Трудовые отношения и ведение кадровой документации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:50, реферат

Краткое описание

Любое юридическое лицо, вне зависимости от того, в какой организационно-правовой форме оно создано, в процессе осуществления хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью подбора сотрудников, а также осуществлением работы по оформлению, ведению и сохранению кадровой документации. Несмотря на то, что требования к ведению кадровой документации предусмотрены действующим законодательством, зачастую кадровым вопросам не предают серьезного значения, в результате чего кадровая документация в организациях ведется с грубыми нарушениями установленных требований.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ДОУ.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

Аэрокосмический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Документационное обеспечение управления»

Тема: «Трудовые  отношения и ведение кадровой документации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила: 

                                                                                   

                                                                                Руководитель:

 

                                                                                        

                                                                                                             

 

                                                                                         

                                                                                   

 

                               

Красноярск 2010г

Трудовые отношения  и ведение кадровой документации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Любое юридическое  лицо, вне зависимости от того, в  какой организационно-правовой форме  оно создано, в процессе осуществления  хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью подбора сотрудников, а также осуществлением работы по оформлению, ведению и сохранению кадровой документации. Несмотря на то, что требования к ведению кадровой документации предусмотрены действующим законодательством, зачастую кадровым вопросам не предают серьезного значения, в результате чего кадровая документация в организациях ведется с грубыми нарушениями установленных требований.

В связи с  этим руководителям юридических  лиц следует помнить, что на них  возложена персональная ответственность  за документальный фонд организации. За нарушение правил ведения кадровой документации предусмотрен ряд штрафных санкций, установленных распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы.

Помимо обязанностей, связанных с оформлением и  ведением кадровой документации, в деятельности любой организации возникают вопросы подбора кадров и формирования корпоративной кадровой политики, подразумевающей своевременное обеспечение фирмы персоналом с необходимым уровнем квалификации, профессиональных и личных качеств, способным решать поставленные трудовые задачи.

Формирование  основ кадровой политики юридического лица осуществляется его высшим руководством. Реализация поставленных задач ложится  на сотрудников кадровой службы.

Таким образом, грамотная организация деятельности кадровой службы, осуществляемая в рамках действующего законодательства и основанная на принципе тщательного отбора кадров, является одним из основополагающих условий успешного развития любого юридического лица.

ТРЕБОВАНИЯ  К КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В любой организации  должен быть составлен и утвержден  для внутреннего пользования  ряд кадровых документов, наличие  которых предусмотрено действующим  законодательством. В связи с  этим нужно отметить следующие документы.

1. Штатное расписание.

Необходимым условием, предшествующим подбору работников во вновь создаваемую организацию, является составление и утверждение  штатного расписания. Штатное расписание должно утверждаться генеральным директором, по крайней мере, один раз в год. Значение этого документа чрезвычайно велико. Так, например, оно позволяет определять количество имеющихся на данный момент вакансий для приема на работу. В случае необходимости приема на работу новых сотрудников штатное расписание может быть без особого труда изменено. Однако более важным моментом для работодателя представляется то, что в случае увольнения кого-либо из сотрудников в связи с сокращением штата (п.1 ст. 33 КЗоТ) он будет иметь возможность доказать в суде невозможность трудоустройства данного работника и законность его увольнения с точки зрения преимущественного права на оставление на работе. Здесь необходимо отметить, что проблема увольнения работников в связи с необходимостью сокращения штата не является монополией крупных фирм и зачастую возникает и в небольших организациях. В случае возникновения трудового спора с работником судьей обязательно будет истребовано штатное расписание, и в том случае, если оно не будет представлено суду либо будет составлено ненадлежащим образом, выиграть такой спор может быть очень непросто.

Необходимо также  отметить, что действующее законодательство не предусматривает обязанности  работодателя доводить штатное расписание до сведения работников.

2. Должностные  инструкции.

Следующим этапом формирования кадровой документации юридического лица является разработка должностных инструкций для своих сотрудников. Разработка должностных инструкций также очень важна для работодателя, так как в ней четко определены обязанности работника, что облегчает, в частности, наложение взысканий на недобросовестных работников. В связи с этим следует иметь в виду, что все, за что может быть наказан работник, работающий без должностной инструкции,— это опоздание или самовольное оставление рабочего места, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищения.

Должностные инструкции должны быть разработаны для каждой имеющейся в штатном расписании должности. Работники в обязательном порядке должны быть ознакомлены  с должностными инструкциями под  роспись. При получении должностной  инструкции работник расписывается в том, что с содержанием инструкции он ознакомлен и с ее требованиями согласен. Желательно, чтобы весь комплект должностных инструкций был готов до начала приема сотрудников на работу. Это позволит работодателю сразу включать ее в трудовой договор (контракт) с каждым работником. При составлении должностной инструкции следует максимально подробно описать характер поручаемой работнику работы.

Если же должностные  инструкции составлены уже после  того, как штат сформирован, следует также довести их содержание до сведения работников под роспись. Введение таких должностных инструкций с момента их вручения работникам возможно в случае, когда обязанности работников остаются без изменений. Если же обязанности работника изменяются либо меняется название занимаемой им должности по сравнению с прописанной в трудовом договоре (контракте), то в этом случае используется механизм изменения существенных условий труда, предусмотренный ст. 25 КЗоТ, в соответствии с которой работник должен быть письменно уведомлен за два месяца до начала применения новых условий труда, и если он не согласится продолжить работу на таких условиях, то он может быть уволен по п. 6 ст. 29 КЗоТ по истечении указанного срока.

В том случае, если в должностной инструкции упомянуты те или иные документы, которыми работник должен пользоваться в процессе выполнения возложенных на него обязанностей, работодатель обязан обеспечить предоставление работнику этих документов.

