Структура организационно-правовых документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время в связи с увеличением в нашей стране числа предприятий и организаций, значительно возросло внимание к правильности оформления организационных и правовых документов. Зачастую оперативность принятия решений зависит от скорости и правильности оформления документов. Поэтому в данной курсовой работе рассмотрены основные документы, которые обеспечивают исполнение задач и функций предприятия, организацию его работы.

Содержание

Введение
1. Состав и характеристика организационно-правовых документов … 3
2. Устав организации …………………………………………………….. 5
3. Учредительный договор ……………………………………………… 12
4. Инструкция …………………………………………………………..… 13
5. Структура и штатная численность …………………………………… 23
6. Штатное расписание …………………………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО КД Контр.р.docx

— 121.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Состав и характеристика организационно-правовых документов … 3

2. Устав организации …………………………………………………….. 5

3. Учредительный договор ……………………………………………… 12

4. Инструкция …………………………………………………………..… 13

5. Структура и штатная  численность …………………………………… 23

6. Штатное расписание …………………………………………………... 23

Заключение ……………………………………………………………….. 25

Список литературы ………………………………………………………. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время в  связи с увеличением в нашей  стране числа предприятий и организаций, значительно возросло внимание к  правильности оформления организационных  и правовых документов. Зачастую оперативность  принятия решений зависит от скорости и правильности оформления документов. Поэтому в данной курсовой работе рассмотрены основные документы, которые  обеспечивают исполнение задач и  функций предприятия, организацию  его работы.

Результаты деятельности документоведа во многом зависят от информации, которая использована им для создания, оформления, изменения контроля исполнения и регулирования управленческой документации.

Значение работы с организационно-правовой документацией предприятия заключается  в том, что она позволяет системно рассмотреть структуру предприятия, изучить его функции, понять цели которое оно стремится достичь.

 

1. Состав и характеристика организационно-правовых документов

 

Организационно-правовые документы  реализуют нормы административного  права и являются правовой основой деятельности организации, содержат положения, обязательные для исполнения1. К организационно-правовым документам относятся:

  • устав организации;
  • положение об организации;
  • учредительный договор;
  • положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах;
  • регламент;
  • структура и штатная численность;
  • штатное расписание;
  • инструкции по определенным направлениям деятельности;
  • должностные инструкции работников;
  • правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале) и др.

Организационные документы  оформляются на общем бланке организации  или на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Датой организационных документов является дата утверждения.

Организационные документы  утверждаются руководителем организации  или ее структурного подразделения  либо вышестоящей организацией. Утверждение  осуществляется либо проставлением  грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.

Организационные документы  имеют сложную структуру текста.

Констатирующей частью текста организационных документов является раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий. Основной текст организационных документов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Организационные документы  проходят установленный в организации  порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными  подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей  соответствие данного организационного документа действующему законодательству.

С точки зрения срока действия организационно-правовые документы  относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.

Особенностью организационно-правовых документов является возможность вносить  в них изменения и дополнения в тех случаях, когда нет необходимости  перерабатывать весь документ.

К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные  документы: устав или положение  об организации, учредительный договор. Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены  в ГК РФ2.

Организация, являющаяся юридическим  лицом, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать  на основании общего положения об организациях данного вида.

 

2. Устав организации

 

Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения. Типовая структура  текста устава государственного закреплена в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации.

В Гражданском кодексе  РФ дан перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставе организаций с различной организационно-правовой формой.

Отметка о регистрации  проставляется на титульном листе  устава. Она состоит из:

  • наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций;
  • даты регистрации;
  • государственного регистрационного номера;
  • подписи;
  • печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения также  выносится на титульный лист и  заверяется печатью. Устав государственной  организации утверждается вышестоящим  учреждением, а негосударственной - его учредителями, общим собранием  акционеров.

Образец оформления титульного листа устава приведена ниже в схеме № 1:


Схема № 1

 

Типовая структура текста устава государственного учреждения приведена ниже в схеме № 2:

Схема № 2

Положение об организации (структурном  подразделении) – правовой акт, определяющий состав, компетенцию, порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности государственных органов, учреждений, организаций, структурных подразделений (служб).

