Пенсионное обеспечение судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

-коэффициенты за работу в высокогорных районах; коэффициенты за работу в пустынях и безводных местностях; процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, а так же в приравненных к ним местностям и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. (Выплаты по коэффициентам и надбавкам осуществляются при условии проживания судьи в местностях, где такие коэффициенты предусмотрены.)

Судьям, проработавшим в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием [2.4, с.85].

Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета, в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации независимо от места назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается в следующих случаях:

1 при отставке судьи по основаниям, а также при принятии решения об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу или осуществление отношении его оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

2 при нарушении бывшим судьёй или судьёй, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

3 при прекращении гражданства Российской Федерации;

4 в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

5 в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим - с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий.

В случае поступления лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание, на оплачиваемую работу, выплата пожизненного содержания прекращается со дня его приема на эту работу, причем излишние полученные суммы подлежат возмещению судьёй добровольно или в судебном порядке [2.3, с.355].

Размер пожизненного содержания пребывающего в отставке судьи составляет 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи (при стаже судебной работы-20 лет). Судье в отставке, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, пожизненное содержание увеличивается из расчёта: за каждый год стажа работы свыше 20 лет-1% указанного содержания, но не всего не более 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи[2.17, с.211].

Высший Арбитражный Суд РФ представил на своем сайте пакет законопроектов, касающихся пенсионного обеспечения судей. Концепция этих документов одобрена постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 мая 2012 года.  Законопроектами предлагается, что гражданам РФ, осуществлявшим полномочия судьи в период, в течение которого на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 1 января 2002 г., и не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемое за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, определенных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. [2.12, с.6].

Устранено неравенство в пенсионном обеспечении членов семьи судьи, умершего не в связи со служебной деятельностью.

Поправки касаются пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в том числе в отставке) в случае его гибели (смерти).

Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им положено ежемесячное обеспечение, если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью. В противном случае ранее они могли претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца [2.16, с.95].

Конституционный Суд РФ (постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П) признал такое положение вещей не соответствующим Конституции РФ.

Действующее законодательство не обеспечивало надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью. Им не было гарантировано пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи. Более того, указанные лица были поставлены в худшее положение, нежели члены семьи иного умершего кормильца (не судьи). Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности). Между тем на зарплату судей взносы не начисляются. В случае смерти судьи размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся безотносительно к его зарплате (т. е. устанавливался в минимальной базовой величине).

Поправки исправляют это неравенство. Согласно им указанным членам семьи выплачивается по их выбору либо трудовая пенсия по случаю потери кормильца, либо часть ежемесячного пожизненного содержания судьи-кормильца. Размер последней зависит от количества иждивенцев: при наличии одного - 40%; двух и более - из 100% ежемесячного пожизненного содержания вычитается доля, приходящаяся на самого судью, и полученное делится на всех иждивенцев поровну. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в этом качестве, независимо от его возраста на день гибели (смерти).

Вопрос о связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей решает соответствующая квалификационная коллегия судей.

Устанавливаются основания признания иждивенцев нетрудоспособными и условия прекращения выплат.

Кроме того, в отношении судей, умерших (погибших) не в связи со служебной деятельностью, предусмотрено преобразование их пенсионных прав, приобретенных за периоды работы, в которые они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, в расчетный пенсионный капитал.

Это позволит устранить вышеописанное неравенство в уровне пенсионного обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) судьи [1.7].

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 января 2003 г. N 22-О отметил, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение, решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных, в том числе трудовых, пенсий (включая возможность выбора того или иного вида пенсии) и порядка их исчисления относит к компетенции законодателя.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. При этом, имеются ввиду как закрепленные в Конституции, так и другие права и свободы. Умаление права на получение социального обеспечения, установленного ранее действующим законодательством, в данном случае, осуществлено не прямо, путем отрицания его признания и защиты, а путем принижения его значения, необоснованного снижения объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий его обеспечения и защиты. В равной мере, положения ст. 55 Конституции РФ, распространяются и на подзаконные нормативные акты. Более того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий.

Для решения вопросов, поставленных во введении то есть исследование пенсионного обеспечения судей, можно предложить следующее: характеристика пенсионного обеспечения судей; исследование основных факторов, определяющие право на назначение ежемесячного пенсионного обеспечения; рассмотрение порядка выплаты ежемесячного содержания судей.

Работать судьями нередко идут ради пенсии. Но, как выяснял сегодня Конституционный суд РФ в ряде случаев пенсия может оказаться ниже, чем у других граждан. Проблема в том, что с судейской зарплаты нет отчислений в Пенсионный фонд РФ. Это значит, что при недостаточности судейского стажа для назначения «полноценной» пенсии размер выплат будет рассчитываться без учета периода работы в суде.

Следует согласиться с мнением Высшего Арбитражного Суда РФ, который представил на своем сайте пакет законопроектов, касающихся пенсионного обеспечения судей. Концепция этих документов одобрена постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 мая 2012 года.  Законопроектами предлагается, что гражданам РФ, осуществлявшим полномочия судьи в период, в течение которого на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 1 января 2002 г., и не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемое за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, определенных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. Пребывающие в отставке судьи при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, должны получить право на одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Устранено неравенство в пенсионном обеспечении членов семьи судьи, умершего не в связи со служебной деятельностью.

Поправки касаются пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в том числе в отставке) в случае его гибели (смерти).

Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им положено ежемесячное обеспечение, если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью. В противном случае ранее они могли претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца.

Конституционный Суд РФ (постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П) признал такое положение вещей не соответствующим Конституции РФ.

Действующее законодательство не обеспечивало надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью. Им не было гарантировано пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи. Более того, указанные лица были поставлены в худшее положение, нежели члены семьи иного умершего кормильца (не судьи). Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности). Между тем на зарплату судей взносы не начисляются. В случае смерти судьи размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся безотносительно к его зарплате (т. е. устанавливался в минимальной базовой величине).

Поправки исправляют это неравенство. Согласно им указанным членам семьи выплачивается по их выбору либо трудовая пенсия по случаю потери кормильца, либо часть ежемесячного пожизненного содержания судьи-кормильца. Размер последней зависит от количества иждивенцев: при наличии одного - 40%; двух и более - из 100% ежемесячного пожизненного содержания вычитается доля, приходящаяся на самого судью, и полученное делится на всех иждивенцев поровну. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в этом качестве, независимо от его возраста на день гибели (смерти).

Вопрос о связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей решает соответствующая квалификационная коллегия судей.

Устанавливаются основания признания иждивенцев нетрудоспособными и условия прекращения выплат.

Кроме того, в отношении судей, умерших (погибших) не в связи со служебной деятельностью, предусмотрено преобразование их пенсионных прав, приобретенных за периоды работы, в которые они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, в расчетный пенсионный капитал.

Это позволит устранить вышеописанное неравенство в уровне пенсионного обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) судьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список использованных источников

1   Нормативно правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993г. №245

1.2  О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№51.-ст.4831.

1.3  Об основах государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№5.-ст.4001.

1.4    О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№11.-ст.4831.

1.5   О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 117-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№58.-ст.3831.

1.6      О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-2004.-№21.-ст.4431.

Информация о работе Пенсионное обеспечение судей