В каждой должностной  инструкции должна быть прописана обязанность работника исполнять другую работу, связанную с описанной в инструкции или близкую к ней. В случае необходимости перевода работника на другое место это позволит избежать оформления перевода в порядке, предусмотренном ст. 26 КЗоТ.

Среди других документов, которые должны быть составлены работодателем, следует обратить внимание на следующие.

1. Табель учета использования рабочего времени (позволяет работодателю налагать дисциплинарные взыскания на работников, нарушающих трудовой распорядок).

2. Документация по охране труда (должны быть составлены и доведены до сведения работников под роспись инструкции по технике безопасности, инструкции о правилах эксплуатации электроприборов и т.д.). За отсутствие указанной документации к юридическому лицу могут быть применены штрафные санкции.

3. Договоры о полной материальной ответственности заключаются с работниками, достигшими 18-летнего возраста, в случае передачи работнику ценностей для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства. Таким образом, договоры о полной материальной ответственности не могут заключаться с лицами, которым материальные ценности непосредственно не передаются для осуществления их производственной деятельности.

КАДРОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ

Среди общего объема документов, подведомственных кадровой службе, существенное значение имеет  документация по личному составу. Указанная  документация требует особой аккуратности при ее оформлении, ведении и обеспечении  сохранности на протяжении длительного периода времени.

К документации по личному составу относятся  в частности:

1) трудовые контракты  (договоры), заключаемые между администрацией  предприятия и работником;

2) приказы по  личному составу (регламентируют  прием, увольнение, перевод сотрудников);

3) трудовые книжки;

4) личные карточки  формы № Т-2;

5) личные дела;

6) лицевые счета  по заработной плате.

1. Оформление  заявления, анкеты, трудового договора (контракта).

Принимая на работу сотрудников, любой работодатель сталкивается с необходимостью оформления с ними трудовых отношений. Трудовые отношения с работниками оформляются посредством заключения с ними трудовых договоров (контрактов). В соответствии с действующим законодательством трудовой договор (контракт) представляет собой соглашение между трудящимся и организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку. Организация же в свою очередь обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В сложившейся  на сегодняшний день практике нередки  случаи, когда при оформлении рядового сотрудника администрация юридического лица принимает решение об отказе от заключения с ним письменного трудового договора (контракта). Это объясняется в основном несовершенством действующего на сегодняшний день трудового законодательства, содержащего ряд невыгодных для работодателя императивных норм. Однако необходимо помнить, что, отказываясь от заключения трудового договора (контракта), работодатель своими действиями нарушает нормы действующего законодательства, и в частности ст. 18 КЗоТ, требующей письменного заключения трудового договора. Также нужно отметить, что, отказавшись от заключения трудового договора, работодатель лишает себя преимуществ, которые дает четкое закрепление на бумаге прав и обязанностей участников трудовых отношений.

При приеме на работу работник должен предъявить паспорт, трудовую книжку или справку о последнем занятии, если он поступает на работу впервые. Для военнообязанных предусмотрено также предъявление военного билета. В том случае, когда на работу принимается специалист, от которого требуется специальные знания или определенная квалификация, администрация предприятия обязана потребовать предъявления оригинала документа, свидетельствующего о полученном образовании, квалификации, стаже работы и т.д.

Первым делом при приеме на работу работник пишет заявление  о приеме на работу. В заявлении должны быть указаны название организации, фамилия руководителя организации, должность, о которой просит заявитель, структурное подразделение и условия приема. Оклад и дата приема на работу будут указаны в визах или резолюции руководителя. Заявление подписывается и датируется.

При необходимости заполняется  личный листок по учету кадров (или  анкета) и составляется автобиография.

Анкета является наиболее удобным обобщающим документом, дающим необходимые сведения о работнике, и, если тот не возражает против ее заполнения, работодатель от этого только выигрывает. Но, поскольку среди документов, необходимых при приеме на работу, анкета не значится, работодатель не вправе требовать ее заполнения.

Заявитель подписывает заполненную  анкету и ставит дату. Секретарь или работник, оформляющий прием на работу, проверяет правильность изложенных в анкете сведений, сверяя их с паспортом, военным билетом, документами об образовании, трудовой книжкой.

На заявление о приеме на работу проставляются визы лиц, участвующих в рассмотрении вопроса о приеме работника на данную должность.

В том случае, если работодатель удовлетворен кандидатурой работника, между ними заключается трудовой договор (контракт), издается приказ о  приеме на работу.

Прием на работу оформляется  приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись. Таким образом, в настоящее время письменная форма обязательна для всех трудовых договоров, и заключение договора (контракта) не исключает необходимости издания приказа.

Трудовой договор имеет  типовую форму, в которую вносятся индивидуальные условия труда сотрудника, занимаемая должность. Условия трудового  договора (контракта) подразделяются на обязательные и дополнительные.

К обязательным условиям, без достижения соглашения по которым трудовой договор не может быть заключен, относятся соглашения: о работе по одной или нескольким специальностям (должностям), соответствующей квалификации; о месте работы (предприятие, его структурное подразделение, их местонахождение); о сроке действия и виде трудового договора (контракта); об условиях оплаты труда.

К дополнительным условиям относятся  такие условия трудового договора (контракта), которые могут касаться любых иных вопросов труда, а также социально-бытового обслуживания работника, например, установление испытательного срока, совмещение профессий (должностей), переподготовка, обучение второй профессии и другие.

Согласно статье 21 КЗоТ при  заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу. В статье 22 отмечается, что «срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза,— шести месяцев».

Информация о работе Трудовые отношения и ведение кадровой документации