Различают положения об организациях и положения о структурных  подразделениях (службах).

Положение об организации - это документ, на основании которого действуют государственные бюджетные  организации (органы государственной  власти и управления всех уровней). Положение об организации оформляется  на общем бланке. Обязательными реквизитами  положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.

Типовая структура текста положения приведена ниже в схеме № 3:

 

Схема № 3

Структура текста положения  так же, как и текста устава, регламентирована УСОРД3.

Положение о структурном  подразделении оформляется на общем  бланке организации. Обязательными реквизитами данного вида документов являются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения утверждаются руководителем организации.

Изменения в положение  о структурном подразделении  вносятся приказом руководителя организации.

 

3. Учредительный договор

 

Договор - юридическое понятие, с которым связано возникновение  различных обязательств и отношения, регулирующие их.

В учредительном договоре учредители берут обязательство  создать юридическое лицо (дается наименование юридического лица), определяется порядок совместной деятельности по его созданию, условия образования  имущества и уставного капитала.

Договором определяется предмет  и цели деятельности юридического лица, а также условия и порядок  управления деятельностью юридического лица и условия распределения  между учредителями прибыли.

В заключительной части договора указывается количество экземпляров  договора, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

На договоре подписи заверяются печатями. Если одна из сторон (или обе  договаривающиеся стороны) являются гражданами, то указываются их фамилии, имена  и отчества, паспортные данные и  место жительства.

Учредительный договор подлежит государственной регистрации в  установленном порядке. Учредительный  договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

 

4. Инструкция

 

Инструкция - правовой акт, содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц и граждан.

В инструкции излагается порядок  осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений  законодательных и иных нормативных  актов. Инструкции оформляются на общем  бланке организации с указанием  вида документа.

Инструкцию подписывает  руководитель структурного подразделения, разработавшего ее, подлежит утверждению. Утверждаются инструкции руководителем организации и заверяются печатью. Визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, на которое распространяется содержание инструкции.

Разновидностью инструкции является должностная инструкция.

Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый организацией в целях  регламентации организационно-правового  положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной  работы. С помощью должностной  инструкции в любой организации  реализуется функция управления персоналом. Должностные инструкции бывают типовые (примерные) и конкретные (индивидуальные). Если обязанности  работников с одинаковым названием  должности различаются, то для каждого  из них разрабатывают конкретную должностную инструкцию с уточнением обязанностей работника в заголовке к тексту.

Должностные инструкции разрабатываются  почти на все должности, предусмотренные штатным расписанием, но не составляются на категорию служащих «руководители», так как их функции и задачи, права, обязанности и ответственность фиксируются в уставе организации или в положении о структурном подразделении в разделе «Руководство».

Должностная инструкция входит в УСОРД4 и имеет унифицированную форму. Должностная инструкция оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа. Обязательными реквизитами должностной инструкции являются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.

Должностная инструкция подписывается  руководителем структурного подразделения  и утверждается заместителем руководителя организации - куратором данного  подразделения или руководителем  структурного подразделения, если ему  предоставлено это право. Визируются должностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений и  юридической службой (юристом), а  также другими должностными лицами, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной  инструкции является дата ее утверждения.

Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность, функции, условия оплаты труда, показатели оценки работы.

К документам инструктивного характера также относятся «Правила» и «Регламент».

Правила внутреннего трудового распорядка – правовой акт, регламентирующий организацию работы предприятия, взаимные обязательства работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы.

Правила оформляются на общем  бланке организации с указанием  вида документа, подписываются руководителем  кадровой службы, принимаются с учетом представительного органа работников5. Правила внутреннего трудового распорядка являются, как правило, приложением к трудовому договору.

Правил внутреннего трудового  распорядка представлена в схеме № 4:

Схема № 4

В некоторых организациях наряду с Правилами внутреннего  трудового распорядка разрабатывается  Положение о персонале, которое  отражает вопросы профессионального  и социального развития трудового  коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации  и персонала, правила деловой  этики и др. Положение о персонале  разрабатывается в некоторых  организациях наряду с Правилами  внутреннего распорядка.

Информация о работе Структура организационно-правовых документов