Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумнозаметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а неразмышляли о своей природе''. И он был прав, поскольку естественнымспособом существования человека является его связь с другими людьми, а самчеловек становится человеком только в общении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….СТР.2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ…………………СТР.3
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………...СТР.3
1.2 ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ…………..………………………………………….СТР.9
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ …………….СТР.14
2.1 Структура и функции общения…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...СТР.22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..СТР.23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них поступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения включает в  себя четыре компонента:

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения.

Мотивами общения членов могут быть:

потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в  общении;

потребности и интересы обоих  партнеров общения, побуждающие  их включиться в общение;

потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

общение вербальная коммуникация психология

Соотношение мотивов общения  от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение  может носить дружественный или  конфликтный характер.

Основными целями общения  могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действия., оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

если в кибернетических  устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения  она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;

в отличии от простого "обмена информацией" между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

характер обмена информацией  между людьми определяется тем, что  посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут  влиять друг на друга, оказывать воздействие  на поведение партнера;

коммуникативное влияние  как результат обмена информацией  возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди "говорят на одном языке".

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

1.2 Функции общения.

Общение выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы,  ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно  определить как универсальную  реальность, в которой зарождаются,  существуют и проявляются в  течение всей жизни психические  процессы, состояние и поведение  человека.

3. Функция подтверждения  дает людям возможность познать,  утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения-разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов,  способствует передаче друг другу  необходимых сведений и настраивает  их на реализацию общих целей,  намерений, задач, соединяя их  тем самым в единое целое,  а с другой стороны, она может  способствовать дифференциации  и изоляции личностей в результате  общения.

5. Функция организации  и поддержания межличностных  отношений служит интересам налаживания  и сохранения достаточно устойчивых  и продуктивных связей, контактов  и взаимоотношений людей в  интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение чрезвычайно  многогранно и может быть различных видов.

Различают межличностное  и массовое общение:

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный).

В ролевом общении человек  лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным  и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо  значимая информация.

Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может  быть личным и деловым:

Личное общение это обмен неофициальной информацией, а деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио - и видеотехники).

Общение может  различаться и по его формам:

Императивное  общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Выделяют следующие  сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения "начальник-подчиненный", воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

 

Манипуляция используется непорядочными  людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации, когда реализуется  концепция "черной" и "серой" пропаганды. При этом владение и  использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и  манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяв достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Механизм общения. Универсальным механизмом регуляции общения как деятельности людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования.

Партнеры с разными  установками плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, быстрее  идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость  установок партнеров.

Согласование и координация  позиций партнеров происходят посредством  обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки  планов совместной деятельности. В  ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время  осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение.

Убеждение есть процесс логического обоснования сообщением (или несколькими сообщениями) какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения. Убеждение предполагает такой сдвиг в сознании собеседника (аудитории), который сделает его готовым защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с нею.

В процессе общения само убеждение сводится к созданию и  передаче сообщений, в каждом из которых  обязательно - в соответствии с правилами  логики - содержится тезис, подтверждаемый доводами и демонстрацией истинности тезиса. Однако убеждение в этом процессе оказывается осложненным  действием таких факторов, как  качество и эмоциональная приемлемость аргументов для собеседника, их уместность для доказательства конкретного  тезиса, наконец, обстоятельств, в которых  осуществляется общение.

В ходе убеждении происходит преодоление критического отношения  собеседника к предлагаемым доводам  и выводам. Критическое отношение  может возникнуть в силу различных  причин: из-за логического несовершенства аргументации, например чрезмерности, обилия аргу - ментов или прямых логических ошибок, из-за противоречащего влияния собственного опыта аудитории - совокупности взглядов на жизнь, сложившихся у нее под влиянием повседневной практики, из-за идеологических позиций слушателей, в случаях, когда доводы идут вразрез с нормами группы или господствующими в ней ценностями.

На результаты убеждения  оказывает влияние и апелляция  к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены  для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т.е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить  в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости  и сострадания, к скромности, к  желанию индивида быть с большинством.

Убеждение в ходе общения  оказывается эффективным лишь при  должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие  превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает.

Внушение - это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных  с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в  значительной мере зависит от ее представлений  о человеке, выступающем в роли коммуникатора.

Информация о работе Понятие общения