот и находящиеся в местах массового посещения клиентами – владельцами карт.

Привлечение таких торговых предприятий необходимо для продвижения карточных программ в регионе, расширения количества услуг предоставляемых клиентам банка. Работа с такими предприятиями должна проводиться непрерывно, несмотря на необходимость значительных вложений в оборудование.

Проблемой рынка банковских карт на сегодняшний день является непропорциональное развитие эквайринговой сети по отношению к объемам эмиссии карт. Если эта тенденция сохранится в будущем, то недостаточность предложения в эквайринговой сети оттолкнет массового клиента от карточных решений. В связи с чем, Юго-Западный банк ставит себе задачу активно развивать торгово-сервисную сеть.

Информация о работе Банковские пластиковые карты