Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний в области деятельности заинтересованности групп в системе государственного управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следущие задачи:
- Раскрыть теоретико-методологические основы изучения заинтересованности групп: понятие, функции.
- Определить роль и место заинтересованности групп в государственном управлении.
- Изучить типологию заинтересованных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

1-я курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В последние  годы в России общественные науки  используют термин «группы давления»  для обозначения различных заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие рабочие и т.д.), в других случаях устойчивого интереса, но официально неоформленных, непризнанных - в любом случае групп, не стремящихся к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не прямые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздействие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персональных связей. Следующим типом «групп давления», мобилизирующих ресурсы в политических целях, являются международные, общероссийские или региональные ассоциации предпринимателей и промышленников, основанные, как правило, на отраслевом принципе  [20].

Таким образом, в России возникла двухступенчатая  система. Верхний уровень образуют достаточно организованные «группы давления», нижний - относительно аморфные «группы интересов». В последнее время формируется третий уровень этой системы - политические партии, специально создаваемые для отстаивания во властных структурах интересов тех или иных социальных слоев и экономических «групп интересов». Деятельность институтов политического опосредования часто квалифицируют как лоббизм.

2.3 Лоббизм в контексте деятельности  групп интересов

Вместе с  реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом и признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм.

Лоббизм (англ, lobby - кулуары) - это 1) специфическая деятельность социальных групп, отстаивающих свои политические, экономические, социальные интересы во взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государственной власти; 2) совокупность правовых норм, регулирующих лоббистскую деятельность; 3) сами группы интересов, давления, конторы и агенты, функционирующие в сфере взаимодействия с властными структурами [22].

Это слово в XVI в. употреблялось для обозначения  прогулочной площадки в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, когда в конце прошлого столетия термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах [22].

В современном  политическом языке термин «лоббирование» означает, как правило, способ решения тех или иных вопросов, в том числе и политических, в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, а также деятельность социальных групп, отстаивающих свои экономические, общественные и политические интересы. Свое политическое измерение лоббизм приобрел в 1864 году, когда этим термином стали обозначать покупку за деньги голосов депутатов в Конгрессе США. С 1946 г. лоббистские организациив этой стране стали регистрироваться в соответствии с принятым специальным законом и многие направления их конкретной деятельности оказались под контролем государства.

Вопросы изучения лоббизма рассматриваются как российскими, так и зарубежными исследователями. Первые работы по лоббизму связывают с именем А. Бентли. Вышедшая в 1908 году его книга «Процесс управления» заложила основы теории групп интересов и более глубокого понимания лоббизма как деятельности групп давления. Идеи А. Бентли в дальнейшем развивает политолог ХХ века Д. Трумэн. [3]. В середине 50-х годов, в том числе, благодаря работам ученых Р. Даля и Ч. Линдблома, групповой подход в изучении политики предстает как сфера соперничества разнообразных групп интересов. В это время  проводятся широкомасштабные теоретические и эмпирические исследования по данной проблематике.

В отечественной  политологии внимание к проблемам  теории групп интересов и лоббизму было обращено уже в 80-е и, особенно, в 90-е годы XX века. Среди российских авторов необходимо отдельно выделить работы Н.Г. Зяблюка по американскому лоббизму в законодательных, исполнительных и судебных органах власти. Его труды по лоббизму сформировали понятийный аппарат этого политического феномена, выделили методологические аспекты этой проблемы, представили классический механизм лоббистской деятельности в его американской версии [21].

В последнее  время появились работы обобщающего  характера становления института  лоббизма в современной России как социально-политического института, его этапы, специфика и отличительные черты (Заславский С.Е., Нефедова Т.И.). Тем не менее, за исключением монографии С.П. Перегудова, Н.Ю. Лапиной и И.С. Семененко большая часть таких исследований имеет скорее публицистический, чем научно-исследовательский характер [22].

Итак, лоббистские  структуры как организации первоначально  возникли в США и уже после  этого стали появляться в других странах. Закон о регулировании  лоббизма был принят в США в 1946 г. Число лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов обеих палат. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих и согласуемых с общественными интересами.

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.

- Во-первых, лоббизм  весьма жестко связан с политической  властью. Можно даже вывести  такую закономерность: лоббизма  больше, как правило, там, где  сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм — своего  рода признак власти, ее специфическая  отметина. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

- Во-вторых, лоббистская  деятельность всегда ведется  в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).

- В-третьих,  лоббисты выполняют функцию посредничества  между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).

- В-четвертых,  лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов не только  организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

- В-пятых, лоббизм  представляет отдельным гражданам  и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений, и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.

Лоббизм как  полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;  расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения [23].

    В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма:

  • выступление на слушаниях в профильных комитетах;
  • законодательного органа;
  • составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;
  • организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений;
  • проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей;
  • психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей);
  • митинги, забастовки, демонстрации, пикеты и т.п.

     Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды.

В зависимости  от того на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (осуществляется в системе высших органов государственной власти исправления) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости  от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

— ведомственное  лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов;

— региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.

— иностранное  лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные  органы с целью добиться от них  определенных решений [24].

На сегодняшний  день в России лоббизмом и профессиональными  лоббистами охвачены все органы федеральной  и местной власти. В данном случае термин «профессиональный лоббист» употребляется условно, так как законодательно он еще не закреплен. Во множестве проявлений лоббизма присутствуют общие характеристики и слагаемые, такие, как наличие субъектов и объектов воздействия, чей-то интерес, функция посредничества, участие в создании и подготовке политических и административно-правовых решений.

В отсутствие федерального законодательства и подзаконных актов, регулирующих лоббистскую деятельность, в России все более приходится говорить о теневом лоббизме, характерными чертами которого является то, что на поверхности видны только принятое решение и те, кто его представил и кто принял. За кулисами, в тени остаются настоящий заказчик, клиент-лоббист, все участники цепочки прохождения проекта решения, вознаграждения за конечный результат, в целом весь механизм давления.

В системе взаимодействия власти и общества законное место и признание должны получить обращения и петиции граждан - институт реализации политических прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции РФ).

В целом, России еще предстоит наладить систему  цивилизованного взаимодействия госаппарата и гражданского общества, и это будет одним из показателей сложившегося правового демократического государства, важнейшим ресурсом дальнейшего развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведём итоги. В современных демократических странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примеров таких групп можно назвать профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические, женские, молодежные движения и ассоциации, негосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные обществаи т.д.

Группы интересов — это объединения  индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

     Теория групп интересов или заинтересованных групп, разработанная, прежде всего, американскими учеными А.Бентли и Д.Трумэном, пользуется признанием в западной политологии. Согласно А.Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов, а политические решения властей - результат соотношения сил между соответствующими группами. Д.Трумэн рассматривал стабильность взаимодействия различных групп как важнейший фактор обеспечения социального равновесия в обществе. В дальнейшем данный подход получил поддержку и был развит в трудах Р. Даля, Д. Истона, Г. Ласки и др.

Основное предназначение групп  интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции  интересов. В этих группах происходит согласование множества частных  требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.

Информация о работе Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления