Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумнозаметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а неразмышляли о своей природе''. И он был прав, поскольку естественнымспособом существования человека является его связь с другими людьми, а самчеловек становится человеком только в общении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….СТР.2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ…………………СТР.3
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………...СТР.3
1.2 ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ…………..………………………………………….СТР.9
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ …………….СТР.14
2.1 Структура и функции общения…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...СТР.22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..СТР.23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Далеко идущее влияние  на субъективную готовность участников общения принимать внушающее  воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений.

Непосредственным результатом  процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия. Несмотря на различие принципов осуществления, убеждение и внушение, дополняя друг друга, используются в каждом акте общения, поскольку абсолютизация каждого из них приводит либо к сухому логизированию, либо к шаманству, действенность которого приближается к нулю по мере увеличения критичности аудитории.)

Глава2. Вербальные и невербальные средства общения.

2.1 Речь 

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью  языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными  за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены  вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми  жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где  каждая буква означается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя  в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а  самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и решающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность  устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому  или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь имеет большую  композиционную сложность, требует  завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой  логики и последовательности при  изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается  в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому  порядку слов, пропуску концов и  других частей предложений.

Недостатками устного  выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Письменная речь появилась  в истории человечества много  позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения  между людьми, разделенными пространством  и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными  схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось  возможным наилучшим образом  передавать от поколения к поколению  опыт, накопленный людьми, так как  при передаче его с помощью  устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно  исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь-это  та речь, которой обучают в школе  и которую привыкли считать признаком  образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных  толкований предложений, поэтому ее предпочитают в науке, деловых и  юридических отношениях.

Общение людей не может  быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и  реципиент обмениваются вербальными  сообщениями. В общение людей  оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образуют особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию

 

 

Невербальные  средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение  процесса общения, создавать психологический  контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые  словами, направлять истолкование  словесного текста;

3) выражать эмоции и  отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением  некоторых жестов). Они обычно оказываются  так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие  от речи невербальные средства общения  осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные  средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные:

Визуальные средства общения:

  1. кинесика - движение рук, ног, головы, туловища;направление взгляда и визуальный контакт;выражение глаз;выражение лица;поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);кожные реакции (покраснение, появление пота);дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства  общения - это:паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, "шмыганье" носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические средства общения - это:физическое   воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).4. Ольфакторные средства общения включают в себя:приятные и неприятные запахи окружающей среды;естественный и искусственный запахи человека.На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы  поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок  и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две  группы правил:

· нормы, действующие в сфере общения  между равными по статусу, членами  одного коллектива (горизонтальные);

· наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое  и предупредительное отношение  ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

· Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление  себя другому человеку;

· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

· Обсуждение интересующей проблемы;

· Решение проблемы.

· Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Виды делового общения

По  способу обмена информацией различают  устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

· Приветственная речь;

· Торговая речь (реклама);

· Информационная речь;

· Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

· Дискуссия;

· Совещание (собрание);

· Пресс-конференция.

· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа  или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными  формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое  разнообразие способов общения, что  позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может  быть разделено на:

· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

· Когнитивное - обмен знаниями;

· Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

· Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По  средствам общения возможно деление  на такие четыре вида:

· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

2.2 Структура и функции общения

К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление  этих терминов условно, иногда в аналогичном  смысле употребляют и другие: в  общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Вопросы позволяют деловому человеку направить  процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов:

1. "Закрытые" - это вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения "да". "Закрытые" вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.

Информация о работе Понятие общения